У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Влияние налогового механизма на развитие бюджетного потенциала территорий

Дальнейшее совершенствование налоговой политики и укрепление фи­нансовой базы региональных и муниципальных структур тесно взаимосвяза­но с особенностями развития российской экономики, с развитием рыночных отношений. Разработка этой проблемы направлена на углубление процессов бюджетно-налогового федерализма, обоснование построения эффективной децентрализованной системы управления народным хозяйством.

Общеизвестно, что в периоды преобразования общественного устрой­ства, как правило, усиливается значимость региональных аспектов деятель­ности, что обусловлено территориальной неоднородностью государства, свя­занной с дезинтеграцией экономического пространства. Ситуация в России действительно характеризуется значительной экономической, социальной, природно-климатической, а в итоге — ресурсной дифференциацией ее субъек­тов РФ, а в их составе - муниципальных образований.

Опыт проведения экономической реформы свидетельствует, что глав­ная задача в области бюджетно-налоговой политики — обеспечить формиро­вание такой финансовой базы страны в целом и регионов, а также системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономи­ки и социальной инфраструктуры с одновременным решением проблемы де­фицитности бюджетов, достижения финансовой стабилизации, вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов в бюджетной системе стра­ны, обеспечение условий экономического роста и повышения благосостояния населения.

Новые подходы к организации бюджетного планирования, предусмат­ривающие в качестве обязательного условия использование для определения плановых бюджетных, в том числе налоговых, показателей только прогноз­ные расчеты их значений в рамках формирования трехлетнего финансового плана, создают предпосылки для формирования и оценки такого показателя, как бюджетный потенциал территории (субъекта Федерации). Актуальность этого дополнительно обусловливается и тем обстоятельством, что на регио­нальном уровне достаточно медленно в силу различных причин идут процес­сы внедрения новых подходов к государственному финансовому планирова­нию, но в любом случае использование метода «от достигнутого» не должно быть нормой. Оценить же потенциальные возможности территорий генери­ровать бюджетные доходы, а также оценить эффективность деятельности территориальных органов государственной власти по мобилизации финан­совых ресурсов в соответствующие бюджеты возможно как раз на основе ис­пользования показателя бюджетного потенциала.

Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики на начальных этапах рыночных преобразований в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, в том числе способности нало­гового механизма аккумулировать финансовые ресурсы на различных уров­нях государственного управления. В настоящее время действуют новые фак­торы, условия и закономерности, влияющие на бюджетный потенциал и его динамику, формирующие основные бюджетные пропорции.

Бюджетный потенциал характеризует возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе. Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно сформиро­вать государство (фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой). Фактический бюджетный потенциал может быть ис­числен в текущих ценах и в ценах с учетом показателей инфляции (реальный бюджетный потенциал - реальные доходы и расходы бюджетной системы).

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать воз­можности реализации функций государства, включая функции государствен­ного регулирования экономики. Изменение бюджетного потенциала сказыва­ется на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства.

Следует отметить, что этот показатель не имеет сегодня правового оп­ределения в каких-либо законодательных или нормативно-правовых актах, но, в тоже время, он и не является новым. Его различное толкование в совре­менной экономической литературе свидетельствует об отсутствии единства в подходах к определению его сущности в контексте проводимых реформ.

Бюджетный потенциал следует рассматривать не только как совокуп­ность соответствующих финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете в течение определенного времени, но и как способность экономики в регио­нальном аспекте генерировать бюджетные доходы в процессе реализации функции бюджета в соответствии с целями и задачами территориального развития.

В целях структурирования направлений изучения воздействия бюджет­ного потенциала на региональное развитие целесообразно совокупный бюд­жетный потенциал территории условно дифференцировать следующим обра­зом: доходный, расходный, регулирующий, институциональный потенциа­лы.[1] Некоторые из них, в свою очередь, могут подлежать большей детализа­ции в зависимости от поставленных задач. Так, доходный потенциал целесо­образно рассматривать в виде двух его составляющих - налогового (фис­кального) и неналогового потенциала, либо потенциала собственных бюд­жетных доходов и трансфертного бюджетного потенциала.

