Быстрый переход к готовым работам
|
Административно-правовой статус отдельных видов высших учебных заведений: проблемы современного развитияСтатус высшего учебного заведения можно определить как систему взаимосвязанного набора компонентов (прав, обязанностей, компетенции и ответственности) вуза. При этом, данное понимание статуса вуза является общепринятым, и в известной степени, может характеризовать правовой статус юридического лица. Высшее учебное заведение, как и любое другое юридическое лицо, наделено «общим» набором прав и обязанностей. Однако сфера деятельности образовательного учреждения, выполняющего государственные социальнозначимые функции по объему правоспособности должна отвечать требованиям, предъявляемым к таким организациям. Образовательную деятельность должны вести юридические лица, наделенные специальным правовым статусом, который должен обозначать данное лицо, как субъекта специального регулирования, причем «правосубъектность такого юридического лица определяется не только и даже не столько общими нормами гражданского законодательства, сколько специальным, в данном случае, нормами законодательства об образовании»[1]. Естественно, что проявление многообразия особенностей тех или иных учреждений высшего профессионального образования ставится в прямую зависимость от их положения как субъектов права. В административно-правовом определении субъектных характеристик вузов значительное влияние могут оказать раскрытие содержания их административной правосубъектности, а также статусы отдельных видов высших учебных заведений. Для уяснения особенностей административно-правового статуса вузов необходимо рассмотреть их законодательное различие. Типы образовательных учреждений устанавливаются в Законе РФ «Об образовании» и представляют более широкое понятие, чем вид образовательного учреждения. По типу образовательные учреждения, осуществляющие программы высшего профессионального образования являются высшими учебными заведениями. Однако в соответствии с типологией, предложенной в п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность является образовательная организация высшего образования. Одной из значительных новаций Закона № 273-ФЗ является упорядочение типологии образовательных организаций. В законе реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. С учетом этого в законе закреплено деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы. Видовой статус вузов в настоящее время закреплен ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законодательно установлено, что в системе образования Российской Федерации закреплены четыре вида высшего учебного заведения: федеральный университет', университет, академия, институт. Федеральный университет - реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство; - обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона; - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; - является ведущим научным и методическим центром. Университет - реализует программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям (специальностям) подготовки, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научнопедагогических кадров; кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в своей области деятельности; Академия - реализует аналогичные образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет
фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры; Институт - реализует образовательные программы высшего, а также как правило, послевузовского профессионального образования, готовит специалистов для определенной области профессиональной деятельности. Естественно, что различие этих четырех видов высших учебных заведений, проявляется в основном, по степени фундаментальности в области реализации образовательных программ в рамках высшего и послевузовского образования. Тем самым устанавливается соответствующий академический статус вуза, определяется комплекс прав в академической сфере данного высшего учебного заведения. В этой связи, наиболее полиаспектным содержанием наполнен статус университета. Университет (от лат. Universitas — совокупность, всеобщность) - представляет высшую школу, учебное заведение первой ступени, по всем отраслям наук[2]. Первоначально термин «университет» означал корпорацию[3], цех учащихся («схоларов», как в итальянских университетах) или учащих («докторов», как во французских и германских университетах). При этом, в средние века университет представлял автономную личность, наделенную всеми правами публичноправовых союзов. В связи с этим, ученые видели такую организацию университета, которая бы обеспечивала «внутри» свободы высшего научного образования, оставаясь организуемой публичным порядком[4]. В свое время К.Д. Кавелин, в соответствии со взглядом на задачи университета, в проекте университетского Устава, трактовал их более широко, определяя университет как «ученое и высшее учебное заведение»[5]. В последующем общий Университетский устав 1864 г. признавал университет не только учебным, но и научным центром. При этом Устав представлял собой синтез немецкой и французской университетских образовательных систем. Согласно порядкам, заведенным в немецких университетах, в уставе провозглашалась университетское самоуправление. Французская же система предполагала подчинение учащегося образовательному плану преподавания[6]. Сегодня, многогранный и универсальный характер направлений подготовки специалистов в определенной мере определяет университет как вуз, имеющий не только многопрофильные программы в рамках высшего образования, но и научно-исследовательские проекты, подготовку научно и научнопедагогических работников. Академия[7] в отличие от университета готовит специалистов по одной отрасли знаний, специализируется на определенной конкретной области научных исследований. Соответственно, при освоении программ послевузовского образования в академии упор делается на подготовку кадров научной и научнопедагогической деятельности, причем особый акцент ставится на ученых - преподавателей высшей квалификации. Отличительные признаки четко замечены в словарях: «...В университете равно преподаются все науки; в академии, более частно, одна их отрасль»[8]. Аналогичной позиции придерживаются В.М. Сырых и Е.В. Буслов, справедливо полагая, что «отличительная черта университета от академии выражается в его многопрофильности; в университете должно осуществляться обучение, например, по техническим и гуманитарным специальностям, техническим и экономическим специальностям и т.д.»