Быстрый переход к готовым работам
|
Технология контекстной метеорологической подготовки курсантов училищаВ исследованиях по педагогике существуют различные определения понятия «технология обучения». В работе, посвящённой новым педагогическим и информационным технологиям в системе образования, под технологией обучения понимается «совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определённой дидактической системы». Только тогда дидактическая система может быть реализована на практике, когда она технологично, т.е. процессуально проработана. [129, с. 27]. С.Я. Батышев утверждает, что приход педагогической технологии на смену традиционной методике способствует повышению эффективности процесса обучения. [148, с. 51]. По мнению В.И. Загвязинского, общим для понятий «технология обучения» и «методика обучения» является свойство системности. Технология и методика обладают системностью, но технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью, а методика предусматривает разнообразие способов реализации дидактических принципов и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. она не обладает инструментальностью [66, 67]. На наш взгляд, понятие инструментальности является достаточно неопределённым и потому не может служить показателем различия методики и технологии. По В.Д. Чернилевскому, педагогическая технология представляет собой интегративную систему, включающую упорядоченное множество действий, которые обеспечивают педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Технология обучения - это система, структурными элементами которой являются: цели, содержание, методы, средства, формы организации и результаты обучения, а также студент и преподаватель [194, с. 53]. Г.К. Се- левко даёт три определения педагогической технологии. Во-первых, технология - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы и средства обучения. Во-вторых, технология - это совокупность целей, содержания, методов и средств обучения. В-третьих, технология является реальным процессом обучения [168]. Согласно В.П. Беспалько, технология - содержательная техника реализации учебного процесса [23]. М.В. Кларин считает, что технологией является системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств достижения целей образования [80]. H. H. Никитина выделяет четыре подхода к определению понятия «педагогическая технология»: 1) процессуальный, 2) инструментальный, 3) личностный, 4) системный. Процессуальный подход определяет технологию как системный способ построения педагогического процесса в определённой последовательности действий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата. Инструментальный подход представляет технологию как совокупность методов, приёмов, средств обучения. Согласно личностному подходу технология - компонент педагогического мастерства, т.е. умения проектировать и осуществлять процесс обучения. Системный подход определяет технологию как целостный образовательный процесс, систему целей, содержания, средств и методов образования [123,124]. A.A. Вербицкий считает, что педагогическая технология представляет собой структурно-процессуальное описание и реализованную на практике модель взаимосвязанных деятельностей обучающих и обучающихся, их общения и взаимодействия, направленных на достижение целей образования. Эта модель отражает совместную и индивидуальную деятельность субъектов обучения, которая характеризуется «социальными ценностями и целями, образовательными потребностями и мотивами, жизненным, профессиональным и учебным опытом» [44, с. 74].
Вся работа доступна по ссылке |
|