У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и элементы административно-правового статуса высшего учебного заведения

Функционирование любой организации, в том числе высшего учебного заведения, обеспечивается его правовым статусом. Справочные издания опре­деляют правовой статус (лат. Status - состояние, положение) как совокупность прав и обязанностей различных субъектов права, их правовое положение[1].

Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются при­менительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участни­ком которых тот или иной субъект становится, реализуя, при этом, ту или иную группу субъективных прав и обязанностей. Субъекты административного права - это различные органы и организации, физические лица (граждане) функцио­нирующие или соприкасающиеся со сферой исполнительной власти. Админи­стративно-правовой статус определяет административную правосубъектность как проявление общей правоспособности через основные характеристики субъ­екта права в сфере государственно-управленческих отношений, которые имеют властно содержательную природу[2]. Неотъемлемым элементом таких правоот­ношений, как правило, является обязательная их сторона - властный субъект — орган публичной власти.

Статус субъекта в административной (публичной) области общественных отношений имеет принципиальное значение. Реализация прав и обязанностей

 

субъекта характеризует административную правоспособность, и, одновремен­но, другое правовое явление - административную правосубъектность, которые не равнозначны. Несмотря на ведущуюся в юридической литературе дискус­сию[3] по поводу соотношения указанных категорий, исходным в определении вопроса о возможности возникновения и развития соответствующих правоот­ношений с участием субъекта права является именно «правосубъектность», по­скольку предполагает наличие у субъекта правового статуса. Иными словами, способность стать участником конкретного правоотношения определяет кон­кретный объем его прав и обязанностей. В определенном смысле, данный вы­вод подтверждает мнение Д.В. Винницкого о том, что указанные категории «характеризуют одно и то же правовое явление, поскольку ограничение спо­собности участия в различных правоотношениях предполагает ограничение возможности осуществлять некоторые права и обязанности»[4].

Правосубъектность (правовой статус), с обозначенных позиций, субъек­том права реализуется через его участие в конкретных правоотношениях, одно­временно характеризующих их отраслевую правовую природу. В связи с этим, исследуя вопрос о понятии и структуре административно-правового статуса высшего учебного заведения, мы будем опираться на то, что административно­правовой статус вуза образует правовое положение юридического лица в адми­нистративных правоотношениях.

Правовой статус вуза, с нашей точки зрения, многогранная категория, по­зволяющая соединить в себе различные отраслевые правовые статусы. Катего­рия «административно-правовой статус» составляет комплекс взаимосвязанных элементов, характеристика которых в большей степени определяется сущест­вующей политической обстановкой, государственно-правовым устройством общества. Правовая и организационная структура высших учебных заведений, на наш взгляд, не влияет на выполнение их общих задач, стоящих перед выс­шей школой на современном этапе. Права и обязанности, характеризующиеся общностью целей и задач вузов, могут быть определены в действующем зако­нодательстве. Полноценная деятельность высшего учебного заведения, во вся­ком случае, предполагает наличие юридических средств, направленных на эф­фективное решение им управленских задач, в общем их значении, независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Представление об административно-правовом статусе вуза можно полу­чить благодаря рассмотрению его связующих частей, компонентов, характери­зующих структуру статуса. Для ответа на вопрос об элементах административ­но-правового статуса вуза, рассмотрим компоненты статуса коллективного субъекта’, которые в науке и литературе определены различным образом.

Ранее Д.Н. Бахрахом был выдвинут тезис, ставший для административно­го права традиционным в установлении типичной структуры статуса, опреде­ляющим, что «каждое учреждение представляет собой единство трех сторон: организационной, экономической, правовой»[5]. Предложенная структура учре­ждения, представляется нам наиболее типичной и в приложении к системе ор­ганизаций высшей школы. На наш взгляд такой вывод ученого о системе учре­ждения был в дальнейшем воспринят им в рамках представления структуры административно-правового статуса коллективного субъекта, включающего та­кие основные блоки, как: 1) целевой: цели, задачи, функции деятельности орга­низации; 2) структурно-организационный: порядок образования, легализации, реорганизации, ликвидации организации, ее подчиненность, организационная структура, процедуры деятельности; 3) компетенционный: подведомственность дел и властные полномочия организации[6].

 

В свою очередь, П.И. Кононов предлагает в структуру административно­правового статуса юридических лиц следует включать общие и специальные права, общие и специальные обязанности, ограничения общих и специальных прав юридических лиц в административно-публичной сфере, а также меры юридической ответственности, применяемые к юридическим лицам за совер­шаемые ими в административно-публичной сфере правонарушения[7].

В то же время, по мнению некоторых авторов, правоспособность, дееспо­собность и деликтоспособность выступает в качестве предпосылок определения правового статуса, и поэтому не учитываются при построении его структурных элементов[8].

Анализ образовательного законодательства позволяет в качестве элемен­тов правового статуса вуза выделить вид, организационно-правовую форму, на­личие или отсутствие государственной аккредитации, что на наш взгляд, явля­ется недостаточным для его характеристики, поскольку правовой статус «...комплексная, интеграционная категория»[9].

Как считает Д.Н. Бахрах, содержание административно-правового статуса коллективного субъекта в основном зависит от следующих факторов:

1)                        является он частью государственного механизма или нет;

2)                        каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно- воспитательной и т.д.);

3)                        является ли он самостоятельной организационной единицей или вклю­чен в более сложную организационную структуру[10].

В юридических исследованиях существует различные, хотя в целом схо­жие точки зрения относительно определения компонентов административно­правового статуса вузов, определяющего содержание их правового регулирова­ния, где за основу берется административно-правовая характеристика статуса организации.

