У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Порядок заключения договора на оказание услуг адвокатом

Вступая в договор, стороны подчиняют себя действующему правовому по­рядку, частью которого являются правила о действительности сделок и правила о заключении договора, также правовому порядку, который основан на принципе свободы договора - свободы, которая обеспечивается рядом правовых предписа­ний: 1. субъекты гражданского права свободны в решении вопроса, заключать или не заключать договор (п. 1 ст. 421); 2. при заключении договора стороны сво­бодны в выборе партнера; 3. субъекты свободны в выборе вида договора (п.2, п.З ст. 421 ГК); 4. стороны свободны в определении условий договора (п.4 ст. 421)’

Порядок заключения договора определяется главой 28 ГК РФ и предполагает наличие двух этапов (стадий) в процессе заключения договора:

  1.  предложение одной стороны, обращенное к другой, вступить в договорные отношения (оферта)
  2.  принятие предложения другой стороной (акцепт).

По общему правилу, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если же в соответствии с законом тре­буется передача имущества или государственная регистрация договора, он при­знается заключенным с момента такой передачи или регистрации (ст. 433 ГК РФ).

Далеко не всякое предложение заключить договор приобретает силу оферты[1].

Под офертой понимается предложение заключить договор. Такое предложе­ние должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  1.  оно должно быть адресовано конкретному лицу (лицам);
  2.  оно должно быть достаточно определенным и выражать намерение лица считать себя заключившим договор после получения акцепта;
  3.  оно должно содержать все существенные условия договора.

По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и

Также ей может служить и разработанный стороной, предлагающей заклю­чить договор, проект такого договора.

Оферта имеет важное практическое значение, так как связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. В частности, оферент не может за­ключить договор с другими лицами, если это не предусмотрено офертой. С мо­мента получения оферты адресатом лицо, направившее оферту, должно соизме­рять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом оферты.[2]

Следует отметить, что реклама и иные предложения, адресованные неопреде­ленному кругу лиц, не являются офертой и рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Особой разновидностью является публичная оферта, которая содержит все существенные условия договора и выражает намерение оферента заключить до­говор на данных условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ)

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Согласно ст. 438 п. 1 акцепт должен быть полным и безоговорочным. По об­щему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом, но в то же время признается новой офертой.

Проанализировав основные положения, определяющие порядок заключения договора, следует остановиться на специфики рассматриваемого вопроса приме­нительно к договору на оказание услуг адвокатом.

На практике достаточно сложно представить ситуацию, когда лицо - гражданин, желающий обратиться за юридической помощью в юридическую консультацию, направляет в адрес последний письмо или проект договора, выра­жающие все необходимые признаки, которыми должна обладать оферта. Это ско­рее исключение из правил, нежели чем сложившаяся практика.

В силу этого чаще всего на практике происходит заключение договора на ока­зание правовой помощи по средствам достижения соглашения по всем сущест­венным его условиям путем непосредственного обращения клиента в коллегию адвокатов. Клиент в устной форме излагает свое предложение и может сразу же обрисовать круг его финансовых возможностей по оплате оказанных в будущем услуг или вознаграждения по исполнении адвокатом поручения.

Гипотетически можно смоделировать и ситуацию, когда юридическая кон­сультация, на основе анализа потенциальных клиентов направляет по факсу или по электронной почте и т.д. оферту заключить с ней договор на оказание юриди­ческих услуг, а в свою очередь клиент, в данном случае целесообразнее вести речь о хозяйствующем субъекте, акцептирует предложение или высылает новую оферту.

Такое положение вещей объясняется тем, что к помощи адвокатов в первую очередь прибегают физические лица - граждане, не обладающие познаниями в сфере права и за частую неспособные грамотно, с соблюдением необходимых требований, составить оферту. Но даже если и смоделировать подобное, вряд ли в практической деятельности адвокаты высылают письменные ответы о принятии предложения заключить договор на оказание юридической помощи. Кроме того, не следует забывать, что адвокатская деятельность не относится к разряду пред­принимательской, а преследует в первую очередь цель защиты прав, свобод и ин­тересов физических и юридических лиц.

