Быстрый переход к готовым работам
|
Совершенствование налогового контроля и повышение его результативностиПроводимая в Российской Федерации налоговая реформа ориентирована на достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. «Оптимальная структура налогов определяется как такая структура, которая максимизирует благосостояние общества»[1], поэтому основные задачи налоговой реформы можно определить как достижение более справедливого распределения налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. Теория налогообложения не может ограничиваться исследованием налогов только с точки зрения формирования доходов бюджета. Необходимо также рассматривать организацию налоговой работы, поведение налогоплательщика, его отношение к налогам. Технология сбора налогов, организация налоговой работы неразрывно связаны с налоговым законодательством, которым определен перечень основных действий выполняемых налоговыми органами и налогоплательщиками для уплаты налога и осуществления контроля над этим процессом. Не секрет, что одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой' налоговый механизм без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен. Контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами называется налоговым контролем.[2] Налоговый контроль является одним из главных направления финансового контроля[3], наряду с бюджетным контролем, банковским надзором и валютным контролем. Налоговым кодексом РФ налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней.’ Однако в первую очередь необходимо определить к какому типу государственного финансового контроля относится налоговый контроль. Как справедливо отмечает Бурцев В.В., в основу такой типологии должен быть положен сущностный признак. По его мнению, в данном случае это подход к государственной финансовой системе, т.е. к системе императивных экономических отношений по образованию, распределению и использованию денежных средств государства. В результате им выделяются два типа государственного финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, и финансовохозяйственный контроль, охватывающий действия конкретных субъектов хозяйствования (или экономических единиц). Финансово-бюджетный контроль в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, а финансово-хозяйственный - выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов.[4] С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести именно к финансовому контролю второго типа. Налоговый контроль — это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур.[5] В литературе предлагается несколько вариантов определения налогового контроля. Так, Брызгалин A.B. определяет налоговый контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.[6] По мнению Макаровой O.A., под налоговым контролем следует понимать деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налога и сбора, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах.[7] Целью налогового контроля является «неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство».[8] Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера. В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов теории налогового администрирования.[9] Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом РФ, в котором определены- его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Налоговым кодексом определены права, обязанности и ответственность налоговых органов за свои действия, а так же полномочия и ответственность таможенных органов. На наш взгляд, необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин: значительным недополучением налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков; несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, дополнений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основания двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы. [1] Таблица составлена автором на основе отчетов Управления ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике, форма № 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». [2] Налоговый контроль. // ц уу.ПЬ таЫкч ги [3] Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. См.: Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изде-е., перераб. и доп. - М.: Юристь, 1999. [4] Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000. С. 86-89. [5] Зре.ювЛ.П. Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств-участников СНГ // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2006. № 6. С. 27-42. [6] Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. A.B. Брызгалина. - М.: Аналитика-пресс, 1997. С. 409. [7] Грисимова Е.Н., Макарова О А., Илыошихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии / Под ред. Н.М. Голованова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 275. [8] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Сост. С.Д. Шато- лов. Учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 1999. С. 394. [9] Зрелое Л.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль». //Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2004. № 9. С. 19-38.
Вся работа доступна по ссылке |
|