У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Историко-правовой анализ административно-правового статуса государственных служащих в России.

Российская государственная служба прошла длительный и сложный путь. История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства. Можно выделить четыре периода, хронологические границы которых приблизительно соответствуют рубежам веков[1]:

XVII                  в. - завершение становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений - «приказов» - в более или менее устойчивые должности;

XVIII                в. - кардинальное изменение принципов организации государственной службы на основе Табели о рангах, движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего;

XIX                    в. - расцвет бюрократического государства, «отлаживание» государственной машины;

XX                      в. - советский период, революционное новаторство и преемственность в организации государственной службы, складывание советской номенклатуры.

После распада СССР наступил пятый период - новейшая Российская история государственной службы.

Конец XVII - начало XVIII в. характерен переходом от службы государю к государственной службе. Организацию и функционирование

службы в допетровской Руси, самой характерной чертой которой является отсутствие единого централизованного начала в её регулировании, основательно показал известный русский историк Н.И. Костомаров, проследивший и описавший организацию управления государственными делами в княжествах и вырастающей России в целом, от Князя Василия Святого до Минина и Пожарского, т. е. в Киевской Руси, Новгородской Руси, Московском царстве и т.д., жизнеописуя деятельность всех стоявших во главе государственно-территориальных образований исторических личностей[2]. Но законодательство о службе, прежде всего о службе государственной, в общероссийском масштабе стало возможным и необходимым с формированием централизованного государства, начиная с эпохи Ивана Грозного. Законодательство о службе включало большое число нормативных актов - уложений, законов, указов и др. - по всем основным вопросам государственной деятельности, но сама организация службы оставалась во многом неупорядоченной, бессистемной, не имеющей чёткой иерархической лестницы в общегосударственном масштабе[3].

Царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Его основу заложил Пётр I, введя 24 января 1722 г. «Табель о рангах всех чинов военных, татских и придворных, которые в каком чине»[4] - единую систему должностей и чинов. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917 г., имел глубокий смысл, способствуя упрочению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он чётко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Во многом эта идея петровской Табели о рангах была использована при разработке в постсоветский период проекта общероссийского закона о государственной службе и последующих связанных с ним нормативных правовых актов[5].

Табель о рангах определяла порядок приёма на службу и её прохождение от низших чинов к высшим. В соответствии с этим документом государственные служащие разделялись на две группы: первую составляли табельные чиновники четырнадцати классов, вторая же группа состояла из низших служащих, не вошедших в сетку классов. В каждом классе выделялись воинские, статские и придворные чины, а воинские, в свою очередь, делились на сухопутные, гвардию, артиллерийские и морские.

Табель о рангах предусматривала поступление на классные должности как потомственных дворян, так и лиц, которым был пожалован статус личного дворянина. Представители же недворянского сословия, относящиеся ко второй группе, в установленном порядке могли быть переведены в разряд классных чиновников, и с получением XIV класса им жаловался статус личного дворянства. Сделать карьеру стало возможным только службой в государственном учреждении. При этом основой продвижения по службе являлись знания и опыт, личные способности и заслуги перед государством. Поступающие на государственную службу принимали присягу, тем самым беря обязательство верно служить Отечеству и государю, отстаивать государственные интересы, ответственно и добросовестно относиться к делу[6]. «Табель о рангах» способствовала повышению престижа гражданской службы, усилению нравственности служащих, усилению мотивации их труда.

В последующем законодательство о государственной службе было дополнено указами Александра I: от 6 августа 1802 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для

 

производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники»[7]; от 2 июня 1803 г. «О неповышении Сенату никого чином прежде выслуги узаконенных лет»[8].

«Порядок вступления в Гражданскую службу по всем ведомствам и производство в ней чинами...» определялся Указом Николая I от 25 июня 1834 г. «Положение о порядке производства в чины по Гражданской службе»[9].

В процессе совершенствования государственной службы ей придавались такие основополагающие черты как чёткое определение должностных обязанностей, иерархия должностей, строгая исполнительская дисциплина, высокая требовательность к служащим, их служебная годность, которые сохраняют актуальность и в современных условиях.

Основным нормативным актом о государственной службе в Российской империи по состоянию на начало XXв. был «Устав о службе по определению от Правительства» (1896 г.)[10]. Данный закон урегулировал в основном весь комплекс отношений по службе, явился итоговым нормативным актом, в хронологическом и структурном (содержательном) отношении вобравшим в себя все законодательные акты о службе ко времени его инкорпорации в 1896 г.

Важное значение в регулировании отношений государственной службы имели царские указы и другие акты о порядке приёма на государственную службу, производства в чины и прохождения службы. Вплоть до 1917 г. действовали: Указ Александра I от 2 июня 1808 г. «О неповышении Сенату никого чином прежде выслуги узаконенных лет»[11]; Указ Николая I от 25 июня 1834 г. «Положение о порядке производства в чины по Гражданской службе» [12], Указ Николая I от 24 июня 1843 г. «О

 

воспрещении входить с представлениями о допущении вновь в гражданскую службу лиц, исключённых из оной за преступления»[13]; Манифест Николая I от 11 июня 1845 г. «О порядке приобретения дворянства службою»[14]; Указ Николая I от 10 мая 1850 г. «О соблюдении строгой справедливости при аттестации»[15].

 


[1] См.: Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. - 2002,

[2] См.: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.: Мысль, - 1993.

[3] Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. - М.: Юрист,-1997.-С. 58.

[4] «Табель о рангах» в настоящее время воспроизводится во многих изданиях - сборниках, журналах, газетах. См., например, Сборник нормативных актов «государственная служба в России». - Нижний Новгород, - 1995. - С. 35-39.

[5] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие / Д.М. Овсянко. - М.: Юрист,-2002.-С. 21.

[6] Дуплий Е. Исторический опыт нормативно-правового регулирования государственной службы / Е. Дуплий // Управление персоналом. - 1999. - № 4. - С. 84.

[7] Полное собрание законов. Т. 30. №23771.

[8] Полное собрание законов. Т. 30. № 23056.

[9] Полное собрание законов. Т, 9. Собр. 2. Отд. 2 Т. 9. № 7224.

[10] Сводзаконов Российской Империи. М., 1910. Т. 3, кн. 1. С. 51 - 128.

3 Полное собрание законов. Т.30. № 23056.

3 Полное собрание законов. Собр. 2. Т. 18. Отд. I.. № 16972.

[13] Полное собрание законов. Собр. 2. Т. 18. Отд. I.. № 16972.

[14] Полное собрание законов. Собр.2. Т. 20. Отд. 1. № 19086.

[15] Полное собрание законов. Собр. 2. Т. 25. № 24147.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36515.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.