У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Уголовная ответственность за преступную причастность к са¬моубийству в зарубежном уголовном законодательстве

При изучении вопросов, связанных с уголовно-правовым и криминоло­гическим анализом доведения до самоубийства, целесообразно обратиться и к информации, характеризующей уголовную ответственность за «преступ­ную» причастность к самоубийству, представленную в уголовном законода­тельстве стран так называемого ближнего и дальнего зарубежья. Проявлен­ный нами интерес к законодательству других стран обусловлен как присут­ствием и наличием конструктивных особенностей норм, определяющих дан­ную «преступную» причастность, так и целесообразностью в рамках данного исследования представить в сравнительном аспекте изучаемый отечествен­ный и зарубежный материал.

Необходимость обращения к законодательству зарубежных стран обу­словлена в том числе и их относительным «суицидным» благополучием, по сравнению с Россией, которая длительное время занимает одно из лидирующих позиций в мире по «общественному» суицидному показателю. Так, например, в 2003 — 2005 гг. в РФ данный показатель почти в 2,5 раза превышал общемиро­вой (2,4), по мужчинам - в 2,8 раз, по женщинам - 1,9*. Для сравнения, отме­тим, что в 90-е годы прошлого века разница не в пользу России по изучаемому показателю составляла: с африканскими государствами в среднем по мужчинам - в 9,8 раз, по женщинам - 5,8; с азиатскими - 5,3 и 1,9 соответственно; с евро­пейскими — 2,5 и 1,6; с североамериканскими — 3,6 и 2,7; с латиноамерикански­ми и Карибского моря - 9,6 и 6,7; со странами Океании - 3,5 и 2,6[1].

Рассмотрение вышеуказанного вопроса начнем с анализа уголовного законодательства стран ближнего зарубежья (бывших советских республик) - наиболее близкого отечественному.

Во-первых, все изученные законодательные акты[2] (без исключения) со­держат нормы (одну или две), предусматривающие ответственность за «пре­ступную» причастность к самоубийству или покушению на него. Тем самым выбранная для изучения проблема находится в поле зрения законодателей стран ближнего зарубежья.

Во-вторых, во всех из них не представлено ни определение самоубий­ства, ни покушения на самоубийство. Данные понятия, по мнению законода­телей указанных стран, по-видимому, не нуждаются в определении. Однако эта «ограниченность» законодательных конструкций суицид-превентивных норм, как представляется, не всегда позволяет прийти к установлению исти­ны. Подобное отношение к указанным терминам сегодня следует восприни­мать как ненаучное.

В-третьих, представленные в них меры в отношении случаев само­убийства уголовно-правовой значимости и покушения на аналогичное само­убийство связываются не только с «доведением до самоубийства» (ст. 115 УК Грузии; ст. 102 УК Кыргызской Республики, ст. 124 УК Латвийской рес­публики, ст. 133 УК Литовская республики, ст. 110 УК Республики Армения, ст. 102 УК Республики Казахстан, ст. 150 УК Республики Молдова, ст. 109 УК Республики Таджикистан, ст. 103 УК Республики Узбекистан, ст. 120 УК Украины), но и со «склонением к самоубийству» (ст. 111 УК Кыргызской Республики, ст. 133 УК Литовской республики, ст. 111 УК Республики Ар­мения, ст. 146 УК Республики Беларусь), а также с «оказанием помощи при самоубийстве» (ст. 134 УК Литовской республики).

В-четвертых, единственной из указанных норм, полностью идентичной отечественному законодательству (ст. 110 УК РФ), является ст. 115, пред­ставленная в УК Грузии («Доведение до самоубийства»). Все остальные уго­ловные законы привносят в указанную норму определенные дополнения.

Так, например, ч. 1 ст. 110 УК Республики Армения в данную норму включает информацию о субъективной стороне («с косвенным умыслом или по неосторожности»). Подобное уточнение исключает прямой умысел при совершении рассматриваемого преступления.

УК Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 102), Латвийской республики, (ч. 2 ст. 124), Республики Армения (ч. 2 ст. 110), Республики Казахстан (ч. 2 ст. 102), Республики Молдова (ч. 2 п. «с» ст. 150), Республики Таджикистан (ч. 2 ст. 109), Республики Узбекистан (ч. 2 ст. 103) и Украины (ч. 2 ст. 120) преду­сматривают более серьезную ответственность за доведение до самоубийства или покушения на самоубийство, в случаях, если оно совершено в отноше­нии лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного.

В УК Республики Молдова (ч. 2 п. «Ь» ст. 150), Республики Таджики­стан (ч. 2 ст. 109) и Украины (ч. 3 ст. 120) повышенную ответственность оп­ределяет наступление вышеуказанных последствий в отношении несовер­шеннолетних. Причем данное положение более убедительно представлено в УК Украины. Так, например, за доведение до самоубийства или до покуше­ния на самоубийство несовершеннолетнего УК Украины предусматривает более строгое наказание - лишение свободы на срок от семи до десяти лет (УК Республики Молдова - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет; УК Рес­публики Таджикистан - лишение свободы на срок от пяти до восьми лет).

Кроме того, в УК Республики Молдова (ч. 2 п. «а» ст. 150) подобная ответственность связывается и с наступлением вышеуказанных последствий в отношении «мужа (жены) или близкого родственника».

