Быстрый переход к готовым работам
|
Научные обоснования закономерностей миграции населенияНа современном этапе постиндустриальной трансформации социальной системы мировое сообщество переживает очередной цикл экономической, политической, информационно-коммуникационной, демографической и культурной глобализации. Это зримо проявляется в активизации деятельности международных торгово-промышленных, финансовых и политических объединений и союзов, укреплении позиций транснациональных корпораций и международных банков, появлении и быстром росте глобальных информационных систем, глубоко интегрированных в политику и экономику, создании компьютерных сетей для обслуживания многих сфер жизнедеятельности человека. Одновременно наблюдается рост общей численности населения планеты и взаимная ассимиляция различных наций, народов и этнических групп, существенно видоизменяющая исторически сложившуюся демографическую карту мира. В настоящее время миграцию населения можно охарактеризовать как социальный процесс глобального перемещения населения, охвативший практически все страны и континенты [1]. Причины миграционных процессов могут быть различными. Так, в период рабовладельческих отношений внешняя миграция была обусловлена политическими распрями и недостатком земель. Как отмечал известный шотландский экономист и философ А. Смит, незначительные по объёму греческие городовые общины, при возрастании населения и отсутствии путей сообщения и торговых сношений, по необходимости, должны были «дозволять и даже предписывать выселение избытка своих граждан»[2]. В средние века, во время феодализма, произошло прикрепление населения к земле, что, по сути, исключало возможность внешней миграции. Однако впоследствии эмиграция превратилась в доходную статью феодалов, которые конфисковывали в свою пользу всю собственность, принадлежащую выселенцу. Со временем этот обычай смягчился: конфискацию заменила определённая подать, взимаемая за выселение {^аЬе11а emigrationis)[3]. Следует заметить, что в последующем воззрения феодалов на эмиграцию были восприняты монархами, казна которых существенным образом пополнялась за счёт податей, взимаемых с переселенцев. Вместе с тем, государственная политика многих европейских монархий в отношении эмиграции в период с XVII - XIX вв. была крайне ограничительной. Например, в таких странах, как Австрия, Англия, Франция отношение к эмигрантам было крайне враждебным. Лица, выходящие из подданства указанных стран, лишались своего имущества, а также не могли впоследствии воспользоваться правом на наследство. Более того, переселенцам, как правило, запрещалось возвращаться на родину. Об этом свидетельствует законодательство названных государств. Например, австрийский император Иосиф II издал в 1784 г. закон, запрещающий выезд подданных Австрии. В отношении лиц, выезжающих из страны без разрешения правительства, указанный закон предусматривал меры репрессивного характера. Особое разрешение королевского правительства требовалось и для выезда из Франции. Об этом говорилось и в эдикте Людовика XIV, изданном в 1669 г., и в декрете Наполеона I, принятом в 1811 г. (несмотря на то, что Конституция Франции 1791 г. провозгласила свободу переселения). Целесообразность разрешения на выезд обосновывалась существующими между государством и его подданными «связями рождения», которые, как говорилось в эдикте Людовика XIV, являлись самыми «тесными и наиболее неразрывными из всех, существующих в гражданском обществе»[4]. В соответствии с английским обычным правом {англ. - Common Law. - Прим.автора), подданство рассматривалось как местное и естественное. Под местным подданством понималось подданство, возникавшее вследствие фактического пребывания иностранца на территории государства, оказывающего ему покровительство. С переездом иностранца в другое государство это подданство прекращалось. Естественное подданство vice versa считалось вечным. К естественным английским подданным относились лица, рождённые на территории Англии. При этом считалось, что они не могут стать подданными другого государства[5]. В XVIII-XIX веках согласно практике таких стран, как Дания и Швеция, эмигранты вследствие самого факта переселения переставали быть подданными этих государств. Таким образом, переселенцы, как правило, нуждавшиеся в государственной помощи и защите, по сути, её лишались[6]. Вполне очевидно, что в подобных ситуациях требовалось подписание международных договоров между государствами, направленных на урегулирование такого рода