Быстрый переход к готовым работам
|
Уголовная ответственность за преступную причастность к са¬моубийству в зарубежном уголовном законодательствеПри изучении вопросов, связанных с уголовно-правовым и криминологическим анализом доведения до самоубийства, целесообразно обратиться и к информации, характеризующей уголовную ответственность за «преступную» причастность к самоубийству, представленную в уголовном законодательстве стран так называемого ближнего и дальнего зарубежья. Проявленный нами интерес к законодательству других стран обусловлен как присутствием и наличием конструктивных особенностей норм, определяющих данную «преступную» причастность, так и целесообразностью в рамках данного исследования представить в сравнительном аспекте изучаемый отечественный и зарубежный материал. Необходимость обращения к законодательству зарубежных стран обусловлена в том числе и их относительным «суицидным» благополучием, по сравнению с Россией, которая длительное время занимает одно из лидирующих позиций в мире по «общественному» суицидному показателю. Так, например, в 2003 — 2005 гг. в РФ данный показатель почти в 2,5 раза превышал общемировой (2,4), по мужчинам - в 2,8 раз, по женщинам - 1,9*. Для сравнения, отметим, что в 90-е годы прошлого века разница не в пользу России по изучаемому показателю составляла: с африканскими государствами в среднем по мужчинам - в 9,8 раз, по женщинам - 5,8; с азиатскими - 5,3 и 1,9 соответственно; с европейскими — 2,5 и 1,6; с североамериканскими — 3,6 и 2,7; с латиноамериканскими и Карибского моря - 9,6 и 6,7; со странами Океании - 3,5 и 2,6[1]. Рассмотрение вышеуказанного вопроса начнем с анализа уголовного законодательства стран ближнего зарубежья (бывших советских республик) - наиболее близкого отечественному. Во-первых, все изученные законодательные акты[2] (без исключения) содержат нормы (одну или две), предусматривающие ответственность за «преступную» причастность к самоубийству или покушению на него. Тем самым выбранная для изучения проблема находится в поле зрения законодателей стран ближнего зарубежья. Во-вторых, во всех из них не представлено ни определение самоубийства, ни покушения на самоубийство. Данные понятия, по мнению законодателей указанных стран, по-видимому, не нуждаются в определении. Однако эта «ограниченность» законодательных конструкций суицид-превентивных норм, как представляется, не всегда позволяет прийти к установлению истины. Подобное отношение к указанным терминам сегодня следует воспринимать как ненаучное. В-третьих, представленные в них меры в отношении случаев самоубийства уголовно-правовой значимости и покушения на аналогичное самоубийство связываются не только с «доведением до самоубийства» (ст. 115 УК Грузии; ст. 102 УК Кыргызской Республики, ст. 124 УК Латвийской республики, ст. 133 УК Литовская республики, ст. 110 УК Республики Армения, ст. 102 УК Республики Казахстан, ст. 150 УК Республики Молдова, ст. 109 УК Республики Таджикистан, ст. 103 УК Республики Узбекистан, ст. 120 УК Украины), но и со «склонением к самоубийству» (ст. 111 УК Кыргызской Республики, ст. 133 УК Литовской республики, ст. 111 УК Республики Армения, ст. 146 УК Республики Беларусь), а также с «оказанием помощи при самоубийстве» (ст. 134 УК Литовской республики). В-четвертых, единственной из указанных норм, полностью идентичной отечественному законодательству (ст. 110 УК РФ), является ст. 115, представленная в УК Грузии («Доведение до самоубийства»). Все остальные уголовные законы привносят в указанную норму определенные дополнения. Так, например, ч. 1 ст. 110 УК Республики Армения в данную норму включает информацию о субъективной стороне («с косвенным умыслом или по неосторожности»). Подобное уточнение исключает прямой умысел при совершении рассматриваемого преступления. УК Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 102), Латвийской республики, (ч. 2 ст. 124), Республики Армения (ч. 2 ст. 110), Республики Казахстан (ч. 2 ст. 102), Республики Молдова (ч. 2 п. «с» ст. 150), Республики Таджикистан (ч. 2 ст. 109), Республики Узбекистан (ч. 2 ст. 103) и Украины (ч. 2 ст. 120) предусматривают более серьезную ответственность за доведение до самоубийства или покушения на самоубийство, в случаях, если оно совершено в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного. В УК Республики Молдова (ч. 2 п. «Ь» ст. 150), Республики Таджикистан (ч. 2 ст. 109) и Украины (ч. 3 ст. 120) повышенную ответственность определяет наступление вышеуказанных последствий в отношении несовершеннолетних. Причем данное положение более убедительно представлено в УК Украины. Так, например, за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство несовершеннолетнего УК Украины предусматривает более строгое наказание - лишение свободы на срок от семи до десяти лет (УК Республики Молдова - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет; УК Республики Таджикистан - лишение свободы на срок от пяти до восьми лет). Кроме того, в УК Республики Молдова (ч. 2 п. «а» ст. 150) подобная ответственность связывается и с наступлением вышеуказанных последствий