Быстрый переход к готовым работам
|
Государственное регулирование образовательной деятельности высшего учебного заведенияУправление в социально значимых сферах, в том числе и высшего образования, предполагает его развитие через реализацию государственной образовательной политики компетентными структурами посредством государственного регулирования. Государственное регулирование, в лице государственных органов, служит не только методом воздействия на управляемый объект, но также и средством обеспечения законности его деятельности. Понятие государственного управления, шире понятия государственного регулирования. Поскольку как считает Ю.М. Козлов «не управление является частью регулирования, а наоборот - регулирование есть часть управления, т.е. его функция... суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы»[1]. «Административно-правовое регулирование, суть которого отражает место административного права в правовой системе Российской Федерации, юридически выражает государственное регулирование как ведущую функцию государственного управления»[2].Государственное регулирование деятельности вузов проявляется через целую систему мер государственно-властного характера, выражающуюся через контроль и надзор в различных областях общественных отношений, где обязательными участниками становятся вуз и компетентный орган государственной власти. Прежде чем перейти к содержанию регулирования образовательной деятельности вуза, следует остановиться на понятиях «контроль» и «надзор», поскольку в литературе уделялось значительное внимание соотношению этих двух терминов и позиций ученых, с одной стороны, исходящих из отождествления этих понятий[3], а с другой - считающих, что природа этих двух правовых явлений далеко не однозначна. В свою очередь, и законодательство, например, к сфере применения Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[4] определяет тождественность контроля и надзора. «Контроль - это функция управления, для которой характерна система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений, коррегирование»[5]. Особо указывалось на объект контроля как проверку именно подзаконных актов исполнительно-распорядительных органов[6]. При этом, М.С. Студе- никина, основную цель контроля видела в том, чтобы «...не допускать отступлений от установленных предписаний и добиться максимального эффекта в управлении»[7]. Общим итогом является «стимулирование соблюдения норм права и достижение законности»[8]. Такая характеристика отражает одновременно подчиненность и организационную обособленность объектов контроля. «Административный надзор - проверка соблюдения (выполнения) определенных правил и норм поднадзорными субъектами в установленной сфере их деятельности, необусловленная подчиненностью с проверяющими органами»[9]. Также считает и Ю.М. Козлов: «деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ»[10]. В этом случае, административный надзор определяется как разновидность внешнего межотраслевого контроля. По мнению Н.Г. Салищевой «Административный надзор является методом надведомственного контроля и отличается от контроля тем, что орган, его осуществляющий, не проверяет всей работы подконтрольного объекта, а сосредотачивает внимание на выполнении лишь небольшого числа норм и правил»[11]. Из этого же исходит М.С. Студеникина, утверждая при этом, что «структурно административный надзор проявляется ограничением пределов его компетенции проверкой только законности действий конкретного объекта. Надзор - своего рода суженный контроль, но суженный только в отношении сферы своего приложения»[12]. Неслучайно Ю.А.Тихомиров органы межотраслевой компетенции - органы административного надзора определяет в качестве органов межведомственного контроля[13]. Таким образом, достаточно весомое основание в большем, по сравнению с надзором объеме функций контроля, заложено рассуждениями многих авторов. Административный надзор осуществляется в отношении неподчиненных объектов, выделяется из контроля, что, по нашему мнению, служит критерием отнесения его к разновидности надзорной деятельности. Контроль в своем содержании определяет проверку законности и целесообразности, с одновременным регулированием деятельности, а надзор - разновидность государственного надведомственного контроля - внешнее наблюдение объекта. Поскольку контроль является управленческой функцией, ему соответственно присуща властность, которая «проявляется в наличии у контрольных органов ряда полномочий, связанных с возможностью: а) давать подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков; б) ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц; в) непосредственно применять в ряде случаев меры государственного принуждения»[14]. Мы сделаем вывод о том, что в сфере права сущность термина «контроль» в отношении подконтрольного объекта заключается в том, как управляемый выполняет установленные нормативными правовыми актами предписания, правила, ограничения, и в случае выявления нарушений, к нему могут применяться меры административного принуждения. Со своей стороны, также полагаем, что административно-надзорная деятельность в большей степени характеризуется признаками, отвечающими контролю как функции управления и обеспечения законности. Государственное регулирование всех учреждений высшего профессионального образования без исключения, связано с установлением соответствия образовательной организации требованиям осуществления образовательной деятельности. Несомненно, контроль со стороны компетентных органов является обязательным условием оказания услуг в такой значимой сфере общественной жизни как образование. На это также указывает тот факт, что предоставление образования, является обязанностью государства и выступает одной из его функций, а обеспечение права гражданина на образование установлено конституционно. При этом системная организация контрольной деятельности определяется внешним (надведомственным) и внутренним (внутриведомственным) контролем. В свое время М.