Быстрый переход к готовым работам
|
Характеристика административно-правового регулирования статуса государственных служащих субъектов Российской ФедерацииВ научной литературе нет единого мнения относительно категории правового статуса. Одни учёные рассматривают понятие правового статуса ® государственного служащего широко, включая в его содержание гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и соответственно права и обязанности[1]. Например, Охотский Е.В. предлагает рассматривать правовой статус государственного служащего Российской Федерации как совокупность следующих признаков: А 1) статус гражданина Российской Федерации, представляющий собой органическое сочетание: ф а) конституционного статуса российского гражданина; б) статуса работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации; в) административно-правового статуса в соответствии с нормами ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». «Тем самым статус государственного служащего представляется как трёхмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, Ф оформленный правом». 1) Владение государственным языком; 2) Государственная должность, занимаемая государственным служащим; 3) Права, обязанности, характер служебных полномочий, специфика юридической (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством и обществом'. Другие сводят административно-правовой статус государственного служащего к совокупности прав и обязанностей[2]. Более аргументированной представляется позиция, согласно которой правовой статус - это сфера реализации прав и обязанностей, законных интересов, гарантий, юридической ответственности, а не только прав и обязанностей[3]. Таким образом, административно-правовой статус государственных служащих субъектов РФ - это нормативное регулирование публичных прав, обязанностей, законных интересов, гарантий и юридической ответственности государственных служащих субъектов РФ. Как отмечает Ю.Н. Старилов, правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание (сущность) государственнослужебных правоотношений. С изменением этих отношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например, увольнение, отставка, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т. д.[4] При этом статус государственного служащего можно рассматривать также как дифференцированную и комплексную систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении: 1) видов государственных служащих (например, в зависимости от занимаемых государственных должностей: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной гражданской службы); 2) в зависимости от уровня государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т. д.[5] Государственная служба является сложным межотраслевым институтом, охватывающим нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Несмотря на то, что отношения между государственным служащим и работодателем - государством по поводу исполнения работником его обязанностей регулируются, прежде всего, трудовым законодательством, проблема правового статуса государственного служащего Российской Федерации является предметом административного законодательства.. В связи с тем, что в большей своей организационной части государственная служба есть важнейший административно-правовой институт, этим пространство личной свободы государственных служащих субъектов РФ ограничивается интересами государства, поэтому их правовое положение «должно быть с максимальной чёткостью определено, чтобы исключить любое незаконное ограничение и нарушение прав и свобод»[6]. Административно-правовой статус государственных служащих является центральным элементом правового института государственной службы, поскольку все остальные элементы призваны «обслуживать» функционирование государственной службы служащих (кадрового персонала). Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал[7]. В настоящее время в России пока нет единого правового акта, который бы устанавливал административно-правовой статус государственного служащего в целостном комплексе норм. Вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого, демократического, правового государства пока не решён. По сути дела, проведено лишь «развёртывание статуса наёмного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего»[8]. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищённого государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества[9]. Специфика выполняемых задач и реализуемых государственными служащими государственных функций обуславливает и особенности правового статуса различных категорий государственных служащих.
[1] См., например: Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / Е.В. Охотский //Государство и право. - 2003 - № 9. - С. 17. [2] См.: Витрук Н.В. Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сб. С. 13. [3] Охотский Е.В., Указ.соч. С. 17. [4] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. - М., [6] Черёмухина Ю.А. Административно-правовой статус несовершеннолетних как объекта административной опеки: Монография / Ю.А. Черёмухина; Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ,- Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004,- 376 с. С. 67. [7] Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник / Ю.Н. Старилов. - М., 1999. - С.319. [8] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы / Г.В. Атаманчук. - М., 2002. С. 24. [9] Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / Е.В. Охотский // Государство и право. - 2003. - № 9. - С. 17.
Вся работа доступна по ссылке |
|