У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Коллективная форма организации обучения в системе общих форм ор-ганизации обучения

Основываясь на приведенных ранее определениях понятия формы органи­зации обучения [96, 316, 320, 124, 239, 240, 323], под формой мы понимаем способ существования и выражения содержания организации обучения, обес­печивающий проектирование и рефлексию обучения.

Структурный аспект системы форм организации обучения в данное время представлен четырьмя формами организации обучения, из которых могут кон­струироваться четыре вида учебных занятий - индивидуальное, парное, группо­вое и коллективное - на основе системообразующего элемента [35, 97,100, 105, 106]. Под системообразующим элементом мы понимаем общую форму орга­низации обучения, за счет которой достигаются основные дидактические цели учебного занятия.

Учитывая вышесказанное, были разработаны следующие критерии коллек­тивного обучения:

1.                   Наличие общей цели.

2.                   Разделение труда, обязанностей, функций.

3.        Всеобщее сотрудничество и товарищеская взаимопомощь как необходи­мые условия достижения общей цели.

4.                   Участие членов коллектива в управлении и контроле.

5.                   Деятельность каждого участника носит общественно-полезный характер.

6.        Объем работы, выполняемый коллективом за единицу времени, больше, чем объем суммарной работы, выполняемой каждым членом коллектива в отдельности [342].

С учетом обозначенных критериев В.К. Дьяченко [96, 97, 98, 100, 103, 106] сформулировал понимание коллективного обучения и его особенностей как процесса, в котором коллектив учит и воспитывает каждого своего участника и каждый учащийся активно обучает и воспитывает своих товарищей по совме­стной учебной работе [342, с.77]. На основе данного определения коллективное обучение можно рассматривать как самообучающуюся группу или самообразо­вательный коллектив.

В исследованиях В.К. Дьяченко [96, 97, 106] подчеркивается, что коллек­тивная работа предполагает постепенную передачу преподавателем части функций организации учебной работы учащимся, что способствует превраще­нию их в субъектов обучения, то есть таких его участников, которые не только сознательно достигают поставленные перед ними цели, но и самостоятельно ставят перед собой цели и организуют свою деятельность по их реализации. [342, с.46,47].

Коллективная форма организации обучения основана на диалогических со­четаниях [114, 161, 171, 172, 186, 202]. В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество учащихся со­ставляет четыре человека. Работа, имеющая взаимосвязанный и взаимозависи­мый характер, выполняется в одной паре и необходима для всего коллектива учащихся, и наоборот. Каждый учащийся попеременно выступает в роли уча­щегося и преподавателя, являясь специалистом по всем темам и вопросам. Создается новый тип самообразовательного коллектива [87, 107, 151, 152]. Ка­ждый участник отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи своих товарищей. Такая ответственность является действенной, в отличие от традиционной формы организации обучения. Каж­дую изучаемую тему (вопрос, теорему) участник занятий может излагать дру­гим учащимся, работая с каждым по отдельности в индивидуальном для него темпе, до ее полного, прочного и всестороннего овладения [213, 215, 233, 303,

325,328].

Введение коллективной формы организации обучения может привести к ко­ренным изменениям. На занятиях преподавателю необходимо организовать са­моуправление, которое берет на себя многие функции: вопросы планирования, управления работы каждого, организации соревнований, дисциплины; распре­деление заданий, привлечение участников со стороны, объяснение их функций и многое другое [56,77, 84, 131,266,269,290].

Основываясь на рассмотренном понимании коллективного обучения, были выделены следующие особенности коллективной формы организации обуче­ния, выраженные в целом ряде специфических признаков:

1.        Минимальное количество участников коллективной работы составляет 4 че­ловека, что позволяет варьировать состав пар. Структура общения при этом претерпевает существенные изменения, так как в каждый момент общения (момент времени) одна половина учащихся говорит, а другая половина слу­шает.

2.        При коллективных учебных занятиях каждый учащийся является поочеред­но и обучающим и обучаемым. Анализ использования работы в парах смен­ного состава в опыте преподавателей, занимающихся апробацией и внедре­нием коллективной формы организации обучения, показывает, что обучение происходит наиболее продукгивно при условии не только восприятия нового материала, но и его передачи другим учащимся. Появляется новый тип «разновозрастного самообразовательного» коллектива.

3.        Ближайшей целыо каждого учащегося становится обучение других всему тому, что он знает или изучает сам, без чего невозможна продуктивная кол­лективная работа.

4.        При коллективных учебных занятиях изменяется мотивационно-целевая ус­тановка деятельности учащегося. Возникают совершенно новые взаимосвязи и взаимоотношения между членами учебного коллектива.

5.        Основной принцип работы заключается во взаимном обучении, но под руко­водством квалифицированного педагога-профессиоиала.

6.        Темп работы не навязывается, а становится индивидуальным, который, в свою очередь, зависит от трудолюбия, настойчивости, своевременной помо­щи, которую оказывает коллектив.

7.          Важнейшей задачей педагога-профессионала является формирование у каж­дого участника учебного процесса мастерства преподавания.

8.          При коллективных учебных занятиях учащийся может излагать другим уча­стникам каждую изучаемую тему до прочного усвоения. Такая возможность отсутствует при традиционном способе обучения, когда преподаватель вы­нужден переходить к новой теме, не добиваясь от каждого качественного овладения предыдущим учебным материалом [303,304, 305,306, 307].

Таким образом, коллективная форма организации обучения, становясь сис­темообразующим элементом форм организации обучения, оказывает влияние на всю систему обучения: цели, содержание, мотивацию, методы, формы и средства обучения. Основываясь на работах В.К. Дьяченко [94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106], П.И. Тушнолобова [303, 304, 305, 306, 307], мы предлагаем рассматривать коллективную форму организации обу­чения как комплексное сочетание формы и ее содержание, представленное комбинированием нескольких общий форм организации обучения при систе­мообразующей коллективной и социально-психологическим климатом, созда­ваемым преподавателем и учащимся в процессе совместной работы.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/19200.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.