Быстрый переход к готовым работам
|
Коллективная форма организации обучения в системе общих форм ор-ганизации обученияОсновываясь на приведенных ранее определениях понятия формы организации обучения [96, 316, 320, 124, 239, 240, 323], под формой мы понимаем способ существования и выражения содержания организации обучения, обеспечивающий проектирование и рефлексию обучения. Структурный аспект системы форм организации обучения в данное время представлен четырьмя формами организации обучения, из которых могут конструироваться четыре вида учебных занятий - индивидуальное, парное, групповое и коллективное - на основе системообразующего элемента [35, 97,100, 105, 106]. Под системообразующим элементом мы понимаем общую форму организации обучения, за счет которой достигаются основные дидактические цели учебного занятия. Учитывая вышесказанное, были разработаны следующие критерии коллективного обучения: 1. Наличие общей цели. 2. Разделение труда, обязанностей, функций. 3. Всеобщее сотрудничество и товарищеская взаимопомощь как необходимые условия достижения общей цели. 4. Участие членов коллектива в управлении и контроле. 5. Деятельность каждого участника носит общественно-полезный характер. 6. Объем работы, выполняемый коллективом за единицу времени, больше, чем объем суммарной работы, выполняемой каждым членом коллектива в отдельности [342]. С учетом обозначенных критериев В.К. Дьяченко [96, 97, 98, 100, 103, 106] сформулировал понимание коллективного обучения и его особенностей как процесса, в котором коллектив учит и воспитывает каждого своего участника и каждый учащийся активно обучает и воспитывает своих товарищей по совместной учебной работе [342, с.77]. На основе данного определения коллективное обучение можно рассматривать как самообучающуюся группу или самообразовательный коллектив. В исследованиях В.К. Дьяченко [96, 97, 106] подчеркивается, что коллективная работа предполагает постепенную передачу преподавателем части функций организации учебной работы учащимся, что способствует превращению их в субъектов обучения, то есть таких его участников, которые не только сознательно достигают поставленные перед ними цели, но и самостоятельно ставят перед собой цели и организуют свою деятельность по их реализации. [342, с.46,47]. Коллективная форма организации обучения основана на диалогических сочетаниях [114, 161, 171, 172, 186, 202]. В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество учащихся составляет четыре человека. Работа, имеющая взаимосвязанный и взаимозависимый характер, выполняется в одной паре и необходима для всего коллектива учащихся, и наоборот. Каждый учащийся попеременно выступает в роли учащегося и преподавателя, являясь специалистом по всем темам и вопросам. Создается новый тип самообразовательного коллектива [87, 107, 151, 152]. Каждый участник отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи своих товарищей. Такая ответственность является действенной, в отличие от традиционной формы организации обучения. Каждую изучаемую тему (вопрос, теорему) участник занятий может излагать другим учащимся, работая с каждым по отдельности в индивидуальном для него темпе, до ее полного, прочного и всестороннего овладения [213, 215, 233, 303, 325,328]. Введение коллективной формы организации обучения может привести к коренным изменениям. На занятиях преподавателю необходимо организовать самоуправление, которое берет на себя многие функции: вопросы планирования, управления работы каждого, организации соревнований, дисциплины; распределение заданий, привлечение участников со стороны, объяснение их функций и многое другое [56,77, 84, 131,266,269,290]. Основываясь на рассмотренном понимании коллективного обучения, были выделены следующие особенности коллективной формы организации обучения, выраженные в целом ряде специфических признаков: 1. Минимальное количество участников коллективной работы составляет 4 человека, что позволяет варьировать состав пар. Структура общения при этом претерпевает существенные изменения, так как в каждый момент общения (момент времени) одна половина учащихся говорит, а другая половина слушает. 2. При коллективных учебных занятиях каждый учащийся является поочередно и обучающим и обучаемым. Анализ использования работы в парах сменного состава в опыте преподавателей, занимающихся апробацией и внедрением коллективной формы организации обучения, показывает, что обучение происходит наиболее продукгивно при условии не только восприятия нового материала, но и его передачи другим учащимся. Появляется новый тип «разновозрастного самообразовательного» коллектива. 3. Ближайшей целыо каждого учащегося становится обучение других всему тому, что он знает или изучает сам, без чего невозможна продуктивная коллективная работа. 4. При коллективных учебных занятиях изменяется мотивационно-целевая установка деятельности учащегося. Возникают совершенно новые взаимосвязи и взаимоотношения между членами учебного коллектива. 5. Основной принцип работы заключается во взаимном обучении, но под руководством квалифицированного педагога-профессиоиала. 6. Темп работы не навязывается, а становится индивидуальным, который, в свою очередь, зависит от трудолюбия, настойчивости, своевременной помощи, которую оказывает коллектив. 7. Важнейшей задачей педагога-профессионала является формирование у каждого участника учебного процесса мастерства преподавания. 8. При коллективных учебных занятиях учащийся может излагать другим участникам каждую изучаемую тему до прочного усвоения. Такая возможность отсутствует при традиционном способе обучения, когда преподаватель вынужден переходить к новой теме, не добиваясь от каждого качественного овладения предыдущим учебным материалом [303,304, 305,306, 307]. Таким образом, коллективная форма организации обучения, становясь системообразующим элементом форм организации обучения, оказывает влияние на всю систему обучения: цели, содержание, мотивацию, методы, формы и средства обучения. Основываясь на работах В.К. Дьяченко [94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106], П.И. Тушнолобова [303, 304, 305, 306, 307], мы предлагаем рассматривать коллективную форму организации обучения как комплексное сочетание формы и ее содержание, представленное комбинированием нескольких общий форм организации обучения при системообразующей коллективной и социально-психологическим климатом, создаваемым преподавателем и учащимся в процессе совместной работы.
Вся работа доступна по ссылке |
|