У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Влияние миграционных процессов на общественное развитие

Внешняя миграция, имеющая глубокие социальные и экономические корни, оказывает ощутимое воздействие практически на все стороны общест­венной жизни. В связи с этим она характеризуется достаточно противоречиво. С одной стороны, существуют положительные оценки внешней миграции, признающие ее необходимость и полезность[1], а с другой - в силу ряда ее нега­тивных последствий, внешнюю миграцию нередко причисляют к глобальным проблемам человечества. Как отмечал Ф. Мартенс, слишком «сильная эмигра­ция» указывает на «ненормальность» общественной и политической обстанов­ки в государстве. Учёный также подчёркивал, что эмиграция «служит предос­тережением» правительству в том случае, когда её «вызывают и поддержива­ют не экономические условия»[2]. Для того, чтобы сделать какие-либо выводы на этот счет, необходимо более конкретно проанализировать, как внешняя ми­грация воздействует на ту или иную сферу жизнедеятельности, а также попы­таться оценить позитивные и негативные стороны такого воздействия. В связи с этим, прежде всего, выделим основные функции миграции населения. В де­мографических исследованиях к ним относят: повышение подвижности, пере­распределение и селекцию населения[3]. Первая функция миграции населения состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности, т. е. как сменяемости состава жителей разных территорий, так и многообразия мест жительства. Второй функцией миграционных процессов является пере­распределение общей численности населения, связанное с размещением про­изводительных сил как между различными районами отдельных стран, так и между разными государствами. Суть селективной функции миграции сводится к тому, что неравномерное участие в миграционных процессах различных со- циально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. По мнению Д. Валентен, между названными функциями существует тесная взаимосвязь. Территориальное перераспределе­ние населения и изменение его качественного состава осуществляется только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспреде­ление населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная

качественная селекция населения может иметь место даже тогда, когда коли-

з

чественныи результат перераспределения незначителен .

Следует заметить, что во многом миграция населения характеризу­ется как положительное явление. Считается, например, что территори­альные перемещения способствуют расширению кругозора мигрантов, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми на­выками и производственным опытом[4]. Практика показывает, что приоб­щение трудовых мигрантов к передовым технологиям, применяемым в принимающих странах, более высоким стандартам трудовой этики, дис­циплины и организации производства, наконец, их адаптация к новым ус­ловиям жизни, изучение иностранных языков — всё это повышает про­фессиональный уровень иммигрантов, что впоследствии положительно сказывается на социально-экономическом развитии их родных стран[5]. Кроме того, специалисты, работающие за рубежом в сфере образования, науки и культуры, как правило, стремятся к налаживанию соответствую­щих их трудовой деятельности контактов между посылающими и прини­мающими государствами.

Есть основания полагать, что международная миграция может благо­приятно воздействовать на развитие и укрепление внешнеэкономических связей между странами, оживляя двусторонние коммерческие отношения и стимулируя импорт и экспорт товаров.

Для многих стран-экспортёров рабочей силы переводы денежных средств из-за границы составляют существенную часть экспорта, импорта и даже национального дохода. Как отмечают специалисты, в настоящее время для развивающихся стран денежные переводы являются вторым по значимо­сти финансовым потоком после прямых иностранных инвестиций и практи­чески в два раза превосходят суммы, направляемые в виде помощи по офи­циальным каналам[6]. Кроме того, реэмигранты по возвращении на родину не­редко вкладывают заработанные за рубежом средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Долгое время к международной миграции относились как к временно­му социальному явлению, порожденному экономическими причинами, пре­жде всего дефицитом рабочей силы. Соответственно, считалось, что ее влия­ние на страны-реципиенты в основном ограничивалось сферами рынка труда, финансов и национального производства. При этом особо не принималось во внимание то обстоятельство, что иммигранты, въезжая в ту или иную страну, одновременно привносили в нее часть быта, традиций и культуры своих род­ных стран. Кроме того, среди многих мигрантов усиливалась тенденция к оседанию в принимающих государствах, что в свою очередь приводило к появлению все большего количества этнических меньшинств в странах- реципиентах. Все это привело к тому, что в настоящее время многие государ­ства, прежде отличавшиеся более или менее гомогенной этнической структу­рой, превратились в многонациональные и поликультурные.

Внешнюю миграцию населения можно рассматривать также в качестве фактора, оказывающего значительное влияние на политическую и общест­венную ситуацию в странах, вовлеченных в миграционные процессы. Как правило, иммигранты создают свои автономные организации (в основном - культурные и религиозные ассоциации), которые активно сотрудничают в сфере защиты прав человека с местными политическими партиями и орга­низациями. Кроме того, отстаивая свои права, они нередко принимают уча­стие в различного рода массовых выступлениях[7].