Например, H.A. Барабашова выделяла такие компоненты статуса вуза как:

-      программный - цели и задачи;

-      правовые основания организации вуза;

-      функции, права и обязанности и его ответственность;

-      правовой режим управления вузом, структура и функции его админист­рации[11].

В свою очередь, Рекрут O.A. считает, что правовой статус негосударст­венного вуза, исходя из административно-правовой характеристики, включает в себя следующие элементы:

-      цели и задачи;

-      права, обязанности и гарантии их реализации;

-      юридическая ответственность;

-      организационно-правовая форма;

-      наличие государственной аккредитации;

-      вид высшего учебного заведения[12].

Между тем, объем такой структуры может быть дополнен за счет вклю­чения иных элементов в зависимости от характеристики конкретного высшего учебного заведения, роли и места вузов во взаимодействии с иными субъектами административного права, особенностях их участия в административных пра­воотношениях.

Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию об­щезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их адми­нистративно-правового статуса, на наш взгляд, необходимо включать следую­щие элементы:

-      место вуза в системе публичного управления: подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами.

-      общие и специальные цели создания и деятельности вуза.

-      публичные задачи, решение которых возлагается на вуз.

-      публичные функции, выполняемые вузом.

-      внешние и внутренние административные права (полномочия) вуза.

-      внешние и внутренние административные обязанности вуза.

-      публичную юридическую ответственность вуза за совершенные им в рамках административных правоотношений правонарушения.

Таковы наиболее важные структурные компоненты в организации и дея­тельности высшего учебного заведения, позволяющие наиболее оптимально определить правовой статус вуза как субъекта административных правоотно­шений. Рассмотрим их более подробно.

Место вуза в системе публичного управления'

Административное законодательство позволяет в зависимости от харак­тера связей с органами публичной власти все высшие учебные заведения разде­лить на два вида:

1.   Вузы, включенные в систему (находящиеся в ведении) какого-либо го­сударственного органа или органа местного самоуправления. Это, например, высшие учебные заведения, подведомственные Федеральному агентству по об­разованию, система вузов Министерства сельского хозяйства РФ, Министерст­во здравоохранения и социального развития и др.

2.   Вузы, не входящие в систему каких-либо публичных субъектов. К их числу можно отнести негосударственные высшие учебные заведения, т.е. вузы, создаваемые частными лицами (гражданами и организациями). Их деятель­ность регулируется (координируется) частными собственниками, и только на уровне «общих» требований органами специальной компетенции (например, Министерством образования и науки РФ).

Общие и специальные цели создания и деятельности вуза

Цель создания и деятельности образовательной организации выражает целевой компонент в ее статусе. В общем, цель можно понимать как обеспече­ние определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных управленческих актах цель конкретизируется в перечне задач, и выполняемых функций[13]. В связи с этим, ранее Э.Н. Ренов подчеркивал: «только характер дея­тельности, цель создания государственного образования определяет его право­вую природу. А способы, методы деятельности, в этом плане играют второсте­пенную роль»[14].

 


[1] См., например, Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, B.E. Крутскнх, - М.: ИНФА- М., 1999. VI. С. 655; Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б.Н. Топорин,- М.; Юрист, 2001. С. 1042.

[2] См.: Минашкип A.D. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. № I.; Алехин, А.П., Кармолицкий, A.A., Козлов, ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

[3] См.: Бараненкоа, А/.М Соотношение понятий «правовое положение», «правовой статус», и «правосубъект­ность)) юридического лица // Юридический мир. 2006. № 2.; См.: Витрук, Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979. С. 115; Сергиенко, P.A. Налоговая правосубъектность орга­низации // Финансовое право. 2002. № 2; Кудашкин, В.В. Специальная правоспособность субъектов граждан­ского права в сфере действия общего запрета //Государство и право. 1999. № 5. С.47.

[4] Винницкий, Д.В. Субъекты налогового права / Д.В. Винницкий. - М., 2000. С. 11.

[5]

Бахрах, Д.Н. Структура аппарата управления. Свердловск. 1983. С. 5.

[6]

См.: Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Издательская группа «НОРМА- ИНФА-М», 2002. С. 27-28. Не отрицая предложенную Д.Н. Бахрахом структуру статуса, изложенные научные постулаты ученого мы возьмем за основу наших дальнейших рассуждений. По крайней мере, отдельные струк­турно-целевые блоки статуса позволяют более детально подойти к решению вопроса о конкретном содержании правосубъектности вуза. Как нам представляется, организационная и экономическая составляющая правового статуса вузов является центральным звеном в системе его административной правосубъектности, и было бы целесообразным выделить ее в самостоятельный, организационно-структурный блок, представляющий админи­стративные правоотношения:!) по организации и формированию структуры вуза (органнзационно-

[7] См. Административное право России. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. П.И. Кононова. М., 2006. С. 88.

[8] См.: Буиеева, Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. 12.00.01. Нижний Новгород, 2000. С. 20.

[9] См.: Матузов, Н.И., Малько, A.B. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2002. С. 185.

[10] См.: Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 24-25., Старч- ловЮ.Н. Административное право. Воронеж, 2001.С. 22-23.

[11] Выше мы указали на особенности положения вузов относительно публичных управленческих структур. По­этому, лишь обозначим их для целен раскрытия элементов и понятия административно-правового статуса вуза.

[12] См. Рекрут O.A. Указ. соч. С. 68-75.

[13] См.: Бахрах, ДН. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 25.

[14] Ренов, Э.Н. Государственное учреждение - субъект административного права (на примере учреждений куль­туры)// Межвузовский сборник научных трудов. СЮИ. Свердловск. 1985. С.110.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36645.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.