Быстрый переход к готовым работам
|
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели контекстной метеорологической подготовки курсантов училищаОпытно-экспериментальная работа по реализации модели контекстной метеорологической подготовки курсантов проводилась нами в период с 2003 по 2006 год в условиях естественного обучающего эксперимента в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте). Было выделено две группы курсантов: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе осуществлялась реализация технологии контекстной метеорологической подготовки курсантов, направленная на формирование метеорологической готовности курсантов к осуществлению профессиональной деятельности; на развитие профессиональной и познавательной мотивации, появление у курсантов новых стимулов, личностных смыслов, мотивов, связанных с профессиональной деятельностью пилотов. В контрольной группе курсанты обучались авиационной метеорологии традиционно. Положительная профессиональная мотивация курсантов исследуемых групп, которая проявлялась в желании курсантов стать в будущем пилотами, характеризовала тот внутренний контекст, на фоне которого проводился эксперимент. Для оценки уровня сформированное™ мотивационной метеорологической готовности к будущей профессиональной деятельности у курсантов исследуемых групп мы использовали методику оценки личности Т.Д. Дубовиц- кой, предназначенную для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин. Сравнивая результаты исследования с помощью тест- опросника в контрольной и экспериментальной группах, автор рассматривает эти результаты как показатели качества используемой технологии обучения [63]. Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой послужил диагностическим инструментарием для определения значимости дисциплины авиационной метеорологии в двух контекстах: во-первых, в контексте профессиональной подготовки курсантов; во-вторых, в контексте развития профессиональной мотивации курсантов (прил. 4). Рассмотрим методику Т.Д. Дубовицкой применительно к оценке значимости для курсантов дисциплины авиационной метеорологии. Тест- опросник включает 18 суждений и содержит две шкалы. Первая шкала - шкала значимости дисциплины авиационной метеорологии для профессиональной подготовки курсантов - включает десять суждений. Вторая шкала - шкала значимости дисциплины авиационной метеорологии для развития профессиональной мотивации курсантов - содержит восемь суждений. Максимальное количество баллов, которое может получить курсант по первой шкале, составляет 10, а по второй шкале - 8. Минимальное количество баллов по обеим шкалам равно 0. Количество баллов по каждой шкале мы рассматриваем как результат измерения признака - значимости дисциплины для профессиональной подготовки пилотов (первая шкала) и для развития профессиональной мотивации (вторая шкала). Высокий балл по первой шкале свидетельствует о том, что курсант, осваивая дисциплину, считает, что содержание учебного предмета имеет большое значение для его профессиональной подготовки и составляет основу профессиональной компетентности пилота. По мнению курсанта, содержание учебного предмета, выполняемые при подготовке задания, а также развиваемые при этом способности имеют непосредственное отношение к профессии пилота. Дисциплина авиационная метеорология позволяет курсанту узнать много важного для этой профессии. Курсанта не пугают трудности в изучении предмета, т.к. он понимает, что это изучение важно и необходимо для его профессиональной подготовки, для будущей профессиональной деятельности. Низкий балл по первой шкале свидетельствует о том, что дисциплина авиационная метеорология, по мнению курсанта, не имеет никакого отношения к содержанию будущей профессиональной деятельности пилота. Высокий балл по второй шкале говорит о том, что на занятиях по авиационной метеорологии курсант убеждается в правильности выбора профессии пилота. Дисциплина авиационная метеорология вызывает у него интерес к профессии, желание работать по избранной специальности. В процессе метеорологической подготовки курсант доволен тем, что может проявить себя в роли пилота. У курсанта возникает уверенность, что в будущем он сможет достичь успехов в выбранной профессии. Эта уверенность формирует мотивацию профессиональной подготовки - профессиональную мотивацию курсанта. Низкий балл по второй шкале означает, что на занятиях по авиационной метеорологии у курсанта пропадает интерес к профессии пилота, он сожалеет о выборе этой профессии. В исследовании приняли участие курсанты четвёртого курса лётно- технического факультета Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. В контрольную группу вошли курсанты академических групп П-00-1, П-00-2, П-01-1, П-01-2. В экспериментальную группу - курсанты академических групп П-02-1, П-02-2, П-03-1, П-03-2. Исследуемые группы не зависели друг от друга и содержали одинаковое число курсантов, равное 60. Предварительный опрос курсантов по методике Т.Д. Дубовицкой на констатирующем этапе эксперимента не проводился, поскольку этот опрос противоречит здравому смыслу, т.к. содержание суждений тест- опросника предполагает изучение курсантами авиационной метеорологии. Всего 120 курсантов выразили своё мнение по отношению к двум учебным предметам: авиационной метеорологии и экологии. Курсанты изучали экологию как естественнонаучную общеобразовательную дисциплину во втором семестре. Авиационная метеорология как общепрофессиональная дисциплина изучалась курсантами в шестом и седьмом семестрах. Мы предположили, что мнение об экологии и авиационной метеорологии, сложившееся у курсантов при их изучении, сохраняется на долгие годы.
Вся работа доступна по ссылке |
|