в отношении «мужа (жены) или близкого родственника». В УК Республики Молдова объективная сторона анализируемого преступления характеризуется доведением до самоубийства или покушения на него путем «травли, клеветы или оскорбления со стороны виновного» (ч. 1 ст. 150), а также «вследствие жестокого обращения» (ч. 2 п. «й» ст. 150) и «вследствие систематического унижения достоинства потерпевшего» (ч. 2 п. «е» ст. 150). При этомза деяние, предусмотренное, ч. 1 указанной статьи, полагается лишение свободы на срок-от 2 до 5 лет, тогда как за деяние, предусмотренное ч. 2 п. «б» и п. «е» - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Таким образом, молдавское уголовное законодательство признает более серьезным, и значимым на принятие решения о совершении самоубийства влияние «жестокого обращения» и «систематического унижения достоинства потерпевшего». При этом «травля, клевета или оскорбления со стороны виновного» расцениваются, как «меньшее зло». В УК Украины (ч. 1 ст. 120) объективная;сторона.анализируемого преступления, помимо уже отмеченных способов доведения до самоубийства или до покушения на него - «жестокое обращение» и «систематическое унижение человеческого достоинства» в отношении потерпевшего; представлена еще и такими, ранее не рассмотренными нами, как «шантаж» и «принуждение к противоправным действиям». «Угрозы» в качестве способа совершения указанного преступления молдавским и украинским законодателями полностью проигнорированы. В-пятых, помимо доведения до самоубийства, к противоправным действиям, способным привести к изучаемому результату (самоубийство или покушение: на него), армянские, киргизские и литовские законодатели относят «склонение к самоубийству». Подобное дополнение: свидетельствует об их направленности на более широкий круг случаев самоубийства уголовноправовой значимости,включая покушения на него. В УК, Литовской республики (ст. 133)'склонение'к самоубийству приравнивается к доведению до самоубийства[3];. При этом литовские законодатели не дают каких-либо пояснений относительно понятий «склонение к самоубийству» или «доведение до самоубийства». Единственным уголовным законом, в котором «склонение к самоубийству» закреплено в качестве самостоятельного состава преступления (без доведения до самоубийства), является УК Республики Беларусь[4]. Под «склонением к самоубийству» в УК Кыргызской Республики (ст. 111) фигурирует следующее определение: «Возбуждение у другого лица решимости совершить самоубийство ... если лицо покончило жизнь самоубийством или покушалось на него»“. Аналогичное понимание данного термина закреплено в УК Республики Армения (ст. 111)[5]. В УК Республики Беларусь (ст. 146) представленное выше определение «склонения к самоубийству» содержит очень важное, на наш взгляд, уточнение, касающееся умышленного возбуждения этой решимости. Тем самым белорусские законодатели исключают случаи склонения к самоубийству по неосторожности. Объективная сторона склонения к самоубийству представлена следующими способами: «путем уговора, обмана или иным путем» (УК Кыргызской Республики), «путем жестокого или коварного обращения» (УК Литовской республики), «путем уговоров, обмана или иным путем» (УК Республики Армения). В УК Республики Беларусь в диспозиции ч. 1 ст. 146 способы совершения преступления не указаны. За склонение к самоубийству по уголовному законодательству Кыргызской Республики, Литовской республики и Республики Армения предусмотрена та же ответственность, что и за доведение до самоубийства. Следовательно, это в определенном смысле равнозначные по ответственности преступления.
[1] См., например: Schmidtke A., Weinacker В., Apter A., Batt A., Berman A., Bille-Brahe U., Botsis A., De Leo D., Doneux A., Goldney R., Grad O., Haring C., Hawton K., Hjelmeland H., Kelleher M., Kerkhof A., Leenaars A., Lonnqvist J., Michel K., Ostamo A., Salander-Reinberg E., Sayil I., Takahashi Y., Van Hee- ringen C., Vamik A., Wasserman D. Suicide Rates in the world: Update// Archives of Suicide Research. 1999. № 5. P. 81 — 89. [2] В работе нами изучены уголовное законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья, указанные в данном параграфе. [3] См.: Уголовный кодекс Литовской республики / Науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В: Павилониса; предисл.. канд. юрид. наук, доц. Н.И. Мац- нева; вступ. статья докт. юрид. наук, проф. В. Павилониса, докт. юрид. наук, доц. А. Абрамавичюса, докт. юрид. наук, доц. А. Дракшене / Пер. с лит. канд. филол. наук, доц. В.П. Казанскене. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003: С. 244. [4] См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Предисловие проф. Б.В. Волженкина; Обзорная статья A.B. Баркова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. С. 216. [5] См.: Уголовный кодекс Республики Армения / Науч. ред. докт. юрид. наук Е.Р. Азарян, канд. юрид. наук Н.И. Мацнева. Предисловие докт. юрид. наук Е.Р. Азаряна. Перевод с армянского канд. юрид. наук, проф. Р.З. Авакяна. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 160.
Вся работа доступна по ссылке |
|