Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и элементы административно-правового статуса высшего учебного заведенияФункционирование любой организации, в том числе высшего учебного заведения, обеспечивается его правовым статусом. Справочные издания определяют правовой статус (лат. Status - состояние, положение) как совокупность прав и обязанностей различных субъектов права, их правовое положение[1]. Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя, при этом, ту или иную группу субъективных прав и обязанностей. Субъекты административного права - это различные органы и организации, физические лица (граждане) функционирующие или соприкасающиеся со сферой исполнительной власти. Административно-правовой статус определяет административную правосубъектность как проявление общей правоспособности через основные характеристики субъекта права в сфере государственно-управленческих отношений, которые имеют властно содержательную природу[2]. Неотъемлемым элементом таких правоотношений, как правило, является обязательная их сторона - властный субъект — орган публичной власти. Статус субъекта в административной (публичной) области общественных отношений имеет принципиальное значение. Реализация прав и обязанностей
субъекта характеризует административную правоспособность, и, одновременно, другое правовое явление - административную правосубъектность, которые не равнозначны. Несмотря на ведущуюся в юридической литературе дискуссию[3] по поводу соотношения указанных категорий, исходным в определении вопроса о возможности возникновения и развития соответствующих правоотношений с участием субъекта права является именно «правосубъектность», поскольку предполагает наличие у субъекта правового статуса. Иными словами, способность стать участником конкретного правоотношения определяет конкретный объем его прав и обязанностей. В определенном смысле, данный вывод подтверждает мнение Д.В. Винницкого о том, что указанные категории «характеризуют одно и то же правовое явление, поскольку ограничение способности участия в различных правоотношениях предполагает ограничение возможности осуществлять некоторые права и обязанности»[4]. Правосубъектность (правовой статус), с обозначенных позиций, субъектом права реализуется через его участие в конкретных правоотношениях, одновременно характеризующих их отраслевую правовую природу. В связи с этим, исследуя вопрос о понятии и структуре административно-правового статуса высшего учебного заведения, мы будем опираться на то, что административноправовой статус вуза образует правовое положение юридического лица в административных правоотношениях. Правовой статус вуза, с нашей точки зрения, многогранная категория, позволяющая соединить в себе различные отраслевые правовые статусы. Категория «административно-правовой статус» составляет комплекс взаимосвязанных элементов, характеристика которых в большей степени определяется существующей политической обстановкой, государственно-правовым устройством общества. Правовая и организационная структура высших учебных заведений, на наш взгляд, не влияет на выполнение их общих задач, стоящих перед высшей школой на современном этапе. Права и обязанности, характеризующиеся общностью целей и задач вузов, могут быть определены в действующем законодательстве. Полноценная деятельность высшего учебного заведения, во всяком случае, предполагает наличие юридических средств, направленных на эффективное решение им управленских задач, в общем их значении, независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Представление об административно-правовом статусе вуза можно получить благодаря рассмотрению его связующих частей, компонентов, характеризующих структуру статуса. Для ответа на вопрос об элементах административно-правового статуса вуза, рассмотрим компоненты статуса коллективного субъекта’, которые в науке и литературе определены различным образом. Ранее Д.Н. Бахрахом был выдвинут тезис, ставший для административного права традиционным в установлении типичной структуры статуса, определяющим, что «каждое учреждение представляет собой единство трех сторон: организационной, экономической, правовой»[5]. Предложенная структура учреждения, представляется нам наиболее типичной и в приложении к системе организаций высшей школы. На наш взгляд такой вывод ученого о системе учреждения был в дальнейшем воспринят им в рамках представления структуры административно-правового статуса коллективного субъекта, включающего такие основные блоки, как: 1) целевой: цели, задачи, функции деятельности организации; 2) структурно-организационный: порядок образования, легализации, реорганизации, ликвидации организации, ее подчиненность, организационная структура, процедуры деятельности; 3) компетенционный: подведомственность дел и властные полномочия организации[6].
