У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Субъекты (участники) внешней миграции и их правовой статус

В потоках внешней миграции, представленных эмиграцией и иммигра­цией, можно выделить различные категории лиц, совершающих перемеще­ния на новое место проживания (временное или постоянное) и имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств. Их, как правило, называют субъектами миграции, или мигрантами[1]. К субъектам внешней миграции относят: эмигрантов - мигрантов, выезжающих с терри­тории государства проживания, и иммигрантов - мигрантов, въезжающих на территорию государства нового места проживания.

Конкретизируя критерии определения понятия «внешний (междуна­родный) мигрант», следует обратиться к трудам Ф. Мартенса, в которых учё­ный отмечал, что «под переселенцем (эмигрантом)» нельзя понимать «тури­ста, более или менее продолжительное время остающегося на чужой терри­тории или промышленника, который в виду своих оборотов проживает в иностранном государстве и имеет там свои заводы». По мнению известного юриста-международника, нельзя также считать эмиграцией «выход женщины из подданства родины вследствие вступления в брак с иностранцем, нацио­нальность которого ipso jure переходит на жену». Эмиграция, по убеждению Ф. Мартенса, предполагает «выход из прежнего подданства». При этом лицо не может считаться эмигрантом, пока не выразит явное намерение оставить родину и перейти в подданство другой страны[2].

В контексте излагаемого необходимо также уделить особое внимание рекомендациям авторитетных международных организаций, в частности,

ООН относительно такого вопроса, как критерии определения понятия «внешний мигрант». Так, в 1976 году ООН приняла Рекомендацию по стати­стике международной миграции, в которой внешние мигранты определялись как лица, непрерывно проживающие в стране происхождения на протяжении более одного года и собирающиеся выехать из неё в другую страну с тем, чтобы остаться там на срок, превышающий один год. В дальнейшем ООН пересмотрела данное определение в целях его конкретизации. В 1997 году Организация рекомендовала определять международного мигранта как лицо, переезжающее из страны своего обычного местожительства в другую страну с тем, чтобы остаться там как минимум на один год. При этом предполага­лось, что такое лицо приобретает новое местожительство в принимающей стране[3].

В пересмотренном определении, однако, указывалось на то, что вре­менные зарубежные поездки, осуществляемые в целях отдыха, посещения друзей и родственников, бизнеса не могут являться основанием для измене­ния местожительства. Иными словами, лица, осуществляющие такие поезд­ки, не подпадают под приведённое выше определение.

Если обратиться к практике регулирования внешних миграционных процессов, осуществляемой различными государствами, то очевидно, что международные поездки возможны в том случае, когда государства разре­шают гражданам других стран въезжать на свою территорию. Как правило, государства не препятствуют въезду на свою территорию иностранных граж­дан, осуществляющих краткосрочные поездки. Что касается долгосрочного пребывания иностранцев на территории принимающих стран, то оно может быть разрешено при условии соответствия иностранных граждан определён­ным требованиям, предъявляемым к ним со стороны государств въезда. Та­ким образом, осуществление контроля за продолжительностью пребывания иностранцев на территории принимающей страны, а также за деятельностью, осуществляемой ими в период этого пребывания, остаётся суверенной преро­гативой страны-реципиента.

Проводя различие между внешней миграцией и международными по­ездками, государства, как правило, обращают внимание на такие критерии, как: продолжительность пребывания иностранных граждан на территории принимающей страны, а также цель пребывания. Вместе с тем, получение вида на жительство, а также натурализация переезжающих лиц могут рас­сматриваться как основные критерии, лежащие в основе разграничения, про­водимого государствами между понятиями «внешний мигрант» и «лицо, осуществляющее международные поездки».

По нашему мнению, можно предложить следующее определение поня­тия «внешний мигрант». В соответствии с авторским определением внешний мигрант рассматривается как лицо, переезжающее из одного государства в другое, как правило, в целях осуществления там законной деятельности на долгосрочной основе, что впоследствии может позволить ему натурализо­ваться в принимающей стране. Таким образом, основными критериями опре­деления понятия внешний мигрант (при этом речь идет о внешней миграции, осуществляемой добровольно и на законных основаниях) являются:

-    долгосрочность пребывания в принимающем государстве;

-    осуществление законной деятельности в стране-реципиенте;

-    получение вида на жительство в принимающей стране;

-    приобретение гражданства.

