У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Субъекты договора на оказание услуг адвокатом

Сторонами в договоре на оказание правовой помощи могут быть только доверитель и поверенный (договор поручения), заказчик и исполнитель (до­говор оказания услуг). Следуя заданному в диссертации курсу на выявление теоретических и практических преимуществ заключения смешанного дого­вора, а, возможно, и особого договора, представляется наиболее последова­тельным именовать стороны данного соглашения в качестве доверителя и поверенного (или представителя). Подобного рода предпочтения делаются в настоящей работе, в силу значения и роли адвокатуры в механизме реализа­ции права на защиту, а также в связи с рассмотрением соглашения о право­вой помощи с учетом особенностей участия адвоката в гражданском процес-

Доверителями могут быть физические и юридические лица, поверенным только физическое лицо - адвокат.

В отличие от ранее действовавшего законодательства соглашение заклю­чается клиентом с самим адвокатом, а не адвокатским образованием. Даже в адвокатских бюро, где один из партнеров заключает соглашение с клиентом от имени других партнеров, он делает это не от имени бюро, а от имени каж­дого из адвокатов-партнеров, выдавших ему доверенность с полномочием за­ключать соглашение от их имени[1]. Представляется, что это обуславливается

лично-доверительным характером отношений сторон, что будет позднее так­же исследовано в настоящей работе.

Таким образом, соглашения об оказании адвокатской помощи физиче­ским или юридическим лицам заключаются не с коллегией адвокатов, а с конкретными адвокатами, между тем, причитающееся адвокату вознаграж­дение получает именно коллегия - наличными деньгами в кассу или путем перечисления на ее расчетный счет (п.6 ст.25 Закона об адвокатуре). При этом согласно п. 13 ст.22 Закона об адвокатуре коллегия является налоговым агентом адвокатов - своих членов в отношении доходов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представите­лем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, пре­дусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Пунктом 16 ст.22 Закона об адвокатуре установлено, что положения этой статьи не могут рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессио­нальной ответственности перед последним. Особо подчеркивается, что члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов (п.12 ст.22 Закона об адвокату­ре).

Здесь, очевидно, речь идет не только об отсутствии солидарной или суб­сидиарной гражданско-правовой ответственности коллегии адвокатов и ее членов друг за друга по имущественным долгам перед третьими лицами, но также об отсутствии какой-либо ответственности коллегии по обязательст­вам неимущественного характера, возникшим из конкретного договора об оказании адвокатской помощи, заключенного между отдельным адвокатом и его клиентом. Обязательства из такого договора возникают только между за­ключившими его сторонами, т.е. конкретным адвокатом и его клиентом (за­казчиком, доверителем), которые и несут друг перед другом ответственность за их исполнение (п.1 ст.425 ГК РФ). По общему правилу остальные адвока­ты, равно как и сама коллегия адвокатов, не отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретным адвокатом своих обязательств перед клиентом.

Сторонами договора могут выступать только дееспособные лица. Дове­ритель - физическое лицо - гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, российские и иностранные юридические лица. Данные лица являются субъектами гражданских правоотношений в силу абз. 4 п.1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ[2].

Возможность несовершеннолетних быть субъектами договора на оказа­ние услуг адвокатом, а также поручить ведение дела в суде представителю являются объектом специального анализа в главе 3 параграфе 2 диссертации.

Немаловажный интерес представляет и вопрос об участии в рассматри­ваемом в диссертации обязательстве лиц, страдающих психическим рас­стройством. Ст. 34 Гражданского процессуального кодекса указывает, что де­ло о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический ста­ционар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, рассматривается, в том числе, с участием представителя этого гражданина. Данное положение звучит в им­перативном ключе, однако никакого обеспечительного средства в нем не со­держится. В таком случае, представляется необходимым, либо возложить соответствующую обязанность на государственные органы в лице органов опеки и попечительства либо установить порядок обязательного участия ад­воката по данной категории дел в силу значимости такого объекта правовой охраны как свобода и личная неприкосновенность. Тем более, что в после­дующем в силу сложившихся обстоятельств, велика вероятность заключения с адвокатом соглашения в будущем. Лицо, в отношении которого разрешается вопрос о помещении в психиатрический стационар не предполагается по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса недееспособным.

Значительный интерес представляет вопрос относительно возможности перехода прав и обязанностей по договору на оказание правовых услуг по на­следству.

Современное законодательство римскому праву обязано самим понятием наследования как универсального правопреемства, в силу которого к другим лицам переходят все имущественные права и обязанности наследодателя, возлагается ответственность за долги наследодателя, создается в лице на­следника своего рода продолжение личности наследодателя. «Правопреемст­во характеризуется тем, что имеет место юридическая зависимость прав и обязанностей правопреемника от прав и обязанностей его правопредшест­венника (праводателя)»[3]. «При наследовании имущество умершего (наслед­ство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке уни­версального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное»[4].

«Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно, связан­ные с личностью наследодателя» - закрепляет Гражданский кодекс РФ. К ним относятся требования, которые предназначены для обеспечения средств су­ществования именно данному лицу - наследодателю (к примеру, право на получение алиментов); обязанности, которые тесно связаны с личностью обя­занного лица - наследодателя, в том числе те, которые связаны с его знания­ми и навыками, его квалификацией, его иными личными качествами и обу­словленным этими качествами доверием к умершему. К числу таких лиц можно отнести поверенного (исполнителя) по договору на оказание правовых услуг.

Более того, в соответствии со ст. 977 Гражданского кодекса РФ договор поручения прекращается вследствие смерти доверителя или поверенного.

Другой стороной договора на оказание правовой помощи выступает адво-

Согласно ст. 2 Закона об адвокатуре адвокатом является лицо, получив­шее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Он является независимым профес­сиональным советником по правовым вопросам.

Специфика договора на оказание услуг адвокатом существенным образом выражается в том, что адвокат - субъект, обладающий особым правовым ста­тусом. В отличие от простого юриста, адвокат обладает специальными, га­рантированными законом правовыми средствами, которые предоставляют ему возможность наиболее качественно и эффективно осуществлять возло­женные на него функции. Так, адвокат наделяется специальными правами, вытекающими из членства в коллегии, как-то: право адвоката запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказани­ем юридической помощи - причем государственные органы и иные органи­зации не вправе отказать адвокату в выдаче вышеуказанных документов. Членство в коллегии наделяет адвоката не только правами, но и возлагает на него определенные обязанности, которые, в свою очередь, являются гаран­тиями прав лиц, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи. Так согласно ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и закон­ные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами; постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою ква­лификацию; соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и испол­нять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной пала­ты адвокатов РФ и т.д. Обязанности члена коллегии тесно связаны с его профессиональным долгом и ответственностью за его нарушение. Так со­гласно п.1 ч.2 ст. 17 Закона статус адвоката прекращается в случае неиспол­нения или ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем. Что касается деятельности простого юри­ста, то неисполнение им обязанностей по договору на оказание юридиче­ских услуг не повлечет для него привлечение к корпоративной ответствен­ности, а лишь будет являться основанием имущественной ответственности перед своим доверителем.

Более того, к адвокату в отличие от простого юриста предъявляются тре­бования нравственного плана, которые он как член адвокатского сообщества обязан соблюдать[5]. Согласно ст.4 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г. адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их про­фессии. То есть речь идет об определенной профессиональной культуре и достоинстве адвоката, что в свою очередь определяет престиж адвокатуры и порой является весомым основанием обращения за защитой именно к адво­кату.

Существенным отличием деятельности адвоката от деятельности просто­го юриста является также характер доверительных связей с клиентом. Безус­ловно, отношения юриста и клиента строятся на доверительной основе и, как правило, личном исполнении договора, однако принцип доверия к адвокату имеет под собой ряд серьезных гарантий, опять-таки определяющихся стату­сом адвоката. К таким гарантиям можно отнести порядок вступления и уча­стия в деле адвоката, замены и выхода его из процесса, существование ин­ститута адвокатской тайны и другое.

Закон об адвокатуре указывая на адвоката, как на лицо, получившее дан­ный статус в соответствии с российским законодательством, предусматрива­ет возможность адвокатов иностранного государства оказывать юридиче­скую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права дан­ного иностранного государства. Речь в данном случае идет о лице, которое является гражданином иностранного государства и которое наделено стату­сом адвоката в этом иностранном государстве или в иных государствах, ис­ключая Российскую Федерацию.

В отношении такого адвоката распространяет действие Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии со статье второй которо­го иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного го­сударства. Таким образом, в теории могут существовать адвокаты, не имею­щие гражданства и, которые также вправе оказывать юридическую помощь в порядке, установленном Законом об адвокатуре.

Как уже отмечалось выше, Закон об адвокатуре закрепляет положение о том, что представителями организаций, органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления в гражданском и административном судо­производстве, судопроизводстве по делам об административных правонару­шениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций. Существование данной нормы, несомненно, определяется сложностью и спе­цификой защиты интересов организаций, однако, представляется, что она в определенной степени ограничивает права иных лиц, оказывающих юриди­ческие услуги.

 


[1] Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Рос­сийской Федерации" (постатейный) / Под ред. A.B. Гриненко - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

С. 139. Этот вопрос являлся предметом обсуждения и других ученых. См., например: Иванов В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. - М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.

С. 221; Зашляпин Л.А. Федеральное законодательство об адвокатуре: практика примене­ния и проблемы совершенствования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екате­ринбург, 13 июля 2004 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. С. 221.

[2] Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

[3] Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М., 1962. С. 78.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Ст. 1110.

[5] См., более подробно: Ватман Д.П. Право на защиту. М., 1973. С. 104, а также Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974. С. 47.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/32207.html    

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.