В свою очередь, П.И. Кононов предлагает в структуру административноправового статуса юридических лиц следует включать общие и специальные права, общие и специальные обязанности, ограничения общих и специальных прав юридических лиц в административно-публичной сфере, а также меры юридической ответственности, применяемые к юридическим лицам за совершаемые ими в административно-публичной сфере правонарушения[7]. В то же время, по мнению некоторых авторов, правоспособность, дееспособность и деликтоспособность выступает в качестве предпосылок определения правового статуса, и поэтому не учитываются при построении его структурных элементов[8]. Анализ образовательного законодательства позволяет в качестве элементов правового статуса вуза выделить вид, организационно-правовую форму, наличие или отсутствие государственной аккредитации, что на наш взгляд, является недостаточным для его характеристики, поскольку правовой статус «...комплексная, интеграционная категория»[9]. Как считает Д.Н. Бахрах, содержание административно-правового статуса коллективного субъекта в основном зависит от следующих факторов: 1) является он частью государственного механизма или нет; 2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно- воспитательной и т.д.); 3) является ли он самостоятельной организационной единицей или включен в более сложную организационную структуру[10]. В юридических исследованиях существует различные, хотя в целом схожие точки зрения относительно определения компонентов административноправового статуса вузов, определяющего содержание их правового регулирования, где за основу берется административно-правовая характеристика статуса организации. Например, H.A. Барабашова выделяла такие компоненты статуса вуза как: - программный - цели и задачи; - правовые основания организации вуза; - функции, права и обязанности и его ответственность; - правовой режим управления вузом, структура и функции его администрации[11]. В свою очередь, Рекрут O.A. считает, что правовой статус негосударственного вуза, исходя из административно-правовой характеристики, включает в себя следующие элементы: - цели и задачи; - права, обязанности и гарантии их реализации; - юридическая ответственность; - организационно-правовая форма; - наличие государственной аккредитации; - вид высшего учебного заведения[12]. Между тем, объем такой структуры может быть дополнен за счет включения иных элементов в зависимости от характеристики конкретного высшего учебного заведения, роли и места вузов во взаимодействии с иными субъектами административного права, особенностях их участия в административных правоотношениях. Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию общезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их административно-правового статуса, на наш взгляд, необходимо включать следующие элементы: - место вуза в системе публичного управления: подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами. - общие и специальные цели создания и деятельности вуза. - публичные задачи, решение которых возлагается на вуз. - публичные функции, выполняемые вузом. - внешние и внутренние административные права (полномочия) вуза. - внешние и внутренние административные обязанности вуза. - публичную юридическую ответственность вуза за совершенные им в рамках административных правоотношений правонарушения. Таковы наиболее важные структурные компоненты в организации и деятельности высшего учебного заведения, позволяющие наиболее оптимально определить правовой статус вуза как субъекта административных правоотношений. Рассмотрим их более подробно. Место вуза в системе публичного управления' Административное законодательство позволяет в зависимости от характера связей с органами публичной власти все высшие учебные заведения разделить на два вида: 1. Вузы, включенные в систему (находящиеся в ведении) какого-либо государственного органа или органа местного самоуправления. Это, например, высшие учебные заведения, подведомственные Федеральному агентству по образованию, система вузов Министерства сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития и др. 2. Вузы, не входящие в систему каких-либо публичных субъектов. К их числу можно отнести негосударственные высшие учебные заведения, т.е. вузы, создаваемые частными лицами (гражданами и организациями). Их деятельность регулируется (координируется) частными собственниками, и только на уровне «общих» требований органами специальной компетенции (например, Министерством образования и науки РФ). Общие и специальные цели создания и деятельности вуза Цель создания и деятельности образовательной организации выражает целевой компонент в ее статусе. В общем, цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных управленческих актах цель конкретизируется в перечне задач, и выполняемых функций[13]. В связи с этим, ранее Э.Н. Ренов подчеркивал: «только характер деятельности, цель создания государственного образования определяет его правовую природу. А способы, методы деятельности, в этом плане играют второстепенную роль»[14].
[1] См., например, Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, B.E. Крутскнх, - М.: ИНФА- М., 1999. VI. С. 655; Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б.Н. Топорин,- М.; Юрист, 2001. С. 1042. [2] См.: Минашкип A.D. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. № I.; Алехин, А.П., Кармолицкий, A.A., Козлов, ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. [3] См.: Бараненкоа, А/.М Соотношение понятий «правовое положение», «правовой статус», и «правосубъектность)) юридического лица // Юридический мир. 2006. № 2.; См.: Витрук, Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979. С. 115; Сергиенко, P.A. Налоговая правосубъектность организации // Финансовое право. 2002. № 2; Кудашкин, В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета //Государство и право. 1999. № 5. С.47. [4] Винницкий, Д.В. Субъекты налогового права / Д.В. Винницкий. - М., 2000. С. 11. Бахрах, Д.Н. Структура аппарата управления. Свердловск. 1983. С. 5. См.: Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Издательская группа «НОРМА- ИНФА-М», 2002. С. 27-28. Не отрицая предложенную Д.Н. Бахрахом структуру статуса, изложенные научные постулаты ученого мы возьмем за основу наших дальнейших рассуждений. По крайней мере, отдельные структурно-целевые блоки статуса позволяют более детально подойти к решению вопроса о конкретном содержании правосубъектности вуза. Как нам представляется, организационная и экономическая составляющая правового статуса вузов является центральным звеном в системе его административной правосубъектности, и было бы целесообразным выделить ее в самостоятельный, организационно-структурный блок, представляющий административные правоотношения:!) по организации и формированию структуры вуза (органнзационно- [7] См. Административное право России. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. П.И. Кононова. М., 2006. С. 88. [8] См.: Буиеева, Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. 12.00.01. Нижний Новгород, 2000. С. 20. [9] См.: Матузов, Н.И., Малько, A.B. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2002. С. 185. [10] См.: Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 24-25., Старч- ловЮ.Н. Административное право. Воронеж, 2001.С. 22-23. [11] Выше мы указали на особенности положения вузов относительно публичных управленческих структур. Поэтому, лишь обозначим их для целен раскрытия элементов и понятия административно-правового статуса вуза. [12] См. Рекрут O.A. Указ. соч. С. 68-75. [13] См.: Бахрах, ДН. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 25. [14] Ренов, Э.Н. Государственное учреждение - субъект административного права (на примере учреждений культуры)// Межвузовский сборник научных трудов. СЮИ. Свердловск. 1985. С.110.
Вся работа доступна по ссылке |
|