Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие высшего учебного заведения как субъекта административных правоотношенийМодернизация высшего образования определяется необходимостью совершенствования механизма социальных услуг, потребностью общества и государства в четкой работе системы организаций социальной, в том числе образовательной сферы. Высшие учебные заведения являются элементом системы социальных институтов, что предполагает особый подход к их правовому статусу, и, прежде всего, в административной сфере[1]. Правовой статус юридического лица следует рассматривать в аспекте юридически закрепленного положения организации в обществе и государстве, определенного правовыми актами. С нормативной точки зрения, правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений. Раскрытие правового статуса высших учебных заведений, помимо изучения целого комплекса норм (гражданских, трудовых и иных), опосредующих деятельность организаций высшей школы, возможно через рассмотрение их в административных правоотношениях, которые характеризуют статус вуза как субъекта административного права. В действующем до 01 сентября 2013 года образовательном законодательстве, высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования (п. 1 ст. 8 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[2]). Однако данное определение не дает нам полного представления о высшем учебном заведении. В нем не отражены основные содержательные элементы, определяющие место вузов в административнопубличной сфере, без внимания остаются значимые, с точки зрения административного права параметры, имеющие значение для обозначения специфики вузов как субъектов административных правоотношений. Стоит особо оговориться, что категориальный аппарат (ст. 2) Закона № 273-ФЗ не содержит понятия высшего учебного заведения вообще, ограничиваясь лишь определением категории образовательной организации. Единственное общее представление о категории вуза в качестве образовательной организации высшего образования[3] дается в ст. 23 Закона № 273-ФЗ, раскрывающей типологию образовательных организаций. При этом существующие в научных исследованиях понятия вуза[4], в том числе негосударственного[5] ограничены рамками нормативной формулировки, не отражают публичных свойств высших учебных заведений, т.е. как участников (субъектов) административных правоотношений. Авторы, в общем, при определении понятия вузов, исходят из гражданско-правовой характеристики, элементами которого выступают 1) некоммерческая организация, 2) имеющая лицензию, 3) реализующая образовательные программы высшего профессионального образования, 4) имеющая государственную аккредитацию, 5) финансируемая учредителем, а также самостоятельно. Необходимо в науке административного права и на уровне административного законодательства определить место и роль вузов в административных правоотношениях, разграничить граж- данско-правовую и административно-правовую сферу их функционирования, которая определяется объемом и содержанием их правового статуса. Одним из аспектов характеристики вузов как участников взаимоотношений в области образования, является правовое регулирование их образовательной деятельности. На фоне процессов реформирования высшей школы эффективность деятельности учреждений высшего профессионального образования напрямую зависит от четкого правового регулирования. Однако, нормы законодательства, регулирующие деятельность участников соответствующих отношений, иногда не отвечают тем целям и задачам, которые призваны достигнуть. Как считает, С. Барабанова «эти нормы должны вносить ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления образованием, учебными заведениями и гражданами, они создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании»[6]. Ведущее место в установлении правового режима высших учебных заведений принадлежит нормам конституционного права, которые занимают особое место в общей системе права, являются исходными, первичными, определяющими для всех других норм, регулирующих правовое положение. В связи с чем, Конституция РФ возглавляет пирамиду законодательного регулирования сферы образования. Она определяет основные принципы системы образования, ее характер, приоритеты. Прежде всего, в этой связи, необходимо отметить п. 5 ст. 43 Конституции РФ закрепляющую, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы образования, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту «ж» указанной статьи в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Конституционное разграничение сфер компетенции в области нормотворче-
ства, в данном случае не может не сказаться и на особенностях законодательства о высшем образовании. Законодатель выделяет два уровня нормативноправового регулирования в сфере образования: федеральный и региональный. Как известно, в настоящее время в отношении организаций образования приняты основные нормативные акты. