У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие высшего учебного заведения как субъекта административных правоотношений

Модернизация высшего образования определяется необходимостью со­вершенствования механизма социальных услуг, потребностью общества и го­сударства в четкой работе системы организаций социальной, в том числе обра­зовательной сферы. Высшие учебные заведения являются элементом системы социальных институтов, что предполагает особый подход к их правовому ста­тусу, и, прежде всего, в административной сфере[1].

Правовой статус юридического лица следует рассматривать в аспекте юридически закрепленного положения организации в обществе и государстве, определенного правовыми актами. С нормативной точки зрения, правовой ста­тус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотно­шений. Раскрытие правового статуса высших учебных заведений, помимо изу­чения целого комплекса норм (гражданских, трудовых и иных), опосредующих деятельность организаций высшей школы, возможно через рассмотрение их в административных правоотношениях, которые характеризуют статус вуза как субъекта административного права.

В действующем до 01 сентября 2013 года образовательном законодатель­стве, высшим учебным заведением является образовательное учреждение, уч­режденное и действующее на основании законодательства Российской Федера­ции об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в со­ответствии с лицензией образовательные программы высшего профессиональ­ного образования (п. 1 ст. 8 Закона «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании»[2]). Однако данное определение не дает нам полного представления о высшем учебном заведении. В нем не отражены основные со­держательные элементы, определяющие место вузов в административно­публичной сфере, без внимания остаются значимые, с точки зрения админист­ративного права параметры, имеющие значение для обозначения специфики вузов как субъектов административных правоотношений. Стоит особо огово­риться, что категориальный аппарат (ст. 2) Закона № 273-ФЗ не содержит поня­тия высшего учебного заведения вообще, ограничиваясь лишь определением категории образовательной организации. Единственное общее представление о категории вуза в качестве образовательной организации высшего образования[3] дается в ст. 23 Закона № 273-ФЗ, раскрывающей типологию образовательных организаций.

При этом существующие в научных исследованиях понятия вуза[4], в том числе негосударственного[5] ограничены рамками нормативной формулировки, не отражают публичных свойств высших учебных заведений, т.е. как участни­ков (субъектов) административных правоотношений. Авторы, в общем, при оп­ределении понятия вузов, исходят из гражданско-правовой характеристики, элементами которого выступают 1) некоммерческая организация, 2) имеющая лицензию, 3) реализующая образовательные программы высшего профессио­нального образования, 4) имеющая государственную аккредитацию, 5) финан­сируемая учредителем, а также самостоятельно. Необходимо в науке админист­ративного права и на уровне административного законодательства определить место и роль вузов в административных правоотношениях, разграничить граж- данско-правовую и административно-правовую сферу их функционирования, которая определяется объемом и содержанием их правового статуса.

Одним из аспектов характеристики вузов как участников взаимоотноше­ний в области образования, является правовое регулирование их образователь­ной деятельности. На фоне процессов реформирования высшей школы эффек­тивность деятельности учреждений высшего профессионального образования напрямую зависит от четкого правового регулирования. Однако, нормы законо­дательства, регулирующие деятельность участников соответствующих отноше­ний, иногда не отвечают тем целям и задачам, которые призваны достигнуть. Как считает, С. Барабанова «эти нормы должны вносить ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления образованием, учебными заведениями и гражданами, они создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании»[6].

Ведущее место в установлении правового режима высших учебных заве­дений принадлежит нормам конституционного права, которые занимают особое место в общей системе права, являются исходными, первичными, определяю­щими для всех других норм, регулирующих правовое положение. В связи с чем, Конституция РФ возглавляет пирамиду законодательного регулирования сферы образования. Она определяет основные принципы системы образования, ее ха­рактер, приоритеты. Прежде всего, в этой связи, необходимо отметить п. 5 ст. 43 Конституции РФ закрепляющую, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает раз­личные формы образования и самообразования». В соответствии со ст. 72 Кон­ституции РФ вопросы образования, относятся к совместному ведению Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту «ж» ука­занной статьи в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся общие во­просы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спор­та. Конституционное разграничение сфер компетенции в области нормотворче-

 

ства, в данном случае не может не сказаться и на особенностях законодательст­ва о высшем образовании. Законодатель выделяет два уровня нормативно­правового регулирования в сфере образования: федеральный и региональный.

Как известно, в настоящее время в отношении организаций образования приняты основные нормативные акты. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[7] - это рамочный, базовый акт в регулировании субъектов образовательной деятельности. Для регулирования отношений участников в сфере высшего образования действует Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[8], ко­торый определяет комплекс прав и обязанностей всех субъектов системы выс­шего образования. Данные нормативные акты действуют до 01 сентября 2013, когда вступает в силу пришедший на смену указанным образовательным зако­нам принятый 29.12.2012 г. за № 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Помимо этого, для реализации норм основных за­конодательных актов по вопросам образования органами исполнительной вла­сти издаются Указы Президента РФ[9] и Постановления Правительства РФ[10]. Принимаются акты отраслевых и ведомственных государственных структур[11].