В современных условиях натурализация приезжего лица возможна, если оно пребывает на территории принимающей страны на законных основаниях, как правило, осуществляя там законную трудовую деятельность. Однако сле­дует принимать во внимание, что практически во всех странах мира присутст­вует определённый процент приезжих лиц, находящихся на незаконном осно­вании. Такие лица определяются как незаконные (нелегальные) мигранты. Кроме того, в потоках международной миграции, как правило, выделяют вы­нужденную миграцию, представленную лицами, ищущими убежища.

В контексте излагаемого хотелось бы также затронуть проблему клас­сификации субъектов внешней миграции, которая подобно вопросу о клас­сификации самой миграции достаточно сложна и неоднозначна. Так, Между­народная организация труда выделяет следующие виды субъектов (участни­ков) международной миграции:

-    переселенцы, то есть лица, переезжающие на постоянное место жительства;

-    работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребы­вания в принимающей стране (в основном это сезонные рабочие, а также не­квалифицированные и малоквалифицированные работники);

-    профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, то есть наличие соответствующего образования и практического опыта работы;

-    нелегальные мигранты;

-    лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой- либо угрозы, то есть беженцы[4].

Если обратиться к российскому законодательству, то в нем можно най­ти довольно развернутую классификацию субъектов международной мигра­ции. Так, в Федеральной миграционной программе, принятой Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. № 1414 выде­ляются следующие субъекты внешней миграции:

во-первых, эмигранты: граждане России, переселяющиеся по различ­ным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание; лица, из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства; граждане бывшего СССР, проживающие на территории Россий­ской Федерации и не являющиеся ее гражданами, выезжающие с террито­рии России;

во-вторых, эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не яв­ляющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;

в-третьих, иммигранты, в том числе: иностранные граждане и лица без гражданства; граждане бывшего СССР, постоянно проживающие за предела­ми Российской Федерации, переселяющиеся в Российскую Федерацию на по­стоянное или временное жительство; иностранные граждане и лица без граж­данства, прибывающие в Российскую Федерацию (находящиеся на ее терри­тории) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН о статусе бе­женца 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г.;

в-четвертых, иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в тре­тьи страны[5].

Затем приводится классификация субъектов вынужденной миграции на территории Российской Федерации, к которым, по мнению авторов Програм­мы, относятся граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР; граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации; иностранные граждане, а также лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Следует отметить, что наряду с вынужденной миграцией в Программе говорится и о добровольной миграции, представляющей собой перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного прожива­ния и переезжающих на новое место жительства на территории другого госу­дарства. Однако классификация субъектов добровольной миграции в Про­грамме не представлена.

В Программе выделены субъекты незаконной миграции, к которым причисляются: во-первых, неконтролируемые эмигранты-граждане Россий­ской Федерации, выезжающие через территории государств - бывших рес­публик СССР в другие иностранные государства; во-вторых, нелегальные эмигранты - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Го­сударственную границу Российской Федерации; в-третьих, незаконные им­мигранты, к которым относятся иностранные граждане и лица без граждан­ства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; а также иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию не­легально, в том числе через государства - бывшие республики СССР.

 


[1] Согласно определению Экономического суда СНГ, понятие «мигрант» является родовым и вклю­чает в себя «все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от при­чин перемещений, их длительности и пространственных границ» - Решение Экономического суда СНГ от 11 сентября 1996 года № с-1/14-96.

[2] Мартенс Ф. Указ.соч. - Т. 2. - С. 181.

[3] М1§гаиоп. ЮМ Vorld Migration ЯероЛ: Зепеэ, 2003. - Р. 295, 296.

[4] Trends in International Migration: Annual Report. ILO, Paris, 1998.

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграцион­ной программе на 1998-2000 годы». - «Российская газета», 27 ноября 1997 г.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/25412.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.