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[7] - это рамочный, базовый акт в регулировании субъектов образовательной деятельности. Для регулирования отношений участников в сфере высшего образования действует Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[8], который определяет комплекс прав и обязанностей всех субъектов системы высшего образования. Данные нормативные акты действуют до 01 сентября 2013, когда вступает в силу пришедший на смену указанным образовательным законам принятый 29.12.2012 г. за № 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Помимо этого, для реализации норм основных законодательных актов по вопросам образования органами исполнительной власти издаются Указы Президента РФ[9] и Постановления Правительства РФ[10]. Принимаются акты отраслевых и ведомственных государственных структур[11]. Кроме модели «внутреннего» правового регулирования, образовательное законодательство признает закрепленный в п.4 ст. 15 Конституции РФ приоритет норм международного права над внутренним российским законодательством', что позволяет выделять и отдельный уровень «внешних» норм, установленных международно-правовыми актами в сфере образования[12], международными договорами и соглашениями, регулирующих образовательные отношения. Отраслевая принадлежность образовательного законодательства до сих пор не определена, и рождает различные взгляды ученых. Ряд ученых, таких как Сырых В.М.[13], Шкатулла В.И.[14], Федорова М.Ю.[15], анализируя систему правовых актов об образовании, выделяют «Образовательное право» как самостоятельную отрасль. В советский период правовая система регулирования отношений в области образования рассматривалась, либо как самостоятельная отрасль законодательства, либо как подотрасль административного права[16]. Долгое время в массиве нормативных правовых актов по вопросам образования, были представлены такие документы, в том числе нормативного характера, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем количестве источников образовательного права была достаточно велика. В этой связи, «директивный» характер таких документов во многом определял административные начала в регулировании образовательных отношений, что до сих пор накладывает отпечаток и на правовые инструменты регулирования образования. Образовательному праву - отрасли, формирующейся в самостоятельную из подотрасли административного права, как справедливо отмечается С. Барабановой, присуща традиционная для административного права разбросанность источников, преобладание инструкции[17]. Такую особенность очень точно отметил еще в 20-х годах в прошлого века В.Н. Дурденевский, отводя, правда, необходимую роль инструкции, как «более успевающей следить за злобой дня, над законом, более громоздким, создаваемым более медленно»[18]. Сегодня, правовое регулирование отношений в сфере образования нормами административного признается и другими учеными[19].
[1] Как известно, в предмет административного права традиционно включены вопросы организации государственной управленческой деятельности. Через грамотное правовое регулирование взаимоотношений государства и общества, в том числе посредством государственного управления решаются конкретные задачи развития как государства в целом, так и отдельных областей народного хозяйства. [2] СЗ РФ. 1996.№ 35. Ст. 4135. [3] В соответствии с пп.4 п. 2 ст. 23 Закона Лг 273-ФЗ образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. [4] См.: Владыкина, Т.А. Высшее учебное заведение как субъект гражданского права. Авторсф. дне. канд. юрнд. наук. 12.00.03. Екатеринбург. 2003. С. 5. [5] См.: Рожков, В.А. Правовое положение негосударственного высшего учебного заведения в организационно- правовой форме учреждения по законодательству Российской Федерации. Авторсф. дис.канд. юрнд. наук. 12.00.03. Волгоград, 2005. С.5. [6] Барабанова, С. Образовательное законодательство (проблемы кодификации) // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 142. [7] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797. [8] СЗ РФ. 996. № 35. Ст. 4135. [9] См, например, «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 12 апреля 1993 г. № 443, «О некоторых .мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» от 27 марта 1996 г. Л- 424. [10] См., например, «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием» от 04 октября 2002 г. № 749, «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведением) Российской Федерации» от 05 апреля 2001 г. № 264, «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается» от 22 ноября 1997 г. № 1473. [11] См., например, Письмо Минобрнауки от 10 октября 2006 г. № АФ -234/06 «О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», Приказ Минобрнауки от 01 декабря 2005 г. № 297 «Об утверждении типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), Письмо Рособразования от 21 сентября 2006 г. № 18-02-10/09 «О процедуре избрания Презндеігта вуза», Письмо Рособразования от 18 апреля 2007 г. № 13-55-185 «О некоторых вопросах приема иностранных граждан в российские вузы». [12] См., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Ныо-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Конвенцию о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН). [13] См.: Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых. - М.: Исследование качества проблем подготовки специалистов, 2000. С. 136. [14] Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов / В.И. Шкатулла.-М.:НОРМА,2001.С. 121. [15] Федорова, М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие. / М.Ю. Федорова. - М., 2003. [16] Дорохова, Г.А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании. Дисс. ...Д.Ю.Н. М., 1982. С. 18. [17] Барабанова С. Указ. соч. С. 142. [18] Дурденевский, В.Н. Лекции по праву социальной культуры. - М.-Л.: ОГИЗ, 1929. С. 11. [19] См., например, Сырых, В.М. История и методология исследования проблем системной организации образовательного права // Право и образование. 2001. № б. С. 30-34.
Вся работа доступна по ссылке |
|