Быстрый переход к готовым работам
|
Тенденции и особенности современных процессов миграцииВ последние десятилетия миграционные процессы, чутко реагирующие на происходящие в мире изменения, стали отличаться некоторыми новыми тенденциями. Их изучение показывает, что наблюдаемая на современном этапе интенсификация миграции населения происходит за счет появления новых групп мигрантов, представленных, в частности, женщинами и высококвалифицированными специалистами. Согласно статистическим данным Международной организации по миграции (далее - МОМ. - Прим.автора), женщины составляют примерно 48 % всех мигрантов мира. Женщины мигрируют в качестве жён или членов семей мигрантов, а также в целях самостоятельного трудоустройства. В связи с этим во многих зарубежных и отечественных публикациях всё чаще говорится о феминизации современной миграции. При этом считается, что подобная тенденция миграции обусловлена изменениями мирового рынка труда, в частности — возросшей потребностью в работниках частной сферы услуг[1]. Вместе с тем некоторые учёные не спешат заявлять о всеобщей феминизации миграционных процессов. По их мнению, высокая женская мобильность характерна далеко не для всех стран и регионов мира[2]. Так, большая часть трудовых мигрантов — выходцев из стран Юго-Восточной Азии представлена женщинами (60-80 % всех трудовых мигрантов)[3]. Если для сравнения обратиться к странам - участницам Содружества Независимых Государств, то в них столь высокой женской мобильности не наблюдается[4]. Тот факт, что современные женщины способны самостоятельно мигрировать в целях трудоустройства, при этом зачастую являясь кормильцами семей, остающихся в странах их происхождения, безусловно, демонстрирует значительные изменения социального характера. С одной стороны, в случае удачного трудоустройства в принимающей стране женщина-мигрант обретает финансовую независимость. Однако, к сожалению, есть и другая сторона женской миграции. Именно женщины-мигранты являются наиболее уязвимыми в том, что касается соблюдения их прав и свобод в странах трудоустройства. Особенно это касается женщин, которые задействованы в сфере низкоквалифицированного труда или занимаются трудовой деятельностью, находясь на нелегальном положении. В этих случаях женщины, как правило, плохо осведомлены о своих правах и обязанностях или просто боятся о них заявлять, опасаясь остаться без работы. Зачастую они вынуждены работать за низкую заработную плату, сверх положенного времени или без выходных, а также без каких-либо социальных гарантий. В связи с этим особое значение приобретают меры, направленные на осуществление контроля за агентствами, занимающимися подбором трудовых кадров, содействие женщинам-мигрантам в трудоустройстве посредством информационной и правовой помощи, проведение кампаний, разъясняющих женщинам-мигрантам их права и обязанности в стране пребывания и др. Следует отметить, что в последнее время МОМ всё больше внимания уделяет помощи женщинам-мигрантам. Так, названной организацией организуются курсы подготовительного обучения, предваряющие трудовую миграцию женщин за рубеж, осуществляется помощь в возвратной миграции, а также реинтеграции вернувшихся женщин в их родные сообщества. Для решения проблемы гендерного неравенства большое значение имеет политика принимающего государства, определяющая роль женщин- мигрантов в своём обществе. Зачастую принимающие государства проводят политику, которая если не прямо, то косвенно дискриминирует женщин в том, что касается их потенциального трудоустройства. Имеется в виду, например, практика отбора трудовых мигрантов по специальностям, которые доступны в странах-донорах в большей степени мужчинам, нежели женщинам. В связи с этим отдельные государства, в частности, Канада, формируют миграционную политику, направленную на предотвращение гендерного неравенства при отборе потенциальных мигрантов. Как отмечают отечественные исследователи миграционных процессов, в России также предпринимаются первые шаги практической реализации гендерно восприимчивой миграционной политики[5]. Речь идёт о социальной и медицинской поддержке женщин-мигрантов и их детей, а также о внедрении в жизнь программ интеграции указанных категорий мигрантов в российское общество. Так, в крупных городах России, в частности, в Москве получила развитие программа интеграции детей мигрантов, предполагающая изу- „ 2 чение ими русского языка и основ российской истории и культуры . Политика интеграции, как неотъемлемая часть иммиграционной политики, имеет очень важное значение в выстраивании отношений между мигрантами и населением стран-реципиентов[6]. При этом успех интеграции зависит как от активности самих мигрантов, так и от отношения к ним принимающего общества. Стремление мигрантов к повышению профессионального и образовательного уровня в стране пребывания наряду с толерантным отношением к ним местного населения способствуют позитивным последствиям