Быстрый переход к готовым работам
|
Перспективные направления развития налогообложения на территориальном уровнеСтержневым фактором обновления экономической ситуации в стране и регионах и поддержания существующего экономического роста в России являются налоги и применяемая система налогообложения. Региональная система налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его бюджетному потенциалу. Налогообложение (как на федеральном, так и на региональном уровнях) выступает инструментом регулирования экономических отношений и тенденций в их развитии. Развитие регионального налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации: существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Расширения налоговой автономии региональных и местных органов требует кардинального пересмотра существующего на федеральном уровне подходов к формированию налогового и бюджетного (в части доходов) законодательства и межбюджетных отношений. Основой для развития регионального налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложения. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РФ (подобно тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в части первой Налогового кодекса РФ. В ходе данного закрепления необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по региональным и местным налогам, который может регулироваться федеральными органами власти. Можно согласиться с Ильиным A.B., что в настоящее время в РФ в целом «существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов».[1] Отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Региональные налоговые системы являются элементами общенациональной системы, как следствие проблемы и тенденции развития региональных бюджетно-налоговых политик во многом определяются направленностью развития федеральной налоговой системы в целом. Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2005 гг. В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Поэтому главное внимание в последний период было уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Действующее сегодня налоговое законодательство сформировалось в результате последовательного проведения налоговой реформы в Российской Федерации. Остановимся на ее целях и задачах, которые были обозначены в принятой Правительством программе мер по реформированию налоговой системы.[2] Задача первая - ослабление налогового бремени, которое предполагает как снижение ставок по основным налогам, так и существенное уменьшение налоговой нагрузки на бизнес в целом. Задача вторая - создание равных условий конкуренции, повышение уровня нейтральности налоговой системы по отношению к решениям хозяйствующих субъектов. В этой части важны такие мероприятия как ликвидация оффшорных зон, сокращение льгот, отмена налогов с оборота. Третья задача — упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и максимальная унификация правил налогообложения. Задача четвертая обозначена в правительственной программе «Улучшение налогового администрирования», сужение возможностей для уклонения от уплаты налогов, повышение уровня собираемости. И, наконец, последняя задача - обеспечение стабильности налоговой системы. Указанные цели последовательно реализовывались, начиная с 2001г. Первый этап налоговой реформы можно определить как наиболее радикальный — это 2001-2002 гг. Именно здесь были предприняты основные изменения налогового законодательства, был реформирован НДС, налог на доходы физических лиц, появился единый социальный налог, была отменена часть оборотных налогов и проведена существенная реформа акцизов. Именно тогда были введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла. В связи с отменой налога на пользователя автомобильных дорог и налога на реализацию ГСМ и значительно увеличены ставки акциза на бензин. Эти меры рассматривались в качестве компенсационных мер по отмененным оборотным налогам. Одновременно в бюджетном законодательстве была введена норма о получении субъектами Российской Федерации специальных субвенций на дорожное строительство в размере, как предполагало Правительство Российской Федерации, соответствующем объему отменяемых налогов. Была также реформирована система уплаты акцизов на алкоголь, появилась система налогового склада, организация оптовой торговли, начали платить часть алкогольного акциза. Основной целью этого шага было снижение нагрузки на производителя и легализация алкогольного рынка. В 2002 г. также был реформирован налог на прибыль, введен НДПИ. В связи с этим отменены часть налогов на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть. На следующем этапе реформы указанные тенденции были продолжены, отменен налог на покупки иностранных денежных знаков, окончательно отменен налог на пользователя автомобильных дорог. В качестве компенсации с 2003 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации стали зачисляться 60 % акцизов на нефтепродукты и 1,5 % ставки налога на прибыль. Существенно изменился порядок взимания акцизов на нефтепродукты. Уплату акциза перенесли с производителей на операторов оптово-розничного рынка, имеющих свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами. Был существенно реформирован единый налог на вмененный доход. Произошла централизация всех налоговых полномочий на федеральном уровне, были сужены виды деятельности, в отношении которых применялся ЕНВД и унифицированы правила налогообложения. Был отменен налог с продаж, также с пакетом компенсационных мер и были предприняты еще ряд изменений налогового законодательства. |
|