Быстрый переход к готовым работам
|
Использование элементов групповых и коллективных форм организа¬ции обучения в модели коммуникативного тренингаС целью создания условий для совершенствования выделенных иноязычных устно-речевых умений студентов, обучающихся по специальности «регио- новедеиие», необходимо определить принципы отбора проанализированных групповых и коллективных форм организации обучения для разработки модели коммуникативного тренинга [85]. Таким образом, мы основываемся на следующих принципах [3]: 1. Принцип коммуникативности. 2. Принцип ситуативно-тематической организации учебного материала. 3. Принцип комплексности и дифференцированного подхода. 4. Принцип коммуникативной достаточности. 5. Принцип интенсификации учебного процесса. 6. Принцип учета специальности. На основе приведенных принципов мы разработали следующие критерии отбора элементов групповых и коллективных форм организации обучения для построения модели коммуникативного тренинга по совершенствованию иноязычных устно-речевых умений студентов, обучающихся по специальности «региоиоведение». 1. Критерий ситуативной организации, предусматривающий наличие логической связи между отдельными ситуациями профессионального общения в виде единой структуры. Данный критерий обуславливает наличие определенного сюжета, позволяющего комбинировать различные микроситуации. 2. Критерий максимальной концентрации иноязычного общения обеспечивает концентрированность и плотность общения при наличии ограниченных временных промежутков, а также усиление мотивации за счет формирования и поддержания благоприятного социальнопсихологического климата. 3. Критерий учета особенностей иноязычной устной речевой деятельности позволяет отобрать формы работы, учитывающие особенности речевой деятельности на иностранном языке, а также возможности обучаемых. Учитывается посильность и адекватность. Данный критерий необходим для создания условий, способствующих максимальной активизации речевой деятельности учащихся и раскрытию их личности. 4. Критерий креативной реализации предполагает творческую переработку и комбинирование моделей речевого поведения в различных ситуациях естественного общения. 5. Критерий психологической комфортности обеспечивает отсутствие оценки правильности иноязычного устного высказывания при условии эффективной реализации коммуникативного намерения. 6. Критерий комплексности форм обучения отвечает за обучение всем видам речевой деятельности в комплексе при ведущей роли говорения и аудирования. 7. Критерий структурной универсальности модели коммуникативного тренинга позволяет отобрать групповые и коллективные формы организации с учетом универсальности их структуры. Руководствуясь разработанными критериями отбора элементов групповых и коллективных форм организации обучения для построения модели коммуникативного тренинга по совершенствованию иноязычных устно-речевых умений студентов, обучающихся по специальности «региоиоведение», мы проанализировали степень соответствия рассмотренных методов обучения выделенным критериям отбора и получили следующий результат, обобщенный в Таблице 2 (стр. 51). На основе анализа степени соответствия рассмотренных групповых и коллективных форм организации обучения критериям построения коммуникативного тренинга в основу модели были положены следующие методики: элементы методики коллективного обучения и воспитания И.П. Иванова, метод проектов, технология коллективного организованного диалогического общения А.Г. Ривина и метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской (Таблица 2, стр.51). Мы попытались найти оптимальный вариант сочетания элементов методик в структуре модели коммуникативного тренинга по совершенствованию иноязычных устно-речевых умений студентов, обучающихся по специальности «регионоведение», на этапе продуктивного использования английского языка, основываясь на выявленной иерархичности. Таким образом, модель коммуникативного тренинга представлена следующей последовательностью элементов: 1. В общую структуру модели коммуникативного тренинга заложена методика коллективного обучения и воспитания И.П. Иванова, в которой коллективная организаторская деятельность подразумевает прохождение 4 основных этапов: рождение коллектива, коллективное планирование, текущая организация работы и коллективное подведение итогов. Данные этапы раскрываются при проведении «коллективного творческого дела», включающего предварительную работу преподавателей, коллективное планирование, стадию подготовки «коллективного творческого дела», стадию проведения, коллективное подведение итогов, ближайшее последействие. 2. Метод организованного диалогического общения А.Г. Ривина дает возможность применять диалогические пары сменного состава на любом этапе коммуникативного тренинга, что позволит усваивать большой объем материала в сравнительно короткие сроки, а также обеспечит создание благоприятного социально-психологического климата, который является неотъемли- мой частью модели коммуникативЕюго тренинга. 3. Метод проектов вписывается в структуру методики И.П. Иванова и используется на стадиях коллективного планирования, подготовки и проведения «коллективного творческого дела», а также ближайшего последействия. 4. Элементы метода активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской применимы на любых этапах работы благодаря возможности творческого проявления личности каждого учащегося в процессе коллективною (группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне в заданных временных рамках. Особое внимание в рамках данного подхода уделяется созданию особого благоприятного психологического климата. Большую роль в структуре коммуникативного тренинга играет организованное диалогическое общение А.Г. Ривина, требующее более детального рассмотрения.
1.3. Коллективная форма организации обучения Представим коллективный способ обучения, лежащий в основе модели коммуникативного тренинга и интегрирующий основные формы организации обучения, более подробно.
Вся работа доступна по ссылке |
|