Быстрый переход к готовым работам
|
Влияние миграционных процессов на общественное развитиеВнешняя миграция, имеющая глубокие социальные и экономические корни, оказывает ощутимое воздействие практически на все стороны общественной жизни. В связи с этим она характеризуется достаточно противоречиво. С одной стороны, существуют положительные оценки внешней миграции, признающие ее необходимость и полезность[1], а с другой - в силу ряда ее негативных последствий, внешнюю миграцию нередко причисляют к глобальным проблемам человечества. Как отмечал Ф. Мартенс, слишком «сильная эмиграция» указывает на «ненормальность» общественной и политической обстановки в государстве. Учёный также подчёркивал, что эмиграция «служит предостережением» правительству в том случае, когда её «вызывают и поддерживают не экономические условия»[2]. Для того, чтобы сделать какие-либо выводы на этот счет, необходимо более конкретно проанализировать, как внешняя миграция воздействует на ту или иную сферу жизнедеятельности, а также попытаться оценить позитивные и негативные стороны такого воздействия. В связи с этим, прежде всего, выделим основные функции миграции населения. В демографических исследованиях к ним относят: повышение подвижности, перераспределение и селекцию населения[3]. Первая функция миграции населения состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности, т. е. как сменяемости состава жителей разных территорий, так и многообразия мест жительства. Второй функцией миграционных процессов является перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил как между различными районами отдельных стран, так и между разными государствами. Суть селективной функции миграции сводится к тому, что неравномерное участие в миграционных процессах различных со- циально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. По мнению Д. Валентен, между названными функциями существует тесная взаимосвязь. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляется только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может иметь место даже тогда, когда коли- з чественныи результат перераспределения незначителен . Следует заметить, что во многом миграция населения характеризуется как положительное явление. Считается, например, что территориальные перемещения способствуют расширению кругозора мигрантов, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом[4]. Практика показывает, что приобщение трудовых мигрантов к передовым технологиям, применяемым в принимающих странах, более высоким стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства, наконец, их адаптация к новым условиям жизни, изучение иностранных языков — всё это повышает профессиональный уровень иммигрантов, что впоследствии положительно сказывается на социально-экономическом развитии их родных стран[5]. Кроме того, специалисты, работающие за рубежом в сфере образования, науки и культуры, как правило, стремятся к налаживанию соответствующих их трудовой деятельности контактов между посылающими и принимающими государствами. Есть основания полагать, что международная миграция может благоприятно воздействовать на развитие и укрепление внешнеэкономических связей между странами, оживляя двусторонние коммерческие отношения и стимулируя импорт и экспорт товаров. Для многих стран-экспортёров рабочей силы переводы денежных средств из-за границы составляют существенную часть экспорта, импорта и даже национального дохода. Как отмечают специалисты, в настоящее время для развивающихся стран денежные переводы являются вторым по значимости финансовым потоком после прямых иностранных инвестиций и практически в два раза превосходят суммы, направляемые в виде помощи по официальным каналам[6]. Кроме того, реэмигранты по возвращении на родину нередко вкладывают заработанные за рубежом средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. Долгое время к международной миграции относились как к временному социальному явлению, порожденному экономическими причинами, прежде всего дефицитом рабочей силы. Соответственно, считалось, что ее влияние на страны-реципиенты в основном ограничивалось сферами рынка труда, финансов и национального производства. При этом особо не принималось во внимание то обстоятельство, что иммигранты, въезжая в ту или иную страну, одновременно привносили в нее часть быта, традиций и культуры своих родных стран. Кроме того, среди многих мигрантов усиливалась тенденция к оседанию в принимающих государствах, что в свою очередь приводило к появлению все большего количества этнических меньшинств в странах- реципиентах. Все это привело к тому, что в настоящее время многие государства, прежде отличавшиеся более или менее гомогенной этнической структурой, превратились в многонациональные и поликультурные. Внешнюю миграцию населения можно рассматривать также в качестве фактора, оказывающего значительное влияние на политическую и общественную ситуацию в странах, вовлеченных в миграционные процессы. Как