У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Административно-правовой статус отдельных видов высших учебных заведений: проблемы современного развития

Статус высшего учебного заведения можно определить как систему взаи­мосвязанного набора компонентов (прав, обязанностей, компетенции и ответст­венности) вуза. При этом, данное понимание статуса вуза является общеприня­тым, и в известной степени, может характеризовать правовой статус юридиче­ского лица.

Высшее учебное заведение, как и любое другое юридическое лицо, наде­лено «общим» набором прав и обязанностей. Однако сфера деятельности обра­зовательного учреждения, выполняющего государственные социально­значимые функции по объему правоспособности должна отвечать требованиям, предъявляемым к таким организациям. Образовательную деятельность должны вести юридические лица, наделенные специальным правовым статусом, кото­рый должен обозначать данное лицо, как субъекта специального регулирова­ния, причем «правосубъектность такого юридического лица определяется не только и даже не столько общими нормами гражданского законодательства, сколько специальным, в данном случае, нормами законодательства об образо­вании»[1].

Естественно, что проявление многообразия особенностей тех или иных учреждений высшего профессионального образования ставится в прямую зави­симость от их положения как субъектов права. В административно-правовом определении субъектных характеристик вузов значительное влияние могут ока­зать раскрытие содержания их административной правосубъектности, а также статусы отдельных видов высших учебных заведений.

Для уяснения особенностей административно-правового статуса вузов необходимо рассмотреть их законодательное различие. Типы образовательных учреждений устанавливаются в Законе РФ «Об образовании» и представляют более широкое понятие, чем вид образовательного учреждения. По типу обра­зовательные учреждения, осуществляющие программы высшего профессио­нального образования являются высшими учебными заведениями. Однако в со­ответствии с типологией, предложенной в п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ образо­вательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятель­ности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность является образовательная организация высшего образования.

Одной из значительных новаций Закона № 273-ФЗ является упорядочение типологии образовательных организаций. В законе реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избы­точное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. С учетом этого в законе закреплено деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образова­тельных программ, отнесенным к основному виду деятельности образователь­ной организации, исходя из того, что образовательная организация может реа­лизовывать также основные образовательные программы других уровней обра­зования, дополнительные образовательные программы.

Видовой статус вузов в настоящее время закреплен ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законо­дательно установлено, что в системе образования Российской Федерации за­креплены четыре вида высшего учебного заведения: федеральный универси­тет', университет, академия, институт.

Федеральный университет - реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, ин­тегрированные в мировое образовательное пространство;

-          обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

-          осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалифи­кации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

-          выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и произ­водства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятель­ности до практического применения;

-          является ведущим научным и методическим центром.

Университет - реализует программы высшего и послевузовского про­фессионального образования по многим направлениям (специальностям) под­готовки, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации работников высшей квалификации, научных и научно­педагогических кадров; кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широко­му спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в своей области деятельности;

Академия - реализует аналогичные образовательные программы, осуще­ствляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для опреде­ленной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет

 

фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры;

Институт - реализует образовательные программы высшего, а также как правило, послевузовского профессионального образования, готовит специали­стов для определенной области профессиональной деятельности.

Естественно, что различие этих четырех видов высших учебных заведений, проявляется в основном, по степени фундаментальности в области реализации образовательных программ в рамках высшего и послевузовского образования. Тем самым устанавливается соответствующий академический статус вуза, оп­ределяется комплекс прав в академической сфере данного высшего учебного заведения. В этой связи, наиболее полиаспектным содержанием наполнен ста­тус университета. Университет (от лат. Universitas — совокупность, всеобщ­ность) - представляет высшую школу, учебное заведение первой ступени, по всем отраслям наук[2].

Первоначально термин «университет» означал корпорацию[3], цех учащихся («схоларов», как в итальянских университетах) или учащих («докторов», как во французских и германских университетах). При этом, в средние века универси­тет представлял автономную личность, наделенную всеми правами публично­правовых союзов. В связи с этим, ученые видели такую организацию универси­тета, которая бы обеспечивала «внутри» свободы высшего научного образова­ния, оставаясь организуемой публичным порядком[4].