С. Студеникина отмечала, что «системы внутриведомственного и надведомственного контроля в известной степени находятся в зависимости от соотношения централизации и децентрализации в конкретной отрасли управления, от организации форм руководства»[15]. Применительно к сфере высшего образования внутриведомственный контроль вузов осуществляется теми органами исполнительной власти, чью систему они составляют (Минобрнауки РФ, или отраслевых ведомств - Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства здравоохранения и социального развития и т.п.); надведомственный контроль в отраслевом функциональном уровне управления осуществляется органами специальной компетенции в рамках контрольно-надзорных процедур в отношении всех высших учебных заведений, независимо от ведомственной принадлежности и статуса учредителя. Государственное регулирование вузов в части контрольно-надзорных функций осуществляют органы исполнительной власти отраслевого профиля. В сфере высшего образования управленческие полномочия в полном объеме были возложены на Министерство образования РФ. При этом механизм управленческих функций в сфере государственного регулирования имел целый ряд недостатков, в числе которых отсутствие четкой вертикали власти и эффективности управляющего воздействия в отдельных направлениях. Отмечается, что «существовавшая до настоящего времени система государственных органов характеризовалась сосредоточением у одного органа власти как управленческих и регулирующих, так разрешительных и контрольных функций, что создавало благоприятную среду для злоупотреблений и коррупции»[16]. B.C. Пронина справедливо указывала: «Государственные органы имеют иерархическую структуру, где отношения строятся на принципах субординации и ответственности, при этом, вышестоящие органы (Министерства и ведомства) образуют системы, что определяет эффективность государственного управления, а главное выполнение всеми органами системы задач, поставленных перед ними»[17]. В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[18] в сфере регулирования образования посредством распределения указанных функций между тремя органами, произошло закрепление целей и задач в рамках системы исполнительной власти. Непосредственное функциональное распределение контрольно-надзорных полномочий в рамках трехзвенной исполнительной системы государственного механизма под функциями по контролю и надзору понимает осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. «Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях - функции органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием»[19]. Система государственного контроля и надзора в сфере образования в части организационной его структуры имела недостатки, вмещая в один «орган» весь набор «элементов» управления[20] - от координации деятельности, нормотворчества до непосредственного управления образовательными учреждениями и контроля и надзора за их деятельностью, включая процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, что потребовало ее кардинального пересмотра посредством распределения указанных функций между тремя органами, в рамках иерархической системы исполнительной власти. Функции по контролю и надзору за образовательной деятельностью были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)[21]. Особая роль контроля в образовании заключена в необходимости реализации основных общественно-управленческих элементов, баланса публичных и частных интересов, конкурентоспособности и обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений, конституционных прав граждан на образование[22].
[1] См. Административное право: учебник / Под ред. 10.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 2000. С. 519. [2] Там же. [3] См, например, Лунев, А.Е. Обеспечение законности в советском государственном управлении. М. 1963. С. 4. [4] СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть 1). Ст. 3436. 3 См.: Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом. - М., Политиздат, 1968. [6] См.: Тихомиров, Ю.А. Государственная власть и проблемы управления в советском обществе. Дисс... д.ю.н. М.: 1968. С. 477. [7] Си.: Студеникина, М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.; «Юрнд. лит.», 1974. С. 46. [8] См.: Ерш/ян, A.B. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право. 2002. № 2. С. 103. [9] См., например, Студеникина. М.С. Государственный контроль в сфере управления. - М., Юрнздат, 1974. С. 103. [10] См. Административное право: учебник/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 2000. С. 458. [11] Народный контроль в СССР / Под ред. В.И. Туровцева. М., 1967. С. 217. [12] См. Студеникина. М.С. Указ. раб. С. 18. [13] См.: Тихомиров, Ю.А. Указ. раб. С. 479. [14] См., Студепикина, М.С. Указ. раб. С.11. [15] См.: Студеникина, М.С. Указ. раб. С. 167. [16] См.: Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М., 2006. [17] См.: Пронина, B.C. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. №2. С. 32. [18]СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945. [19] См. Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2000. С. 611. [20] См.: Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой,- Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА - М., 2006. [21] СЗ РФ.2004. № И. Ст. 945. [22] Стротин, Р., Макашов, Г. Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, Г. Максимов // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3.
Вся работа доступна по ссылке |
|