правило, иммигранты создают свои автономные организации (в основном - культурные и религиозные ассоциации), которые активно сотрудничают в сфере защиты прав человека с местными политическими партиями и организациями. Кроме того, отстаивая свои права, они нередко принимают участие в различного рода массовых выступлениях[7]. Иммиграция зачастую является благодатной почвой для расистских настроений и ксенофобии, что дестабилизирует социально-политическую обстановку в принимающих странах. При этом отдельные политические партии, учитывая подобные настроения, нередко проводят антииммигрантскую политику в качестве средства предвыборной пропаганды. В связи с этим в отечественной научной литературе все чаще поднимается проблема миграционной сукцессии, под которой понимается постепенная замена преобладающего на определенной территории этноса этнически иным населением. Если в биологии сукцессия означает последовательную смену одних фитоценозов другими на определенном участке среды в силу биологических преимуществ вторых по отношению к первым, то в социальной жизни сукцессия зачастую происходит в результате перемещения больших групп населения или политики государств. Например, если говорить о Дальнем Востоке, то миграционная сукцессия уже сейчас серьёзно затрагивает этот регион. По мнению российских ученых Е.Г. Ляхова и A.B. Попова, рассматриваемое социально-политическое явление является «одним из серьезных факторов, способных усугубить криминогенную и терро- генную ситуацию на региональном уровне»[8]. Таким образом, миграция населения имеет как позитивные, так и негативные последствия. Одним из эффективных способов упорядочения внешней миграции населения является международно-правовое регулирование, осуществляемое на универсальном и региональном уровнях, а также на уровне двусторонних договоров. Наряду с этим каждое отдельно взятое государство формирует собственную миграционную политику и разрабатывает внутригосударственное миграционное законодательство, которые, как правило, направлены на извлечение максимальной пользы из миграционных процессов. Как представляется, миграционная политика, проводимая тем или иным государством, может оцениваться как успешная и эффективная в случае, если посредством её реализации в принимающем государстве обеспечивается баланс прав и интересов местного и приезжего населения. Как известно, одним из факторов, существенно подрывающих основы стабильности и безопасности в государстве, является социальная напряжённость, возникающая вследствие межнациональных конфликтов между коренным населением и иммигрантами. Несмотря на то, что это опасность ещё в полной мере международным сообществом до конца не осознана, очевидна тенденция к её географическому и стратификационному расширению. Наличие подобной тенденции требует грамотного реформирования миграционной политики принимающих государств. Решение этой проблемы предполагает объединение их усилий и создание действенного механизма международного контроля за передвижением населения и его пространственным перераспределением. Важным инструментом при этом являются международно-правовые нормы и принципы, разработанные в целях регулирования процессов внешней миграции, а также защиты основных прав и свобод мигрантов [1] См.: Simon J. The Economic Consequences of Immigration. Cambridge, 1989. [2] Мартенс Ф. Указ. соч. - Т. 2. - С. 187. [3] См.: ВалентейД.И. Основы теории народонаселения. - М.: Высшая школа, 1986. - С.233. [4] Напомним, что В. И. Ленин, анализируя особенности миграционных процессов дореволюционной России, указывал на то, что миграция способствует повышению общего уровня трудовых мигрантов. - См.'.Ленин В. И. Указ. соч. - С. 451. [5] Например, результаты исследований миграционных процессов в странах АСЕАН показали, что примерно треть трудовых мигрантов, возвратившихся из-за рубежа в Таиланд и Индонезию, в значительной степени повысили свою квалификацию. - См.: Глущенко Г. Государственная политика в области трудовой миграции // Внешняя торговля. - 1995. -№1. - С. 33-35. [6] В данном контексте под денежными переводами подразумеваются заработанные мигрантами средства, пересылаемые ими из стран пребывания в страны их исхода. Самыми крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и страны Латинской Америки. Так, согласно данным Межамериканского банка развития, ежегодные темпы роста объёмов переводов мигрантов в страны Латинской Америки составляют 7-10%. Ожидается, что к 2014 г. сумма денежных переводов в указанный регион превысит 70 млрд долл. - См.: Глущенко Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигрантов в официальный финансовый сектор // Вопросы экономики. - 2005. - № 7. - С. 51. [7] Например, во Франции традиционно проводятся манифестации и голодовки против дискриминации и расизма. - Прим. автора. [8] Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография: Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999. - С. 108 - 110.
Вся работа доступна по ссылке |
|