Быстрый переход к готовым работам
|
Влияние налогового механизма на развитие бюджетного потенциала территорийДальнейшее совершенствование налоговой политики и укрепление финансовой базы региональных и муниципальных структур тесно взаимосвязано с особенностями развития российской экономики, с развитием рыночных отношений. Разработка этой проблемы направлена на углубление процессов бюджетно-налогового федерализма, обоснование построения эффективной децентрализованной системы управления народным хозяйством. Общеизвестно, что в периоды преобразования общественного устройства, как правило, усиливается значимость региональных аспектов деятельности, что обусловлено территориальной неоднородностью государства, связанной с дезинтеграцией экономического пространства. Ситуация в России действительно характеризуется значительной экономической, социальной, природно-климатической, а в итоге — ресурсной дифференциацией ее субъектов РФ, а в их составе - муниципальных образований. Опыт проведения экономической реформы свидетельствует, что главная задача в области бюджетно-налоговой политики — обеспечить формирование такой финансовой базы страны в целом и регионов, а также системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры с одновременным решением проблемы дефицитности бюджетов, достижения финансовой стабилизации, вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов в бюджетной системе страны, обеспечение условий экономического роста и повышения благосостояния населения. Новые подходы к организации бюджетного планирования, предусматривающие в качестве обязательного условия использование для определения плановых бюджетных, в том числе налоговых, показателей только прогнозные расчеты их значений в рамках формирования трехлетнего финансового плана, создают предпосылки для формирования и оценки такого показателя, как бюджетный потенциал территории (субъекта Федерации). Актуальность этого дополнительно обусловливается и тем обстоятельством, что на региональном уровне достаточно медленно в силу различных причин идут процессы внедрения новых подходов к государственному финансовому планированию, но в любом случае использование метода «от достигнутого» не должно быть нормой. Оценить же потенциальные возможности территорий генерировать бюджетные доходы, а также оценить эффективность деятельности территориальных органов государственной власти по мобилизации финансовых ресурсов в соответствующие бюджеты возможно как раз на основе использования показателя бюджетного потенциала. Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики на начальных этапах рыночных преобразований в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, в том числе способности налогового механизма аккумулировать финансовые ресурсы на различных уровнях государственного управления. В настоящее время действуют новые факторы, условия и закономерности, влияющие на бюджетный потенциал и его динамику, формирующие основные бюджетные пропорции. Бюджетный потенциал характеризует возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе. Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно сформировать государство (фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой). Фактический бюджетный потенциал может быть исчислен в текущих ценах и в ценах с учетом показателей инфляции (реальный бюджетный потенциал - реальные доходы и расходы бюджетной системы). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Изменение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Следует отметить, что этот показатель не имеет сегодня правового определения в каких-либо законодательных или нормативно-правовых актах, но, в тоже время, он и не является новым. Его различное толкование в современной экономической литературе свидетельствует об отсутствии единства в подходах к определению его сущности в контексте проводимых реформ. Бюджетный потенциал следует рассматривать не только как совокупность соответствующих финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете в течение определенного времени, но и как способность экономики в региональном аспекте генерировать бюджетные доходы в процессе реализации функции бюджета в соответствии с целями и задачами территориального развития. В целях структурирования направлений изучения воздействия бюджетного потенциала на региональное развитие целесообразно совокупный бюджетный потенциал территории условно дифференцировать следующим образом: доходный, расходный, регулирующий, институциональный потенциалы.[1] Некоторые из них, в свою очередь, могут подлежать большей детализации в зависимости от поставленных задач. Так, доходный потенциал целесообразно рассматривать в виде двух его составляющих - налогового (фискального) и неналогового потенциала, либо потенциала собственных бюджетных доходов и трансфертного бюджетного потенциала. Воробьева В. определяет бюджетный потенциал в самом общем виде как оценку возможных поступлений в бюджет определенного уровня по отдельным налогам или в целом по всем налогам по конкретной территории на предстоящий год. Экономическая оценка бюджетного потенциала возможна путем экстраполяции данных о налоговых поступлениях, собранных на территориях в динамике лет с корректировкой на инфляцию и учетом прогнозов макроэкономических показателей и других факторов, влияющих на объемы налоговых поступлений с территорий одинаковым образом, например, заданий по повышению собираемости налогов.