У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Совершенствование налогового контроля и повышение его результативности

Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа ориентиро­вана на достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. «Оптимальная структура налогов определя­ется как такая структура, которая максимизирует благосостояние общества»[1], поэтому основные задачи налоговой реформы можно определить как дости­жение более справедливого распределения налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

Теория налогообложения не может ограничиваться исследованием на­логов только с точки зрения формирования доходов бюджета. Необходимо также рассматривать организацию налоговой работы, поведение налогопла­тельщика, его отношение к налогам. Технология сбора налогов, организация налоговой работы неразрывно связаны с налоговым законодательством, ко­торым определен перечень основных действий выполняемых налоговыми ор­ганами и налогоплательщиками для уплаты налога и осуществления контро­ля над этим процессом.

Не секрет, что одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно, налоговый кон­троль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложе­ния, но, тем не менее, любой' налоговый механизм без надлежащего налого­вого контроля оказывается нежизнеспособен.

Контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами называется налоговым контролем.[2] Налоговый кон­троль является одним из главных направления финансового контроля[3], наря­ду с бюджетным контролем, банковским надзором и валютным контролем. Налоговым кодексом РФ налоговый контроль понимается как проверка со­блюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых пра­вонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся пла­тежей или полного ухода от уплаты налогов, а также обеспечение поступле­ния налоговых платежей в бюджеты всех уровней.’

Однако в первую очередь необходимо определить к какому типу госу­дарственного финансового контроля относится налоговый контроль. Как справедливо отмечает Бурцев В.В., в основу такой типологии должен быть положен сущностный признак. По его мнению, в данном случае это подход к государственной финансовой системе, т.е. к системе императивных экономи­ческих отношений по образованию, распределению и использованию денеж­ных средств государства. В результате им выделяются два типа государст­венного финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, и финансово­хозяйственный контроль, охватывающий действия конкретных субъектов хо­зяйствования (или экономических единиц). Финансово-бюджетный контроль в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, а финансово-хозяйственный - выра­жается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций эконо­мических субъектов.[4] С учетом этого налоговый контроль, предметом кото­рого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организа­циями и физическими лицами, следует отнести именно к финансовому кон­тролю второго типа.

Налоговый контроль — это особая разновидность контроля, реализуемо­го в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выра­женный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в от­ношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов кон­троля, при соблюдении установленных условий для выполнения контроль­ных процедур.[5]

В литературе предлагается несколько вариантов определения налогово­го контроля. Так, Брызгалин A.B. определяет налоговый контроль как уста­новленную законодательством совокупность приемов и способов деятельно­сти компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законо­дательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.[6]

По мнению Макаровой O.A., под налоговым контролем следует пони­мать деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных налоговым кодексом, с целью про­верки правильности исчисления и уплаты налога и сбора, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, со­блюдения законодательства о налогах и сборах.[7]

Целью налогового контроля является «неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство».[8]

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руко­водство самим процессом налогового контроля становятся возможными по­средством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, провероч­ного, аналитического и процессуального характера.

В свою очередь теория налогового контроля является институтом нало­гового права и одновременно одним из элементов теории налогового адми­нистрирования.[9]

Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Нало­говым кодексом РФ, в котором определены- его формы, порядок учета нало­гоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязан­ности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринима­телей и физических лиц. Налоговым кодексом определены права, обязанно­сти и ответственность налоговых органов за свои действия, а так же полно­мочия и ответственность таможенных органов.

На наш взгляд, необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин: значительным недополучением налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы в результате налоговой недисциплинирован­ности некоторой части налогоплательщиков; несовершенством и нестабиль­ностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, допол­нений, отмена отдельных положений; нечеткими формулировками и проти­воречиями в некоторых нормативных документах, дающими основания двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими от­дельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер; несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогооб­ложению и положений по бухгалтерскому учету; преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

 

[1] Таблица составлена автором на основе отчетов Управления ФНС России по Карачаево-Черкесской Респуб­лике, форма № 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюд­жетную систему Российской Федерации».

[2] Налоговый контроль. // ц уу.ПЬ таЫкч ги

[3] Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образова­ния, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. См.: Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изде-е., перераб. и доп. - М.: Юристь, 1999.

[4] Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000. С. 86-89.

[5] Зре.ювЛ.П. Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно налоговым кодексам Россий­ской Федерации и иных государств-участников СНГ // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2006. № 6. С. 27-42.

[6] Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. A.B. Брызгалина. - М.: Аналитика-пресс, 1997. С. 409.

[7] Грисимова Е.Н., Макарова О А., Илыошихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии / Под ред. Н.М. Голованова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 275.

[8] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Сост. С.Д. Шато- лов. Учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 1999. С. 394.

[9] Зрелое Л.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль». //Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). 2004. № 9. С. 19-38.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/33106.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.