Быстрый переход к готовым работам
|
Регулирование управленческих отношений в высшем учебном заведе¬нииЦеленаправленное развитие организаций образования, имеющих по преимуществу форму учреждений, связывается с активным внедрением экономических методов регулирования их деятельности как в отношениях с публичными субъектами - непосредственным учредителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, так и с частными лицами - гражданами и организациями. Замена директивных указаний в деятельности вузов, характерных для советской высшей школы, связывается, в том числе с внедрением нормативных, а также договорных регуляторов[1]. Закрепление в практике государственного управления регулятивных инструментов существенно влияет на деятельность организаций всей социальной отрасли, получающих статус самостоятельного субъекта права. Присущие советскому периоду объекты, в настоящий период являются полноправными субъектами управления, с характерными для них элементами: правами, обязанностями и ответственностью. В публичной сфере регулирование субъектов осуществляется с помощью административного права, как традиционной отрасли, обслуживающей управленскую деятельность. Процесс управления на различных уровнях связывается с перераспределением публичных функций и субъектом их выполнения становятся не только публичные органы, но и учреждения. Регулирование высшей школы, как особого феномена и института в образовании, тем не менее, представляет некоторые трудности, определяемые сферой, с которой соприкасается образовательная организация в повседневной деятельности. Вуз как система определенных взаимосвязей, характеризует их «внешнюю» и «внутреннюю» стороны. В первом случае - это отношения власти и подчинения, формируемые посредством выполнения возложенных на образовательную организацию публичных функций, а во втором - сфера реализации автономии частного субъекта, где образовательная организация действует как равноправный партнер. Причем, такое разграничение имеет весьма тонкую грань, поскольку публичные и частные интересы в образовании нередко переплетаются. Однако, природа и форма некоторых взаимоотношений образовательной организации может быть различной, определяемой, прежде всего, статусом собственника-учредителя. Решение проблемы природы отношений внутри вуза имеет не только теоретический, но и прикладной характер, позволяющий определить сферу применимых методов регулирования и перспективы развития образовательного законодательства. В то же время, являясь субъектом управления, учебное заведение вправе определять допустимые методы достижения возложенных на него задач, наиболее эффективные, с точки зрения, экономических, культурных и территориальных особенностей, условия свей деятельности. Представляется необходимым рассмотреть категорию субъекта административного права применительно к сфере образования, с учетом параметров локального уровня образовательной организации. Как полагает Д.Н. Бахрах «субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения»[2]. Несмотря на приоритет публичных интересов, не отрицается наличие в деятельности органов и учреждений и некоторых частных, которые, при этом, не изменяют публичных качеств таких субъектов (например, в процессе оказания государственных услуг)[3]. Неслучайно, зарубежные ученые признают возможную эффективность децентрализации государственного управления в тех сферах и вопросах государственной деятельности, где не требуется проведение единой государственной политики[4]. В том случае, если субъект публичного управления действует в частноправовой форме для непосредственной реализации публичной задачи, то, по мнению ряда авторов, в данном случае должно применяться административное частное право (Verwaltungsprivatrecht)‘,. Характерной чертой административного частного права является расхождение формы деятельности субъекта публичного управления (частноправовая) с целью его деятельности (публично-правовая), что приводит, по мнению А.Ф. Васильевой, к «сосуществованию» частного и публичного права[5]. В связи с этим, доктрина французского публичного правопорядка признает возможность публичных отношений с субъектом частного административного права. Неслучайно, при этом, во Франции в осуществлении публичных функций в сфере управления могут участвовать за вознаграждение частные организации, что позволяет выделять публичную и частную административноправовую деятельность[6]. Примечательно то, что опыт Франции связан с высокой степенью централизации высшего образования, что нередко ведет к отождествлению образовательного учреждения с органом государственной службы, и в отдельных исследованиях предлагается даже наделить преподавателя статусом госслужащего, выполняющего от имени государства властнораспорядительные и контрольные функции в отношении студентов[7]. Следует, полагаем, весьма осторожно относиться к повсеместному внедрению такой практики на российской почве. Фундаментальные, исторически традиционные принципы организации вузов определяют значительное влияние университета на развитие общества и государства. В то же время, публичные интересы в сфере образования не могут быть в ближайшее время обеспечены без наличия публичного элемента в деятельности высших учебных заведений. В обозначенном ключе, следует, на наш взгляд, отталкиваться от целей создания образовательной организации, которые формируют задачи ее деятельности. Задачи, реализуемые образовательными организациями в непосредственной сфере их деятельности, имеют публичный характер, и могут быть определены как общественно значимые вопросы, решение которых возложено на организацию для достижения целей ее функционирования. Следовательно, основная природа отношений внутри образовательного учреждения - публичная, и является определяющей для всей «палитры» взаимосвязей в рамках локальной организации юридического лица. Если в российской правовой концепции образования делаются попытки рассматривать его будущее через гармонизацию публичных и частных интересов, то французская модель образования основывается на категории всеобщего интереса. Эти концепции отражают разное видение демократии: либеральное — в основе которого индивидуальная свобода, и социальное - основой которого является всеобщий общественный интерес[8]. Сугубо либеральный или социальный подход не может отражать направления дальнейшего развития демократии управления в высшей школе. Принципы государственной политики, выраженной в образовательном законодательстве, определяют обеспечение образования как одну из важнейших функций государства, что показывает приоритеты развития Российской Федерации. Поиск разумного баланса между автономией и демократией является основной, если не главной задачей, которую предстоит решать в современных условиях развития высшей школы. Рассмотрение внутривузовских отношений как административных, властных, управленческих возможно в контексте действующего законодательства. 1) Во-первых, сфера образования - это особая область общественных отношений, где изначально присутствовал государственный, а значит публичный, общественный интерес. Неслучайно государственно-общественный характер управления образованием был воспринят и нашел закрепление в образовательном законодательстве (ст. 3 Закона об образовании). Одновременно, связь целей, назначение, функции образования с общественно значимыми целями, институтами позволяет утверждать, что управление образовательными учреждениями и, соответственно, его правовая основа, носят публичную направленность, затрагивающую, определяющую права и законные интересы весьма большого числа граждан. В основе управления образованием, положен приоритетный конституционный принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства. В этих правоотношениях выражается не только личный и общественный интерес, но и государственный интерес. Более широкий взгляд позволяет видеть в этих правоотношениях отражение образовательной политики государства. Причем, последнее обстоятельство говорит в пользу публичной основы построения внутривузовских управленческих связей.
[1] Неслучайно в современной науке договор рассматривается как важный регулятор общественных отношений, в том числе и в публичной сфере. См: Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 5. С. 28 - 35. [2] См.: Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16. См.: Публичные и частные интересы в российском законодательстве: Сб. по материалам научно-практической конференции / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2005. [4] См.: Брэбап. Г. Французское административное право / Под ред. С.В. Боботова; пер. с фр. Д.И. Васильева, В.Д. Карповича. М.: Прогресс, 1988. С. 87 [5] См.: Васильева А.Ф. Зарубежный опыт правового регулирования публичных услуг // Журнал российского права. 2007. №12. [6] См.: ВедельЖ. Административное право Франции. М.: Политиздат, 1973. С. 34. [7] Кттюк, М.А. Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. ... дпсс. канд. горпд. наук. 12.00.14. Ростов-на-Дону, 2007. С. 10. [8] Птипепко, А.Н. Публичность образования во Франции // Журнал российского права. 2008. № 7.
Вся работа доступна по ссылке |
|