[9]. Общим в статусе университета и академии является осуществление послевузовского профессионального образования. Причем, в отличие от институтов, реализация послевузовских образовательных программ университетами и академиями обязательна для предоставления и (или) сохранения этими учебными заведениями такого статуса. Отсюда Институт (от лат. ХпзбйлФт - учреждение, установление) имеет ярко выраженную практическую направленность подготовки специалистов. Академический статус института ограничен соответствующей ориентацией на область профессиональной деятельности выпускников. Поэтому требование об обязательном ведении научно-прикладных исследований и формирование научно-методических центров для института законодательством не установлено. Следует учитывать, что институт может действовать в академии или университете на правах структурного подразделения[10]. Заметим, что ранее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров РФ - Правительства РФ от 26 июня 1993 г № 597[11] предусматривало также в качестве вида вузов - колледж[12], унифицированное в англосаксонских странах для обозначения вузов и средних специальных учебных заведений. Отнесение вузов к тому или иному виду образовательных учреждений осуществляется с учетом четырех критериев: 1) совокупности направлений специальностей, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием; 2) участия в подготовке профессорско - преподавательского состава, повышении квалификации научных и научно - педагогических работников; 3) наличия научных и других исследований; 4) признания образовательного учреждения в качестве ведущего научного и методического центра[13]. В основу их разделения положена степень фундаментальности реализации программ высшего образования. Принцип «фундаментальности» и различные подходы в его осуществлении отдельными видами вузов проявляются в тесной своей взаимосвязи. Современные критерии классификации высших учебных заведений учитывают академическую составляющую их правового статуса, что позволяет их разделять по степени вовлеченности в научнообразовательный процесс. Здесь следует согласиться с мнением З.П. Дащин- ской о том, что «на сегодняшний день закрепленная законодательством классификация общеобразовательных учреждений, как, впрочем, и образовательных учреждений высшего профессионального образования (институт, академия, университет), включает традиционные, общепризнанные, устоявшиеся образовательные структуры, различающиеся своей педагогической целью, направленностью»[14]. Вполне понятно, что отмеченные классификационные особенности получают распространение в градации учреждений сферы высшего образования и на этой основе предполагают выделение высших учебных заведений отдельных видов. Однако такой вывод, если и не подтверждает проблемы четкого разграничения прав и обязанностей вузов в академической сфере, то показывает такие проблемы в иных сферах, что делает статус существующих видов вузов неполным, мешает четкому регулированию их деятельности. На наш взгляд, надлежащий юридический механизм функционирования отдельных видов высших учебных заведений не сформирован, что, в свою очередь, затрудняет выполнение вузами своих полномочий в академической сфере. Кроме того, в настоящее время в связи с процессами усложнения общественной жизни, активным развитием форм образования можно встретить различные формы интеграции образовательной деятельности как на уровне гори
зонтальных, так и вертикальных связей между образовательными организациями. Специалистами в сфере образования отмечается практика существования иных видов образовательных учреждений в высшем образовании, не всегда согласующиеся с законом, например, - учебно-образовательный комплекс «школа (колледж) - университет»[15]. Кроме того, внедряется в образовательную практику создание, так называемых, университетских комплексов. Справедливости ради, следует отметить, что указанную разновидность предлагалось даже легализовать в Законе РФ «Об образовании», а создание университетских комплексов закреплено в новом Типовом положении о высшем учебном заведении 2008 г. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71).
[1] См.: Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под ред. А.Н. Козырнна, В.В. Насонкина., 2005. [2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 т. Т. 4: Р-У. Оформ. «Диамант». СПб. ТОО «Диамант», 1996. С. 498. Неслучайно в этой связи определение университета, которое содержит Устав СПбГУ. В соответствии с Уставом СПбГУ университет - это творческое сообщество профессоров, преподавателей, обучающихся, научных работников, инженерно-технических работников, деятельность которых направлена на постижение истины, утверждение гуманизма и справедливости. Фундаментальным основанием университетской жизни являются провозглашенный Великой Хартией Европейских университетов принцип свободы в учебной и научно- исследовательской деятельности, нравственные принципы Кодекса универсанта Санкт-Петербургского государственного университета. 2 См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. [5] Кавелин, К.Д. Замечания на проект общего Устава императорских российских университетов. СПб., 1862. С. 82. История университетского образования в России и международные традиции просвещения: альманах «Философский век» / Отв. Ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 2005. Вып. 30. С. 61. [7] Слово «академия» греческого происхождения. [8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 т. Т. 1: А-3. Оформ. «Диамант». СПб. ТОО «Диамант», 1996. С. 9. [9] См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. - Юридический дом «Юстицннформ», 1998. [10] См.: Гаврищук, В.В. Виды и наименования высших учебных заведений // Право и образование. 2001. № 2 .С. 41 [11] САПП РФ. 1993. № 28. Ст. 2594. При этом колледж определяется, с одной стороны, как самостоятельное учреждение (реализующее программы высшего и среднего профессионального образования), с другой - структурное подразделение вуза (университета или академии), реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования. [13] См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем н послевузовском профессиональном образовании» (Постатейный) / Под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. - Юридический дом «Юстицинформ», 1998. [14] См.: Дащичская, З.П.. Правовая классификация общеобразовательных учреждений // Право и образование. 2004. № 1.С. 96. [15] Так, Дащипская З.П. указывает на такие виды, как университетские комплексы, комплекс «школа - детский сад», «сельская общеобразовательная школа, учебно-образовательный комплекс «школа (колледж) - университет» См.: Дащипская, З.П. Указ. соч. С. 100.
Вся работа доступна по ссылке |
|