коллизий. Наряду с рассмотренной выше ограничительной политикой государств в отношении эмиграции собственных подданных, многие из них приветствовали переселение на их территорию иностранных граждан. Например, указом российской императрицы Екатерины II в 1763 г. устанавливались существенные льготы (в том числе освобождение от налогов и военной службы) для иностранцев, желающих поселиться в России. В соответствии с российским законом о натурализации, принятым в 1864 г., иммиграция иностранных граждан, желавших натурализоваться в России, также поощрялась. Одновременно с этим, российское законодательство того времени категорически запрещало переселение собственных подданных на территорию другого государства. В действовавших на тот период нормативных установлениях России не содержалось определённых указаний относительно прекращения «природного подданства». В связи с этим Ф. Мартенс справедливо отмечал возможность доказывания, что «природные русские подданные» никогда не могли «законным образом» выйти из подданства[7]. За нарушение «верноподданнического долга» российское законодательство предусматривало весьма серьёзное наказание, в частности, вечное изгнание из государства (в случае самовольного возвращения в Россию нарушителю грозила ссылка в Сибирь)[8]. Будет также интересным отметить, что Соединённые Штаты Америки, издавна стимулирующие иммиграцию, в то же время не приветствовали выезд собственных граждан. Только в 1868 г. Вашингтонский конгресс принял билль, провозглашающий полную свободу эмиграции[9]. Начиная с конца XIX века, миграционная политика, а также законодательство большинства государств стали меняться. Право переселения уже рассматривалось как неотъемлемое право каждого гражданина. При этом за каждым гражданином признавалась свобода выхода из подданства. Как отмечал Ф. Мартенс, признание государствами «свободы эмиграции» было обусловлено «новыми общественными и политическими порядками, основанными неуважении человеческой личности и её интересов»[10]. Изучению сущности миграции населения, ее причин и вопросов регулирования уделяли большое внимание известные экономисты, политические деятели, ученые и специалисты различных отраслей социальных знаний.
[1] За пределами стран происхождения, по оценкам экспертов, проживают около 200 млн человек. Эти показатели более чем в 2,5 раза превышают статистические данные 60-х гг. прошлого столетия. — См.: Стрельцова Я. Интеграция иммигрантов в условиях экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 1. - С. 55., Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 3. [2] Цит.в кн.: Мартенс Ф Современное международное право цивилизованных народов: В 2 тт. - Т-2. - Санктъ-Петербургъ, 1905.-С. 176. [3] Мартенс Ф. Там же - Т.2. - С. 176. [4] Цит.в кн.: Мартенс Ф. Указ.соч. - T.2. - С. 177. [5] Англ.вар. - Once a subject always a subject. - Прим. автора. [6] Так произошло с переселенцами, покинувшими в 1877-1878 гг. Россию и переехавшими в Бразилию. В силу ряда объективных причин (отсутствие свободных земель, непривычные климатические условия) мигранты решили вернуться на родину. На обратном пути, прибыв в Гамбург и Антверпен, они обратились за помощью к местным властям, которые, в свою очередь, посредством дипломатической переписки связались с Россией. Правительство России отказалось принимать обратно переселенцев в силу того, что они добровольно покинули родину. Власти стран временного пребывания российских переселенцев также не могли признать их своими подданными. Однако ими была предоставлена материальная помощь переселенцам, которые впоследствии в результате долгих переговоров были всё же приняты российской стороной. — См.более подробно в кн.: Мартенс Ф Указ.соч. — Т.2. — С. 189. [7] Мартенс Ф.Ф. (1845-1909) - русский юрист и дипломат, специалист в области международного права и дипломатии. В 1867 г. окончил Петербургский университет. В 1873-1905 гг. - профессор этого университета. Был представителем России на международных конференциях: Брюссельской 1874, Гаагских 1893, 1894, Гаагских конференциях мира 1899, 1907, арбитром постоянной палаты Третейского суда в Гааге. В 1894 г. избран президентом Института международного права. - См.: Украинская советская энциклопедия в 12 тт. - T.6. - Киев, 1981.-С. 310. [8] Мартенс Ф. Указ.соч. - Т.2. - С. 186. [9] Kent's Commentaries on American Law, 7 ed. New-York 1851, t. II. - P. 10. - См. ссылку в кн.: Мартенс Ф. Указ. соч. - С. 180. [10] Мартенс. Ф. Указ.соч. - T.2. - С. 180.
Вся работа доступна по ссылке |
|