Иммиграция зачастую является благодатной почвой для расистских на­строений и ксенофобии, что дестабилизирует социально-политическую об­становку в принимающих странах. При этом отдельные политические пар­тии, учитывая подобные настроения, нередко проводят антииммигрантскую политику в качестве средства предвыборной пропаганды.

В связи с этим в отечественной научной литературе все чаще подни­мается проблема миграционной сукцессии, под которой понимается посте­пенная замена преобладающего на определенной территории этноса этниче­ски иным населением. Если в биологии сукцессия означает последователь­ную смену одних фитоценозов другими на определенном участке среды в силу биологических преимуществ вторых по отношению к первым, то в со­циальной жизни сукцессия зачастую происходит в результате перемещения больших групп населения или политики государств. Например, если гово­рить о Дальнем Востоке, то миграционная сукцессия уже сейчас серьёзно затрагивает этот регион. По мнению российских ученых Е.Г. Ляхова и A.B. Попова, рассматриваемое социально-политическое явление является «од­ним из серьезных факторов, способных усугубить криминогенную и терро- генную ситуацию на региональном уровне»[8].

Таким образом, миграция населения имеет как позитивные, так и нега­тивные последствия. Одним из эффективных способов упорядочения внеш­ней миграции населения является международно-правовое регулирование, осуществляемое на универсальном и региональном уровнях, а также на уров­не двусторонних договоров. Наряду с этим каждое отдельно взятое государ­ство формирует собственную миграционную политику и разрабатывает внутригосударственное миграционное законодательство, которые, как прави­ло, направлены на извлечение максимальной пользы из миграционных про­цессов. Как представляется, миграционная политика, проводимая тем или иным государством, может оцениваться как успешная и эффективная в слу­чае, если посредством её реализации в принимающем государстве обеспечи­вается баланс прав и интересов местного и приезжего населения. Как извест­но, одним из факторов, существенно подрывающих основы стабильности и безопасности в государстве, является социальная напряжённость, возни­кающая вследствие межнациональных конфликтов между коренным населе­нием и иммигрантами. Несмотря на то, что это опасность ещё в полной мере международным сообществом до конца не осознана, очевидна тенденция к её географическому и стратификационному расширению. Наличие подобной тенденции требует грамотного реформирования миграционной политики принимающих государств. Решение этой проблемы предполагает объедине­ние их усилий и создание действенного механизма международного контроля за передвижением населения и его пространственным перераспределением. Важным инструментом при этом являются международно-правовые нормы и принципы, разработанные в целях регулирования процессов внешней мигра­ции, а также защиты основных прав и свобод мигрантов


[1] См.: Simon J. The Economic Consequences of Immigration. Cambridge, 1989.

[2] Мартенс Ф. Указ. соч. - Т. 2. - С. 187.

[3] См.: ВалентейД.И. Основы теории народонаселения. - М.: Высшая школа, 1986. - С.233.

[4] Напомним, что В. И. Ленин, анализируя особенности миграционных процессов дореволюционной России, указывал на то, что миграция способствует повышению общего уровня трудовых мигрантов. - См.'.Ленин В. И. Указ. соч. - С. 451.

[5] Например, результаты исследований миграционных процессов в странах АСЕАН показали, что примерно треть трудовых мигрантов, возвратившихся из-за рубежа в Таиланд и Индонезию, в значительной степени повысили свою квалификацию. - См.: Глущенко Г. Государственная политика в области трудовой миграции // Внешняя торговля. - 1995. -№1. - С. 33-35.

[6] В данном контексте под денежными переводами подразумеваются заработанные мигрантами сред­ства, пересылаемые ими из стран пребывания в страны их исхода. Самыми крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и страны Латинской Америки. Так, согласно данным Меж­американского банка развития, ежегодные темпы роста объёмов переводов мигрантов в страны Латинской Америки составляют 7-10%. Ожидается, что к 2014 г. сумма денежных переводов в указанный регион пре­высит 70 млрд долл. - См.: Глущенко Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигран­тов в официальный финансовый сектор // Вопросы экономики. - 2005. - № 7. - С. 51.

[7] Например, во Франции традиционно проводятся манифестации и голодовки против дискримина­ции и расизма. - Прим. автора.

[8] Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Мо­нография: Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999. - С. 108 - 110.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/25412.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.