Воробьева В. определяет бюджетный потенциал в самом общем виде как оценку возможных поступлений в бюджет определенного уровня по от­дельным налогам или в целом по всем налогам по конкретной территории на предстоящий год. Экономическая оценка бюджетного потенциала возможна путем экстраполяции данных о налоговых поступлениях, собранных на тер­риториях в динамике лет с корректировкой на инфляцию и учетом прогнозов макроэкономических показателей и других факторов, влияющих на объемы налоговых поступлений с территорий одинаковым образом, например, зада­ний по повышению собираемости налогов.[2]

В определении бюджетного потенциала Воробьевой В. делается акцент на налоговых доходах бюджета, сопоставляя понятие бюджетного потенциа­ла и налогового потенциала. Налоговый потенциал — максимально допусти­мые объемы налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам.[3]

Поэтому необходимо дифференцировать понятия налогового и бюд­жетного потенциалов региона. «Налоговый потенциал» следует трактовать как максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов в услови­ях действующего налогового законодательства. И если содержательная трак­товка налогового потенциала относительно устойчива; то термин «бюджет­ный потенциал», несмотря на частое использование, не имеет единства в тол­ковании. В экономической литературе это термин используется, в основном, как синоним термина налоговый потенциал. Иногда этим понятием характе­ризуют совокупность всех видов финансовых ресурсов на территории данно­го региона.

Термин «бюджетный потенциал» как синоним термина «налоговый по­тенциал» чаще всего используется в англоязычной литературе применитель­но к странам с развитыми формами моделей бюджетного федерализма. Это относится как к странам с федеративным государственным устройством (США, Канада, Бразилия, Австралия, Мексика), так и к странам с конфедера­тивным устройством (Швейцария), а также к государствам унитарного типа (Япония, Швеция, Дания).

В Российской Федерации понятие бюджетного и налогового потенциа­лов обозначают принципиально различные экономические явления, что вы­текает, в том числе, и из необходимости их дифференциации для целей меж­региональных сопоставлений и построения системы межбюджетных расче­тов требуют. Если бюджетный потенциал включат совокупность всех финан­совых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал является лишь частью этих ресурсов, которая в соответствии с действующим налого­вым законодательством представляет собой потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности на­логов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации. В состав бюджетного потенциала могут входить финансовые ре­сурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рам­ках принятой в государстве налоговой системы, либо подпадают под налого­обложение частично.

Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета и подразумевает реально возможный объем до­хода как источника ресурсов бюджета, который может быть получен с дейст­вующих хозяйствующих субъектов, то бюджетный потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осущест­вления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финан­сирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета региона). Кроме того, в отличие от налогового потенциала бюджет­ный потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлека­тельность региона и перспективу его экономического развития.

Оценка бюджетного потенциала осуществляется на основе выравнива­ния фактических значений показателей бюджетной доходности, находящихся ниже среднеотраслевой. Отсюда основная задача региональных финансово- экономических органов — обеспечить благоприятные условия для ускоренно­го выравнивания доходности отстающих субъектов хозяйствования до сред­неотраслевых значений.

Одним из основных функциональных предназначений оценки бюджет­ного потенциала должно стать использование его при определении размера трансфертных платежей. Оказание финансовой помощи региональным бюд­жетам в рамках межбюджетных отношений, по сути, есть логическое следст- вне использования внутреннего потенциала территорий, мобилизации ее ре­зервов.

В современных условиях представляется целесообразным комплексно исследовать проблему формирования налогового и бюджетного потенциалов, их взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом, на наш взгляд, особое внимание следует обратить на налоговый потенциал как составную часть бюджетного потенциала, образующую основу доходов бюджета региона. Масштабы и условия мобилизации налоговых ресурсов на территории стра­ны, их соответствие реальным бюджетным потребностям оказывают сущест­венное влияние возможности территориальных органов управления осущест­влять весь комплекс возложенных на них полномочий, проводить самостоя­тельную социально-экономическую политику.

Для описания финансовых возможностей страны, ее территорий и вво­дится категория бюджетного потенциала, под которой понимается макси­мально возможный объем налоговых и неналоговых поступлений в звенья бюджетной системы, что определяет возможности исполнения расходных обязательств. Значительный удельный вес налогов в структуре бюджетных доходов обусловливает необходимость самостоятельного выделения налого­вого потенциала.

При оценке имеющегося налогового потенциала региона и прогнозиро­вания его динамики на перспективу целесообразно разграничивать два аспек­та данного понятия: налоговый потенциал в узком и широком смысле.

 


[1] Кириллова О С. Особенности формирования и оценки бюджетного потенциала территорий в контексте му­ниципальной реформы в России. //Финансы и кредит. 2006. № 25. С. 32-37.

[2] См.: Воробьева В. Проблемы формирования бюджетного потенциала муниципалитетов в реализации фи­нансовой политики региона, //www.dmlogvn.ru

[3] Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. - М.: Ге- лиос ЛРВ, 2002. С. 394.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/33106.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.