В УК Республики Молдова объективная сторона анализируемого пре­ступления характеризуется доведением до самоубийства или покушения на него путем «травли, клеветы или оскорбления со стороны виновного» (ч. 1 ст. 150), а также «вследствие жестокого обращения» (ч. 2 п. «й» ст. 150) и «вследствие систематического унижения достоинства потерпевшего» (ч. 2 п.

«е» ст. 150). При этомза деяние, предусмотренное, ч. 1 указанной статьи, по­лагается лишение свободы на срок-от 2 до 5 лет, тогда как за деяние, преду­смотренное ч. 2 п. «б» и п. «е» - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Таким образом, молдавское уголовное законодательство признает бо­лее серьезным, и значимым на принятие решения о совершении самоубийства влияние «жестокого обращения» и «систематического унижения достоинства потерпевшего». При этом «травля, клевета или оскорбления со стороны ви­новного» расцениваются, как «меньшее зло».

В УК Украины (ч. 1 ст. 120) объективная;сторона.анализируемого пре­ступления, помимо уже отмеченных способов доведения до самоубийства или до покушения на него - «жестокое обращение» и «систематическое уни­жение человеческого достоинства» в отношении потерпевшего; представлена еще и такими, ранее не рассмотренными нами, как «шантаж» и «принужде­ние к противоправным действиям».

«Угрозы» в качестве способа совершения указанного преступления молдавским и украинским законодателями полностью проигнорированы.

В-пятых, помимо доведения до самоубийства, к противоправным дей­ствиям, способным привести к изучаемому результату (самоубийство или покушение: на него), армянские, киргизские и литовские законодатели отно­сят «склонение к самоубийству». Подобное дополнение: свидетельствует об их направленности на более широкий круг случаев самоубийства уголовно­правовой значимости,включая покушения на него.

В УК, Литовской республики (ст. 133)'склонение'к самоубийству при­равнивается к доведению до самоубийства[3];. При этом литовские законодате­ли не дают каких-либо пояснений относительно понятий «склонение к само­убийству» или «доведение до самоубийства».

Единственным уголовным законом, в котором «склонение к самоубий­ству» закреплено в качестве самостоятельного состава преступления (без до­ведения до самоубийства), является УК Республики Беларусь[4].

Под «склонением к самоубийству» в УК Кыргызской Республики (ст. 111) фигурирует следующее определение: «Возбуждение у другого лица ре­шимости совершить самоубийство ... если лицо покончило жизнь самоубий­ством или покушалось на него»“.

Аналогичное понимание данного термина закреплено в УК Республики Армения (ст. 111)[5].

В УК Республики Беларусь (ст. 146) представленное выше определение «склонения к самоубийству» содержит очень важное, на наш взгляд, уточне­ние, касающееся умышленного возбуждения этой решимости. Тем самым бе­лорусские законодатели исключают случаи склонения к самоубийству по не­осторожности.

Объективная сторона склонения к самоубийству представлена сле­дующими способами: «путем уговора, обмана или иным путем» (УК Кыр­гызской Республики), «путем жестокого или коварного обращения» (УК Ли­товской республики), «путем уговоров, обмана или иным путем» (УК Рес­публики Армения). В УК Республики Беларусь в диспозиции ч. 1 ст. 146 спо­собы совершения преступления не указаны.

За склонение к самоубийству по уголовному законодательству Кыр­гызской Республики, Литовской республики и Республики Армения преду­смотрена та же ответственность, что и за доведение до самоубийства. Следо­вательно, это в определенном смысле равнозначные по ответственности пре­ступления.

 


[1] См., например: Schmidtke A., Weinacker В., Apter A., Batt A., Berman A., Bille-Brahe U., Botsis A., De Leo D., Doneux A., Goldney R., Grad O., Haring C., Hawton K., Hjelmeland H., Kelleher M., Kerkhof A., Leenaars A., Lonnqvist J., Michel K., Ostamo A., Salander-Reinberg E., Sayil I., Takahashi Y., Van Hee- ringen C., Vamik A., Wasserman D. Suicide Rates in the world: Update// Archives of Suicide Research. 1999. № 5. P. 81 — 89.

[2] В работе нами изучены уголовное законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья, указанные в данном параграфе.

[3] См.: Уголовный кодекс Литовской республики / Науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В: Павилониса; предисл.. канд. юрид. наук, доц. Н.И. Мац- нева; вступ. статья докт. юрид. наук, проф. В. Павилониса, докт. юрид. наук, доц. А. Абрамавичюса, докт. юрид. наук, доц. А. Дракшене / Пер. с лит. канд. филол. наук, доц. В.П. Казанскене. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003: С. 244.

[4] См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой пред­ставителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Предисловие проф. Б.В. Волженкина; Обзорная статья A.B. Баркова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. С. 216.

[5] См.: Уголовный кодекс Республики Армения / Науч. ред. докт. юрид. наук Е.Р. Азарян, канд. юрид. наук Н.И. Мацнева. Предисловие докт. юрид. наук Е.Р. Азаряна. Перевод с армянского канд. юрид. наук, проф. Р.З. Авакя­на. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 160.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36644.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.