В свое время К.Д. Кавелин, в соответствии со взглядом на задачи универ­ситета, в проекте университетского Устава, трактовал их более широко, опре­деляя университет как «ученое и высшее учебное заведение»[5]. В последующем общий Университетский устав 1864 г. признавал университет не только учеб­ным, но и научным центром. При этом Устав представлял собой синтез немец­кой и французской университетских образовательных систем. Согласно поряд­кам, заведенным в немецких университетах, в уставе провозглашалась универ­ситетское самоуправление. Французская же система предполагала подчинение учащегося образовательному плану преподавания[6].

Сегодня, многогранный и универсальный характер направлений подго­товки специалистов в определенной мере определяет университет как вуз, имеющий не только многопрофильные программы в рамках высшего образова­ния, но и научно-исследовательские проекты, подготовку научно и научно­педагогических работников.

Академия[7] в отличие от университета готовит специалистов по одной от­расли знаний, специализируется на определенной конкретной области научных исследований. Соответственно, при освоении программ послевузовского обра­зования в академии упор делается на подготовку кадров научной и научно­педагогической деятельности, причем особый акцент ставится на ученых - преподавателей высшей квалификации. Отличительные признаки четко заме­чены в словарях: «...В университете равно преподаются все науки; в академии, более частно, одна их отрасль»[8]. Аналогичной позиции придерживаются В.М. Сырых и Е.В. Буслов, справедливо полагая, что «отличительная черта универ­ситета от академии выражается в его многопрофильности; в университете должно осуществляться обучение, например, по техническим и гуманитарным специальностям, техническим и экономическим специальностям и т.д.»[9].

Общим в статусе университета и академии является осуществление по­слевузовского профессионального образования. Причем, в отличие от институ­тов, реализация послевузовских образовательных программ университетами и академиями обязательна для предоставления и (или) сохранения этими учеб­ными заведениями такого статуса. Отсюда Институт (от лат. ХпзбйлФт - учре­ждение, установление) имеет ярко выраженную практическую направленность подготовки специалистов. Академический статус института ограничен соответ­ствующей ориентацией на область профессиональной деятельности выпускни­ков. Поэтому требование об обязательном ведении научно-прикладных иссле­дований и формирование научно-методических центров для института законо­дательством не установлено. Следует учитывать, что институт может действо­вать в академии или университете на правах структурного подразделения[10]. За­метим, что ранее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Фе­дерации, утвержденное Постановлением Совета Министров РФ - Правительст­ва РФ от 26 июня 1993 г № 597[11] предусматривало также в качестве вида вузов - колледж[12], унифицированное в англосаксонских странах для обозначения ву­зов и средних специальных учебных заведений.

Отнесение вузов к тому или иному виду образовательных учреждений осуществляется с учетом четырех критериев:

1)   совокупности направлений специальностей, по которым ведется подго­товка специалистов с высшим профессиональным образованием;

2)   участия в подготовке профессорско - преподавательского состава, по­вышении квалификации научных и научно - педагогических работников;

3)   наличия научных и других исследований;

4)     признания образовательного учреждения в качестве ведущего научного и методического центра[13].

В основу их разделения положена степень фундаментальности реализа­ции программ высшего образования. Принцип «фундаментальности» и различ­ные подходы в его осуществлении отдельными видами вузов проявляются в тесной своей взаимосвязи. Современные критерии классификации высших учебных заведений учитывают академическую составляющую их правового статуса, что позволяет их разделять по степени вовлеченности в научно­образовательный процесс. Здесь следует согласиться с мнением З.П. Дащин- ской о том, что «на сегодняшний день закрепленная законодательством клас­сификация общеобразовательных учреждений, как, впрочем, и образователь­ных учреждений высшего профессионального образования (институт, акаде­мия, университет), включает традиционные, общепризнанные, устоявшиеся об­разовательные структуры, различающиеся своей педагогической целью, на­правленностью»[14].

