У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Перспективные направления развития налогообложения на территориальном уровне

Стержневым фактором обновления экономической ситуации в стране и регионах и поддержания существующего экономического роста в России яв­ляются налоги и применяемая система налогообложения. Региональная сис­тема налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его бюджетному потенциалу. Налогообложение (как на федеральном, так и на региональном уровнях) выступает инструментом регулирования экономи­ческих отношений и тенденций в их развитии.

Развитие регионального налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной сис­темы в Российской Федерации: существует значительный разрыв между сте­пенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоя­щим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности.

Расширения налоговой автономии региональных и местных органов требует кардинального пересмотра существующего на федеральном уровне подходов к формированию налогового и бюджетного (в части доходов) зако­нодательства и межбюджетных отношений.

Основой для развития регионального налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложе­ния. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РФ (подоб­но тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в части первой Нало­гового кодекса РФ. В ходе данного закрепления необходимо определить за­крытый перечень элементов налогообложения по региональным и местным налогам, который может регулироваться федеральными органами власти.

Можно согласиться с Ильиным A.B., что в настоящее время в РФ в це­лом «существует более менее оптимальная структура налогов, действия го­сударства направлены на создание стабильного законодательства, устойчи­вых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов».[1] Отечест­венная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отно­шению к различным категориям налогоплательщиков.

Региональные налоговые системы являются элементами общенацио­нальной системы, как следствие проблемы и тенденции развития региональ­ных бюджетно-налоговых политик во многом определяются направленно­стью развития федеральной налоговой системы в целом.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершаю­щем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедли­вости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2005 гг. В част­ности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части На­логового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так­же специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществ­лялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенны­ми изменениями в системе межбюджетных отношений.

Поэтому главное внимание в последний период было уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных тре­бований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков мак­симально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

Действующее сегодня налоговое законодательство сформировалось в результате последовательного проведения налоговой реформы в Российской Федерации. Остановимся на ее целях и задачах, которые были обозначены в принятой Правительством программе мер по реформированию налоговой системы.[2]

Задача первая - ослабление налогового бремени, которое предполагает как снижение ставок по основным налогам, так и существенное уменьшение налоговой нагрузки на бизнес в целом.

Задача вторая - создание равных условий конкуренции, повышение уровня нейтральности налоговой системы по отношению к решениям хозяй­ствующих субъектов. В этой части важны такие мероприятия как ликвидация оффшорных зон, сокращение льгот, отмена налогов с оборота.

Третья задача — упрощение налоговой системы, сокращение числа на­логов и максимальная унификация правил налогообложения.

Задача четвертая обозначена в правительственной программе «Улуч­шение налогового администрирования», сужение возможностей для уклоне­ния от уплаты налогов, повышение уровня собираемости.

И, наконец, последняя задача - обеспечение стабильности налоговой системы.

Указанные цели последовательно реализовывались, начиная с 2001г. Первый этап налоговой реформы можно определить как наиболее радикаль­ный — это 2001-2002 гг. Именно здесь были предприняты основные измене­ния налогового законодательства, был реформирован НДС, налог на доходы физических лиц, появился единый социальный налог, была отменена часть оборотных налогов и проведена существенная реформа акцизов.

Именно тогда были введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла. В связи с отменой налога на пользователя автомобильных дорог и на­лога на реализацию ГСМ и значительно увеличены ставки акциза на бензин. Эти меры рассматривались в качестве компенсационных мер по отмененным оборотным налогам. Одновременно в бюджетном законодательстве была введена норма о получении субъектами Российской Федерации специальных субвенций на дорожное строительство в размере, как предполагало Прави­тельство Российской Федерации, соответствующем объему отменяемых на­логов. Была также реформирована система уплаты акцизов на алкоголь, поя­вилась система налогового склада, организация оптовой торговли, начали платить часть алкогольного акциза. Основной целью этого шага было сниже­ние нагрузки на производителя и легализация алкогольного рынка.

В 2002 г. также был реформирован налог на прибыль, введен НДПИ. В связи с этим отменены часть налогов на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть.

На следующем этапе реформы указанные тенденции были продолже­ны, отменен налог на покупки иностранных денежных знаков, окончательно отменен налог на пользователя автомобильных дорог. В качестве компенса­ции с 2003 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации стали зачисляться 60 % акцизов на нефтепродукты и 1,5 % ставки налога на прибыль.

Существенно изменился порядок взимания акцизов на нефтепродукты. Уплату акциза перенесли с производителей на операторов оптово-розничного рынка, имеющих свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами. Был существенно реформирован единый налог на вмененный доход.

Произошла централизация всех налоговых полномочий на федераль­ном уровне, были сужены виды деятельности, в отношении которых приме­нялся ЕНВД и унифицированы правила налогообложения. Был отменен на­лог с продаж, также с пакетом компенсационных мер и были предприняты еще ряд изменений налогового законодательства.

 

[1] Плыш A.B. Российская налоговая система на рубеже XX века // Финансы. 2003. № 9.

[2] Доклад Минфина России «Об основных направлениях налоговой реформы на 2003- 2005 годы». //

vww.iiovcmmcin. aov.ni

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/33106.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.