Быстрый переход к готовым работам
|
Международно-правовые принципы и нормы регулирования внешних миграционных процессовВнешние миграционные процессы регулируются не только нормами внутригосударственного права, но и международно-правовыми нормами. Под нормой (от лат. norma - правило, образец, руководящее начало) международного права понимается юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются субъекты международного права. Урегулированные международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъекты международного права тем самым реализуют свои права и обязанности[1]. Необходимо отметить, что страны при разработке внутригосударственного миграционного законодательства, как правило, ориентируются на основные нормы и принципы международного права. С этой целью действующие национальные законы и другие нормативные акты приводятся в соответствие с требованиями основополагающих норм и принципов международного права. Международно-правовые нормы, регулирующие процессы внешней миграции, можно разделить на две группы. К первой группе относятся общие нормы, применяемые ко всем лицам, но также имеющие особое отношение к мигрантам. Эти общие нормы в основном зафиксированы в различных международных договорах, разработанных в целях защиты прав и свобод человека. Большинство прав, предусмотренных в этих договорах, предоставляется всем лицам, находящимся на территории или под юрисдикцией государств - участников этих договоров, в том числе - мигрантам. Например, право на семейную жизнь предоставлено каждому, но это право имеет отношение к мигрантам в вопросе воссоединения их с семьями. То же самое касается норм, запрещающих дискриминацию, или норм, устанавливающих право на труд, право на свободное передвижение и др. Ко второй группе относятся специальные нормы, применяемые в отношении мигрантов. Указанные нормы содержатся в международноправовых документах, определяющих правовой статус мигрантов, трудоустройство и условия их труда, социальное и пенсионное обеспечение, правовое положение членов семей мигрантов. Следует заметить, что наряду с юридически обязательными международными договорами, закрепляющими рассматриваемые нормы, существует также множество международных документов рекомендательного характера, принятых в целях совершенствования регулирования внешней миграции, а также защиты прав и свобод мигрантов и членов их семей. Считается, что такие документы не только обладают силой политического и морального воздействия, но и служат ориентиром для законодателей, государственных служащих и судебных органов при разработке и толковании внутригосударственного миграционного законодательства. В контексте излагаемого хотелось бы сделать небольшое отступление, позволяющее сопоставить понятия «право» и «мораль». С позиции философов, понятие «право» рассматривается как нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, и там, где нет свободы, не может быть и права[2]. Что касается морали, то она определяется как форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории[3]. Возвращаясь к вопросу о нормах международного права, регулирующих внешние миграционные процессы, следует также уделить особое внимание формам их закрепления - правовым источникам. Посредством миграции реализуется одно из основных прав человека - право на свободное передвижение и выбор местожительства. При этом мигрирующие лица особо нуждаются в защите своих прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют полагать, что правовой основой регламентации внешних миграционных процессов являются международные договоры, закрепляющие права и основные свободы человека. В связи с этим источники, имеющие отношение к регулированию рассматриваемых процессов, можно подразделить на две группы: первичные, закрепляющие права и основные свободы человека; и вторичные, развивающие положения, содержащиеся в первичных источниках, однако конкретизированные в отношении субъектов (участников) внешней миграции. Учитывая особую значимость первичных источников, следует уделить им отдельное внимание[4]. Впервые право на свободу передвижения и выбора места жительства в юридической форме было провозглашено королем Англии Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года в Великой хартии вольностей. Документ, состоявший из 49 статей, регламентировал права и свободы человека, в том числе право на свободу передвижения, глася: «Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам»[5]. В дальнейшем это положение нашло отражение в различных международно-правовых документах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и заложившей правовую основу регулирования многих международных процессов, в том числе внешней миграции населения.
[1] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - С. 39. [2] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - С. 354. [3] См.: Там же. - С. 270. [4] Правовой анализ вторичных источников, имеющих отношение к регулированию конкретных видов внешней миграционных процессов, представлен в главах 3, 5, 6 диссертации. [5] Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века. - М.: Изд. Сабашниковых, 1918. -С. 119.
Вся работа доступна по ссылке |
|