Кроме модели «внутреннего» правового регулирования, образовательное законодательство признает закрепленный в п.4 ст. 15 Конституции РФ приори­тет норм международного права над внутренним российским законодательст­вом', что позволяет выделять и отдельный уровень «внешних» норм, установ­ленных международно-правовыми актами в сфере образования[12], международ­ными договорами и соглашениями, регулирующих образовательные отноше­ния.

Отраслевая принадлежность образовательного законодательства до сих пор не определена, и рождает различные взгляды ученых. Ряд ученых, таких как Сырых В.М.[13], Шкатулла В.И.[14], Федорова М.Ю.[15], анализируя систему пра­вовых актов об образовании, выделяют «Образовательное право» как самостоя­тельную отрасль. В советский период правовая система регулирования отноше­ний в области образования рассматривалась, либо как самостоятельная отрасль законодательства, либо как подотрасль административного права[16]. Долгое вре­мя в массиве нормативных правовых актов по вопросам образования, были представлены такие документы, в том числе нормативного характера, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем количестве источников образова­тельного права была достаточно велика. В этой связи, «директивный» характер таких документов во многом определял административные начала в регулиро­вании образовательных отношений, что до сих пор накладывает отпечаток и на правовые инструменты регулирования образования. Образовательному праву - отрасли, формирующейся в самостоятельную из подотрасли административно­го права, как справедливо отмечается С. Барабановой, присуща традиционная для административного права разбросанность источников, преобладание инст­рукции[17]. Такую особенность очень точно отметил еще в 20-х годах в прошлого века В.Н. Дурденевский, отводя, правда, необходимую роль инструкции, как «более успевающей следить за злобой дня, над законом, более громоздким, соз­даваемым более медленно»[18]. Сегодня, правовое регулирование отношений в сфере образования нормами административного признается и другими учены­ми[19].

 


[1] Как известно, в предмет административного права традиционно включены вопросы организации государст­венной управленческой деятельности. Через грамотное правовое регулирование взаимоотношений государства и общества, в том числе посредством государственного управления решаются конкретные задачи развития как государства в целом, так и отдельных областей народного хозяйства.

[2] СЗ РФ. 1996.№ 35. Ст. 4135.

[3] В соответствии с пп.4 п. 2 ст. 23 Закона Лг 273-ФЗ образовательная организация высшего образования - обра­зовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную дея­тельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

[4] См.: Владыкина, Т.А. Высшее учебное заведение как субъект гражданского права. Авторсф. дне. канд. юрнд. наук. 12.00.03. Екатеринбург. 2003. С. 5.

[5] См.: Рожков, В.А. Правовое положение негосударственного высшего учебного заведения в организационно- правовой форме учреждения по законодательству Российской Федерации. Авторсф. дис.канд. юрнд. наук. 12.00.03. Волгоград, 2005. С.5.

[6] Барабанова, С. Образовательное законодательство (проблемы кодификации) // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 142.

[7] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

[8] СЗ РФ. 996. № 35. Ст. 4135.

[9] См, например, «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 12 апреля 1993 г. № 443, «О некоторых .мерах по уси­лению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» от 27 марта 1996 г. Л- 424.

[10] См., например, «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессио­нальным образованием» от 04 октября 2002 г. № 749, «Об утверждении Типового положения об образователь­ном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведением) Российской Федера­ции» от 05 апреля 2001 г. № 264, «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специ­альностей, по которым получение высшего образования в заочной форме или в форме экстерната не допускает­ся» от 22 ноября 1997 г. № 1473.

[11] См., например, Письмо Минобрнауки от 10 октября 2006 г. № АФ -234/06 «О примерном положении о сту­денческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», Приказ Минобрнауки от 01 декабря 2005 г. № 297 «Об утверждении типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), Письмо Рособразования от 21 сентября 2006 г. № 18-02-10/09 «О процедуре избрания Презндеігта вуза», Письмо Рособразования от 18 апреля 2007 г. № 13-55-185 «О некоторых вопросах приема иностранных граждан в российские вузы».

[12] См., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Ныо-Йорк, 16 де­кабря 1966 г.), Конвенцию о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамб­леи ООН).

[13] См.: Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых. - М.: Исследование качества проблем подготовки специалистов, 2000. С. 136.

[14] Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов / В.И. Шкатулла.-М.:НОРМА,2001.С. 121.

[15] Федорова, М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие. / М.Ю. Федорова. - М., 2003.

[16] Дорохова, Г.А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании. Дисс. ...Д.Ю.Н. М., 1982. С. 18.

[17] Барабанова С. Указ. соч. С. 142.

[18] Дурденевский, В.Н. Лекции по праву социальной культуры. - М.-Л.: ОГИЗ, 1929. С. 11.

[19] См., например, Сырых, В.М. История и методология исследования проблем системной организации образова­тельного права // Право и образование. 2001. № б. С. 30-34.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36645.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.