Вполне понятно, что отмеченные классификационные особенности полу­чают распространение в градации учреждений сферы высшего образования и на этой основе предполагают выделение высших учебных заведений отдель­ных видов. Однако такой вывод, если и не подтверждает проблемы четкого раз­граничения прав и обязанностей вузов в академической сфере, то показывает такие проблемы в иных сферах, что делает статус существующих видов вузов неполным, мешает четкому регулированию их деятельности.

На наш взгляд, надлежащий юридический механизм функционирования отдельных видов высших учебных заведений не сформирован, что, в свою оче­редь, затрудняет выполнение вузами своих полномочий в академической сфере.

Кроме того, в настоящее время в связи с процессами усложнения общест­венной жизни, активным развитием форм образования можно встретить раз­личные формы интеграции образовательной деятельности как на уровне гори­

 

зонтальных, так и вертикальных связей между образовательными организация­ми. Специалистами в сфере образования отмечается практика существования иных видов образовательных учреждений в высшем образовании, не всегда со­гласующиеся с законом, например, - учебно-образовательный комплекс «школа (колледж) - университет»[15]. Кроме того, внедряется в образовательную практи­ку создание, так называемых, университетских комплексов. Справедливости ради, следует отметить, что указанную разновидность предлагалось даже лега­лизовать в Законе РФ «Об образовании», а создание университетских комплек­сов закреплено в новом Типовом положении о высшем учебном заведении 2008 г. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71).

 


[1] См.: Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. А.Н. Козырнна, В.В. Насонкина., 2005.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 т. Т. 4: Р-У. Оформ. «Диамант». СПб. ТОО «Диамант», 1996. С. 498.

[3]

Неслучайно в этой связи определение университета, которое содержит Устав СПбГУ. В соответствии с Уста­вом СПбГУ университет - это творческое сообщество профессоров, преподавателей, обучающихся, научных работников, инженерно-технических работников, деятельность которых направлена на постижение истины, утверждение гуманизма и справедливости. Фундаментальным основанием университетской жизни являются провозглашенный Великой Хартией Европейских университетов принцип свободы в учебной и научно- исследовательской деятельности, нравственные принципы Кодекса универсанта Санкт-Петербургского госу­дарственного университета.

2

См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев.

[5] Кавелин, К.Д. Замечания на проект общего Устава императорских российских университетов. СПб., 1862. С. 82.

[6]

История университетского образования в России и международные традиции просвещения: альманах «Фило­софский век» / Отв. Ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 2005. Вып. 30. С. 61.

[7] Слово «академия» греческого происхождения.

[8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 т. Т. 1: А-3. Оформ. «Диамант». СПб. ТОО «Диамант», 1996. С. 9.

[9] См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. - Юридический дом «Юстицннформ», 1998.

[10] См.: Гаврищук, В.В. Виды и наименования высших учебных заведений // Право и образование. 2001. № 2 .С. 41

[11] САПП РФ. 1993. № 28. Ст. 2594.

[12]

При этом колледж определяется, с одной стороны, как самостоятельное учреждение (реализующее програм­мы высшего и среднего профессионального образования), с другой - структурное подразделение вуза (универ­ситета или академии), реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профес­сионального образования.

[13] См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем н послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. - Юридический дом «Юстицинформ», 1998.

[14] См.: Дащичская, З.П.. Правовая классификация общеобразовательных учреждений // Право и образование. 2004. № 1.С. 96.

[15] Так, Дащипская З.П. указывает на такие виды, как университетские комплексы, комплекс «школа - детский сад», «сельская общеобразовательная школа, учебно-образовательный комплекс «школа (колледж) - универси­тет» См.: Дащипская, З.П. Указ. соч. С. 100.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36645.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.