Быстрый переход к готовым работам
|
Субъекты (участники) внешней миграции и их правовой статусВ потоках внешней миграции, представленных эмиграцией и иммиграцией, можно выделить различные категории лиц, совершающих перемещения на новое место проживания (временное или постоянное) и имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств. Их, как правило, называют субъектами миграции, или мигрантами[1]. К субъектам внешней миграции относят: эмигрантов - мигрантов, выезжающих с территории государства проживания, и иммигрантов - мигрантов, въезжающих на территорию государства нового места проживания. Конкретизируя критерии определения понятия «внешний (международный) мигрант», следует обратиться к трудам Ф. Мартенса, в которых учёный отмечал, что «под переселенцем (эмигрантом)» нельзя понимать «туриста, более или менее продолжительное время остающегося на чужой территории или промышленника, который в виду своих оборотов проживает в иностранном государстве и имеет там свои заводы». По мнению известного юриста-международника, нельзя также считать эмиграцией «выход женщины из подданства родины вследствие вступления в брак с иностранцем, национальность которого ipso jure переходит на жену». Эмиграция, по убеждению Ф. Мартенса, предполагает «выход из прежнего подданства». При этом лицо не может считаться эмигрантом, пока не выразит явное намерение оставить родину и перейти в подданство другой страны[2]. В контексте излагаемого необходимо также уделить особое внимание рекомендациям авторитетных международных организаций, в частности, ООН относительно такого вопроса, как критерии определения понятия «внешний мигрант». Так, в 1976 году ООН приняла Рекомендацию по статистике международной миграции, в которой внешние мигранты определялись как лица, непрерывно проживающие в стране происхождения на протяжении более одного года и собирающиеся выехать из неё в другую страну с тем, чтобы остаться там на срок, превышающий один год. В дальнейшем ООН пересмотрела данное определение в целях его конкретизации. В 1997 году Организация рекомендовала определять международного мигранта как лицо, переезжающее из страны своего обычного местожительства в другую страну с тем, чтобы остаться там как минимум на один год. При этом предполагалось, что такое лицо приобретает новое местожительство в принимающей стране[3]. В пересмотренном определении, однако, указывалось на то, что временные зарубежные поездки, осуществляемые в целях отдыха, посещения друзей и родственников, бизнеса не могут являться основанием для изменения местожительства. Иными словами, лица, осуществляющие такие поездки, не подпадают под приведённое выше определение. Если обратиться к практике регулирования внешних миграционных процессов, осуществляемой различными государствами, то очевидно, что международные поездки возможны в том случае, когда государства разрешают гражданам других стран въезжать на свою территорию. Как правило, государства не препятствуют въезду на свою территорию иностранных граждан, осуществляющих краткосрочные поездки. Что касается долгосрочного пребывания иностранцев на территории принимающих стран, то оно может быть разрешено при условии соответствия иностранных граждан определённым требованиям, предъявляемым к ним со стороны государств въезда. Таким образом, осуществление контроля за продолжительностью пребывания иностранцев на территории принимающей страны, а также за деятельностью, осуществляемой ими в период этого пребывания, остаётся суверенной прерогативой страны-реципиента. Проводя различие между внешней миграцией и международными поездками, государства, как правило, обращают внимание на такие критерии, как: продолжительность пребывания иностранных граждан на территории принимающей страны, а также цель пребывания. Вместе с тем, получение вида на жительство, а также натурализация переезжающих лиц могут рассматриваться как основные критерии, лежащие в основе разграничения, проводимого государствами между понятиями «внешний мигрант» и «лицо, осуществляющее международные поездки». По нашему мнению, можно предложить следующее определение понятия «внешний мигрант». В соответствии с авторским определением внешний мигрант рассматривается как лицо, переезжающее из одного государства в другое, как правило, в целях осуществления там законной деятельности на долгосрочной основе, что впоследствии может позволить ему натурализоваться в принимающей стране. Таким образом, основными критериями определения понятия внешний мигрант (при этом речь идет о внешней миграции, осуществляемой добровольно и на законных основаниях) являются: - долгосрочность пребывания в принимающем государстве; - осуществление законной деятельности в стране-реципиенте; - получение вида на жительство в принимающей стране; - приобретение гражданства. В современных условиях натурализация приезжего лица возможна, если оно пребывает на территории принимающей страны на законных основаниях, как правило, осуществляя там законную трудовую деятельность. Однако следует принимать во внимание, что практически во всех странах мира присутствует определённый процент приезжих лиц, находящихся на незаконном основании. Такие лица определяются как незаконные (нелегальные) мигранты. Кроме того, в потоках международной миграции, как правило, выделяют вынужденную миграцию, представленную лицами, ищущими убежища. В контексте излагаемого хотелось бы также затронуть проблему классификации субъектов внешней миграции, которая подобно вопросу о классификации самой миграции достаточно сложна и неоднозначна. Так, Международная организация труда выделяет следующие виды субъектов (участников) международной миграции: - переселенцы, то есть лица, переезжающие на постоянное место жительства; - работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране (в основном это сезонные рабочие, а также неквалифицированные и малоквалифицированные работники); - профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, то есть наличие соответствующего образования и практического опыта работы; - нелегальные мигранты; - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой- либо угрозы, то есть беженцы[4]. Если обратиться к российскому законодательству, то в нем можно найти довольно развернутую классификацию субъектов международной миграции. Так, в Федеральной миграционной программе, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. № 1414 выделяются следующие субъекты внешней миграции: во-первых, эмигранты: граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание; лица, из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства; граждане бывшего СССР, проживающие на территории Российской Федерации и не являющиеся ее гражданами, выезжающие с территории России; во-вторых, эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны; в-третьих, иммигранты, в том числе: иностранные граждане и лица без гражданства; граждане бывшего СССР, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, переселяющиеся в Российскую Федерацию на постоянное или временное жительство; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию (находящиеся на ее территории) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г.; в-четвертых, иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны[5]. Затем приводится классификация субъектов вынужденной миграции на территории Российской Федерации, к которым, по мнению авторов Программы, относятся граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР; граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации; иностранные граждане, а также лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды). Следует отметить, что наряду с вынужденной миграцией в Программе говорится и о добровольной миграции, представляющей собой перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства. Однако классификация субъектов добровольной миграции в Программе не представлена. В Программе выделены субъекты незаконной миграции, к которым причисляются: во-первых, неконтролируемые эмигранты-граждане Российской Федерации, выезжающие через территории государств - бывших республик СССР в другие иностранные государства; во-вторых, нелегальные эмигранты - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Государственную границу Российской Федерации; в-третьих, незаконные иммигранты, к которым относятся иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; а также иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР.
[1] Согласно определению Экономического суда СНГ, понятие «мигрант» является родовым и включает в себя «все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ» - Решение Экономического суда СНГ от 11 сентября 1996 года № с-1/14-96. [2] Мартенс Ф. Указ.соч. - Т. 2. - С. 181. [3] М1§гаиоп. ЮМ Vorld Migration ЯероЛ: Зепеэ, 2003. - Р. 295, 296. [4] Trends in International Migration: Annual Report. ILO, Paris, 1998. [5] См.: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы». - «Российская газета», 27 ноября 1997 г.
Вся работа доступна по ссылке |
|