Быстрый переход к готовым работам
|
Региональное налогообложение как элемент региональной экономической политикиНалоговая система федеративного государства предполагает распределение налоговых полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. В отличие от федеральных налогов, региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна «часть» определяется Налоговым кодексом, другая (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты) — законом субъекта Федерации. Конституционный суд РФ неоднократно в своих решениях отмечал, что установление налога субъектом РФ всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов (определение от 10 июля 2003 г. № 342-0). Таким образом, установление и введение региональных налогов - это не обязанность, а право регионального законодателя, которое должно осуществляться с соблюдением общих положений законодательства о налогах и сборах, касающихся в том числе действия нормативных актов во времени (ст. 5. НК РФ).[1] С 2006 г. система налогов и сборов Российской Федерации состоит из 14 налогов и сборов.[2] (Прил. № 1) Запрет возлагать обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ, выступает в качестве одного из начал законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 13-15 НК РФ в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: 9 - федеральных налогов и сборов, 3 - региональных, 2 — местных налога. Отметим, что в настоящее время действует переходный период, связанный с реформой местного самоуправления, что влияет на порядок установления и введения местных налогов. Кроме того, действуют четыре специальных налоговых режима: 3 - федеральных, 1 - единый налог на вмененный доход в связи с переходными положениями в 2006 г. может быть региональным или местным. Федеральными налогами и сборами признаются налоги с боры, которые установлены НК РФ и обязательны на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся:
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие
элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщикам определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ на основе региональных законов о налогах (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ), могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Подробнее остановимся на региональных налогах. Транспортный налог - региональный налог, взимаемый с 1 января 2003 г. на основании гл. 28 НК РФ. Глава 28 НК РФ введена Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 110- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации». Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налогах, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налог на игорный бизнес - региональный налог, взимаемый на основании главы 29 НК РФ. Глава 29 НК РФ введена Федеральным законом от 22.12.2002 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации и налогах и сборах». Глава 29 НК РФ вступила в силу с 1.01.2004 г. До указанной даты взимался федеральный налог на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». Налог на имущество организаций - региональный налог, взимаемый на основании гл. 30 части второй НК РФ; вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Глава 30 НК РФ введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЭ «О внесении дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» и вступила в силу с 1.01.2004 г. до указанной даты взимался региональный налог на имущество предприятий на основе Закона РФ от 1312.1991 г № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. |
|