У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие государственного служащего субъекта Российской Федерации

Поскольку государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся в совместном ведении РФ и её субъектов, - один из видов общей государственной гражданской службы, поэтому, прежде чем дать понятие государственного служащего субъекта РФ, необходимо определить общие признаки, свойственные государственному служащему Российской Федерации.

До середины 90-х годов XX века понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели правового статуса, не дифференцировались по содержанию и должным образом не использовались в науке. В статистике и в анкетах по учёту кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник) и служащий. В русском языке термин «служащий» обозначает человека, состоящего на какой-либо службе. О содержании служебной деятельности говорится в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: «Служба - употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело...Служить, служивать - годиться, пригождаться, быть полезным; быть орудием средством для цели, идти в деле, на дело, быть нужным, надобным»[1].

Впервые «служилые люди» упоминаются в период Московского великого княжества: так назывались дворяне, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести военную службу. Служилые люди (дворяне) владели земельными наделами под условием выполнения поручений сюзерена (великого князя, царя) - «несения службы». Эта категория людей по степени приближенности к монарху и выполняемым функциям делилась на несколько иерархических групп. Высшую группу «служилых людей» составляли думные чины: думные бояре, думные дворяне и окольчане, думные дьяки. В привилегированном отношении находились служилые люди, обслуживающие монарха, - дворцовые чины (путные дворяне). Следующую категорию служилых людей составляли «чины московские» - стольники, конюшие, стряпчие, постельничие, жильцы и дворяне московские. Местничество, которое возникло намного позднее, тоже носило служебный характер. Служилые люди местного управления («чины уездные»), которые состояли из городовых дворян и детей боярских, составляли основной командный состав дворянского ополчения (войска). Органом управления служилыми людьми был специальный приказ (ведомство) - Разрядный (от слова разряд - разделение общего на части по значению). Прохождение службы служилыми людьми регламентировалось «Уложением о службе» 1556 г.[2]

С XVI в. в России появляется новая категория служилых людей, которых набирали «по прибору» (по набору). Им не давали за службу поместья, а выдавали от казны денежное и хлебное жалование, одежду и обувь, «доспехи и снаряжение». К этой категории государственных служилых людей относились воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки.

Петровские преобразования заложили основу превращения «государевой службы» в государственную. В сознании «служилых людей» (дворянства) понятие «государство» уже не сливалось с личностью государя, а представлялось как нечто постоянно существующее независимо от всех, даже от царствующей особы. В связи с реформами Петра I - организацией регулярной армии, профессионального чиновничества и др. - термин «служилые люди» окончательно вышел из обращения. Вместо него стал употребляться термин «чиновник», т. е. «служащий государю и жалованный чином» (степенью служебного значения, достоинства, класса по Табели о рангах). Нормативным актом был «Устав о службе гражданской по определению от Правительства»[3]. Регламентировалось всё, даже одежда (фасон, арматура мундира).

В советское время термин «служащие» стал употребляться наравне с термином «рабочие» (Кодекс законов о труде РСФСР)[4]. Понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. Понятия «служащий» и «государственный служащий» не разграничивались. По содержанию в семантическом значении «служащий» трактовался как «лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания (но не на производстве...)»[5]. Понятие «служащий» распространялось на работников как государственных, так и негосударственных структур - работников аппарата партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций.

Важным является то, что государственные служащие представляют собой определённый социальный слой людей. Так, по мнению великого немецкого мыслителя Гегеля «Государственные чиновники составляют основную часть среднего сословия, которую характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы...»[6]. И.А. Иванников[7] понимает под государственными служащими особую группу людей, работающих в государственных органах и профессионально занимающихся управлением.

А.Б. Венгеров[8] определяет государственных служащих в качестве

 

особого слоя людей, наделяющийся властью и выполняющих разнообразные управленческие функции, имеющих возможность осуществлять в необходимых условиях государственное принуждение, осуществлять публичную власть.

В настоящее время произошло законодательное деление государственной службы Российской Федерации на два уровня: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и включающую в себя государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службы, и государственную гражданскую службу субъектов РФ, находящуюся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом до настоящего времени в большинстве субъектов Российской были приняты свои нормативные акты о государственной службе, ряд положений которых противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству[9].

Между тем необходимость единства государственной службы в Российской Федерации обусловливается, прежде всего, узаконенным единством системы государственной власти как основы федеративного устройства РФ (п.З ст. 5 Конституции РФ)[10]. Существовавший до принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58 - ФЗ (в ред. ФЗ от 11 ноября 2004 г. № 141 - ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации»[11] правовой разрыв между государственной службой в федеральных органах исполнительной власти и государственной службой в органах исполнительной власти субъектов РФ, которые согласно Конституции РФ (ст.77) образуют единую систему исполнительной власти в

 

Российской Федерации обуславливал отсутствие какой-либо связи между федеральной государственной службой, государственной службой субъектов РФ и службой в органах местного самоуправления. Это, в известной мере, изолирует последнюю от влияния государственной службы вообще, от использования её опыта, единых принципов организации и деятельности, является препятствием для ротации кадров, для служебной карьеры муниципальных служащих.

Между тем известно, что каждое из звеньев государственного аппарата взаимосвязано с другими, и все вместе они выступают как целостная система государственных органов, объединяемая единством конечной цели, одинаковым видом деятельности, в частности исполнительной и распорядительной, общим организационно-политическим и организационно-техническим характером устройства. В результате правовой и организационной разобщённости государственной службы эта целостная система государственных органов, движущей силой которой являются государственные служащие, разрушается. В ней возникают неуправляемые звенья, развивается региональное понимание задач государственной службы, появляются различные стили деятельности государственных служащих, разные способы решения однотипных управленческих задач и т.д. Всё это способствует проявлениям сепаратизма, прикрываемого флагами децентрализации, развития местной инициативы и самостоятельности, расширения прав субъектов РФ[12].

Правовой основой для формирования единой системы государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58 — ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», юридически закрепивший видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных её видов.

 


[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, ТА. / В.И. Даль. - М. - 1982. - С. 224.

[2] См.: Верхотуров Ю.И. История российской государственной службы в дооктябрьский период / Ю.И.

[3] Свод Законов Российской империи / Под ред. Н.Д. Мардухай-Болгоровского. Т. 3 СПб., 1912.

[4] Ведомости Верховного Совета РСФСР -1971. - № 50. - Ст. 1007.

[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - М. 1981. С. 651.

[6] Гегель. Философия права / Гегель. - М.: Мысль, 1990.- С. 335-336.

[7] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. / И.А. Иванников. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, - 2003. - С. 175.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, - 1999. С. 33.

[9] См., например: Щукина T.B. Формирование законодательства о государственной службе в субъектах Российской Федерации (на примере Центрально-Чернозёмного региона): Автореф. дисс. канд. юрид. наук / Н. Новгород, 2000; См. также: Государственная и муниципальная служба: Практическое пособие по вопросам правового и организационного обеспечения / П.М. Курдюк, В.ИЛапин, H.A. Школа. // Краснодар. - 1999.

[10] Комкова Г.Н. Российская муниципальная служба на современном этапе: преемственность, правовое регулирование, специфика категорий / Г.Н. Комкова, О.В. Шудра, В.И. Южаков // Правоведение. - 2000. - №5,- С. 35-36.

[11] Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст.20бЗ; Собрание законодательства. - 2003 - № 46 (часть I). - Ст. 4437.

[12] Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства / Ю.А. Розенбаум // Государство и право. -1999. - № 4. - С. 55.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36515.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.