миграционных процессов. В связи с этим уместным будет отметить, что в последнее время как на официальном уровне, так и в научных публикациях всё чаще обсуждается такая модель интеграции мигрантов, как мультикультурализм[7]. В соответствии с этой моделью предполагается, что мигранты станут постоянными жителями страны, поэтому отношение к ним должно быть как к гражданам страны, с учетом специфики их религии, этнической принадлежности, культурных традиций. Таким образом, особую роль приобретает «местная община» как ячейка со своей культурной самобытностью. По мере интеграции мигранта в общество значение общины меняется. На раннем же этапе процессы взаимоотношений между общинами и местным населением регулируются принимающим государством[8]. В целом, говоря о политике мультикультурализ- ма, хотелось бы обратиться к мыслям Ф. Мартенса, который считал, что самобытность народа в смысле культурной индивидуальности, способна развиваться и укрепляться только посредством международных отношений, в условиях взаимного уважения и при «дружном стремлении народов к достижению общих культурных идеалов»[9]. В ходе исследования проблемы интеграции внешних мигрантов Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)[10], рекомендовала принимающим государствам проводить иммиграционную политику с учётом модели мультикультурализма, основанной на уважении культурного разнообразия, дабы избежать «маргинализации» мигрантов, приводящей к серьёзным осложнениям социально-политического характера[11]. Подобные осложнения, как правило, проявляются в виде конфликтов между мигрантами и местным населением, подрывающих основы безопасности и целостности принимающего государства. Вероятно, проведение политики признания культурного и этнического разнообразия действительно может способствовать сглаживанию указанных конфликтов. Следует отметить, что подобная практика уже имела весьма позитивные результаты[12].
[1] Giddens A. Op. cit. - Р. 260; Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения. - С. 5. [2] См.: Малышева М. А. Трудовая миграция в странах СНГ : ключевые проблемы гендерного неравенства // Миграционное право. - 2008. - № 3. - С. 27. [3] Исследование, проведённое на Филиппинах, показало, что главы семей, решая, кого из её членов отправлять на заработки за рубеж, чаще отдают предпочтение дочерям. Причина подобной ситуации в том, что женщины, зарабатывающие, как правило, меньше, чем мужчины, оказываются более надёжными помощниками семьям и переводят домой больше денег. - См.: Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения. - С. 5. [4] Например, в Россию из других государств - участников СНГ женщины - трудовые мигранты направляются в пропорции 1—2 на 10 мужчин. - См.: Малышева М. А. Указ. соч. — С. 27. [5] См.: Малышева М. А. Указ. соч. - С.30. [6] Эксперты выделяют следующие варианты аккультурации мигрантов в принимающих странах: ассимиляция, сепарация, интеграция. Ассимиляция проявляется в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшемуся этносу, оказавшись в тесном контакте с другим народом в его среде, воспринимают его язык и культуру и постепенно, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним, причисляя себя к этому народу. - См.: Демографический словарь. - С. 26. Сепарация означает отрицание «новой культуры» и сохранение приверженности своей культуре. Интеграция характеризуется идентификацией как со своей, так и с новой культурой. Наибольшего эффекта интеграция достигает при взаимном приспособлении, включающем в себя принятие всеми группами права любых этнических групп жить как культурно различимые народы. Конечным результатом аккультурации должна стать адаптация (социокультурная, психологическая, экономическая). - См.: Рыхтик М. И. Особенности зарубежного опыта урегулирования проблем, связанных с интенсификацией миграционных потоков // Миграционное право. - 2008. - № 3. - С. 44. [7] Следует заметить, что интеграционные программы, направленные на изучение языка, традиций, истории и культуры принимающей страны давно получили распространение во многих странах, в частности, в Германии и Франции. В скандинавских странах дети мигрантов изучают язык принимающего государства наравне с родным языком уже в дошкольных учреждениях. [8] См.: Рыхтик М.И. Указ. соч. - С. 42. [9] Мартенс Ф. Указ. соч. — Т. 1. - С. 5. [10] ЮНЕСКО основана в 1946 г. после ратификации её Устава. В качестве специализированного учреждения входит в систему Организации Объединённых Наций. Целями ЮНЕСКО являются: вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии. [11] Multicultural Policies and Modes of Citizenship in Europe. UNESCO, 2003. [12] Имеется в виду политика мультикультурализма, проводимая Канадой. Сами жители Канады признают её успешной и считают, что гарантами социальной стабильности являются отсутствие расовых и этнических предрассудков, а также стремление общества к равенству и сплочённости.
Вся работа доступна по ссылке |
|