[2] В определении бюджетного потенциала Воробьевой В. делается акцент на налоговых доходах бюджета, сопоставляя понятие бюджетного потенциала и налогового потенциала. Налоговый потенциал — максимально допустимые объемы налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам.[3] Поэтому необходимо дифференцировать понятия налогового и бюджетного потенциалов региона. «Налоговый потенциал» следует трактовать как максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства. И если содержательная трактовка налогового потенциала относительно устойчива; то термин «бюджетный потенциал», несмотря на частое использование, не имеет единства в толковании. В экономической литературе это термин используется, в основном, как синоним термина налоговый потенциал. Иногда этим понятием характеризуют совокупность всех видов финансовых ресурсов на территории данного региона. Термин «бюджетный потенциал» как синоним термина «налоговый потенциал» чаще всего используется в англоязычной литературе применительно к странам с развитыми формами моделей бюджетного федерализма. Это относится как к странам с федеративным государственным устройством (США, Канада, Бразилия, Австралия, Мексика), так и к странам с конфедеративным устройством (Швейцария), а также к государствам унитарного типа (Япония, Швеция, Дания). В Российской Федерации понятие бюджетного и налогового потенциалов обозначают принципиально различные экономические явления, что вытекает, в том числе, и из необходимости их дифференциации для целей межрегиональных сопоставлений и построения системы межбюджетных расчетов требуют. Если бюджетный потенциал включат совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал является лишь частью этих ресурсов, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляет собой потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации. В состав бюджетного потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо подпадают под налогообложение частично. Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета и подразумевает реально возможный объем дохода как источника ресурсов бюджета, который может быть получен с действующих хозяйствующих субъектов, то бюджетный потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета региона). Кроме того, в отличие от налогового потенциала бюджетный потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность региона и перспективу его экономического развития. Оценка бюджетного потенциала осуществляется на основе выравнивания фактических значений показателей бюджетной доходности, находящихся ниже среднеотраслевой. Отсюда основная задача региональных финансово- экономических органов — обеспечить благоприятные условия для ускоренного выравнивания доходности отстающих субъектов хозяйствования до среднеотраслевых значений. Одним из основных функциональных предназначений оценки бюджетного потенциала должно стать использование его при определении размера трансфертных платежей. Оказание финансовой помощи региональным бюджетам в рамках межбюджетных отношений, по сути, есть логическое следст- вне использования внутреннего потенциала территорий, мобилизации ее резервов. В современных условиях представляется целесообразным комплексно исследовать проблему формирования налогового и бюджетного потенциалов, их взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом, на наш взгляд, особое внимание следует обратить на налоговый потенциал как составную часть бюджетного потенциала, образующую основу доходов бюджета региона. Масштабы и условия мобилизации налоговых ресурсов на территории страны, их соответствие реальным бюджетным потребностям оказывают существенное влияние возможности территориальных органов управления осуществлять весь комплекс возложенных на них полномочий, проводить самостоятельную социально-экономическую политику. Для описания финансовых возможностей страны, ее территорий и вводится категория бюджетного потенциала, под которой понимается максимально возможный объем налоговых и неналоговых поступлений в звенья бюджетной системы, что определяет возможности исполнения расходных обязательств. Значительный удельный вес налогов в структуре бюджетных доходов обусловливает необходимость самостоятельного выделения налогового потенциала. При оценке имеющегося налогового потенциала региона и прогнозирования его динамики на перспективу целесообразно разграничивать два аспекта данного понятия: налоговый потенциал в узком и широком смысле.
[1] Кириллова О С. Особенности формирования и оценки бюджетного потенциала территорий в контексте муниципальной реформы в России. //Финансы и кредит. 2006. № 25. С. 32-37. [2] См.: Воробьева В. Проблемы формирования бюджетного потенциала муниципалитетов в реализации финансовой политики региона, //www.dmlogvn.ru [3] Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. - М.: Ге- лиос ЛРВ, 2002. С. 394.
Вся работа доступна по ссылке |
|