 

В рамках сказанною юридические лица, как правило, прибегают к помощи работников, входящих в штат этой организации - юрисконсультам (в некоторых организациях существуют целые юридические отделы), однако в свете законода­тельных изменений данная практика может быть и скорее будет подвержена из­менениям. В силу ст. 2 п. 4 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» представителями организаций, органов государственной власти, органов ме­стного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут вы­ступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполня­ют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Для юридических фирм, считает И.А. Приходько, ведущих дела своих клиен­тов, норма п.4 ст. 2 практически означала необходимость «поднанимать» адвоката для участия в судебном заседании либо «командировать» своих сотрудников в адвокаты1. Также полагает И.А. Приходько, поскольку данная норма позволяет участвовать в судебных процессах в качестве представителей юридических лиц их работниками, «состоящими в штате», значит, нет никаких препятствий для любого практикующего юриста оформится «в штат» своего клиента (в том числе по совместительству) на время ведения судебного дела. Как бы то ни было и в силу того, что на законодательном уровне на адвокатское сообщество возложено профессиональное юридическое представительство организаций, представляется, что отношения по заключению договора на оказание юридических услуг между данным субъектами будут возникать путем обязательного прохождения таких стадий заключения договора, как предложение вступить в договорные отноше­ния и принятие соответствующего предложения.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что вопреки правилу о том, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адреса­том и, в частности, оферент не может заключить договор с другими лицами, если это не предусмотрено офертой, по известным причинам, рассмотренным в главе первой настоящей диссертационной работы, договор на оказание услуг по своей природе не является публичным договором, но содержит некоторые элементы последнего. Поэтому, определяясь как соглашение на оказание юридических ус­луг лицом, деятельность которого имеет важное социальное значение, представ­ляется, что адвокат вправе заключить договор с любыми лицами, которые к нему обратятся, будучи связанным своей офертой с другим лицом, что, в свою оче­редь, подкрепляется и принципом невозможности отказа от принятого на себя поручения, являющимся стабилизационной составляющей рассматриваемого до­говора.

Существенное значение в процессе возникновения договорных отношений по оказанию юридических услуг играет реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц. Несмотря на то, что подобного рода предложения не являются офертой, а лишь приглашают к ее совершению, на сегодняшний день эти явления являются неотъемлемой частью процесса вовлечения клиентов в сферу пользования юридическим услугами, оказываемыми адвокатскими обра­зованиями.

В рамках затронутого вопроса практический и научный интерес представляет мнение В.Н. Буробина, который выделяет такое направление адвокатской дея­тельности, как маркетинг адвокатских услуг. «Понимание адвокатом потребите­лей своих услуг и их запросов, знание конкурентов их сильных и слабых сторон, внешних факторов и тенденций, влияющих на рынок правовых услуг, представ­ляют возможность адвокату более рационально планировать свою деятельность и распределять имеющиеся интеллектуальные, временные и финансовые ресурсы, лучше удовлетворять потребность клиентов в правовой помощи, эффективнее конкурировать с другими участниками этого рынка, а значит и зарабатывать больше денег».1

Данная позиция, безусловно, вызывающая нарекания со стороны целевого характера адвокатской деятельности, как представляется, имеет и рациональное

 

наполнение, которое выражается в том, что маркетинг услуг будет способство­вать повышению качества последних, а также знание адвокатом запросов и по­требностей клиентов посредствам распространения рекламы будет обеспечивать предпосылки для расширения сферы удовлетворения интересов, нуждающихся в правовой защите лиц, на профессиональном уровне.

В современной ситуации, сложившейся на рынке юридических услуг, важная роль отводится рекламированию оказываемых услуг. Всевозможные публика­ции и сообщения в средствах массовой информации, вывески с указанием на ту или иную юридическую консультацию, так называемые прайс-листы, со­держащие список наименований юридических услуг и размеры их оплаты - все это свидетельства распространения адвокатскими образованиями рек­ламной информации о своей деятельности. На сегодняшний день большую роль играет телевизионная реклама, при этом, как указывалось ранее, наибо­лее результативной является так называемая косвенная реклама - консульта­ция адвоката по конкретному вопросу, участие в дискуссии, рассказ об ус­пешно проведенном деле и т.п.1 Представляется, что в ближайшее время в продвижении услуг адвокатов большую роль будет играть Интернет. И в све­те сказанного, распространение получат оферта и акцепт в электронном вы­ражении.

Согласно ст. 437 п.2 ГК РФ содержащее все существенные условия до­говора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего пред­ложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с лю­бым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Таковой офер­той можно считать вывешиваемые в юридических консультациях списки ока­зываемых юридических услуг с размерами их оплаты по каждому виду услуг. Исходя из природы договора, а также поименованных в законе об адвокату­ре случаев невозможности принятия поручения на ведение дела, адвокат не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении за­ключения данного договора, что в свою очередь также подтверждается со­циальной значимостью и публично-правовым характером деятельности ад­воката.

При заключении договора на оказание правовой помощи важное значение имеет определение момента возникновения договорной связи. Факт наличия договорной связи важен не сам по себе, а постольку, поскольку он рождает те правовые последствия, на которые вправе рассчитывать стороны договора. На сегодня фактический порядок оформления отношений правовой услуги, ока­зываемой адвокатами и частнопрактикующими юристами (юридическими фирмами), не всегда совпадает: в одних случаях заключается договор от име­ни фирмы, в других случаях, стороной по нему выступает или коллеги адво­катов, или юридическая консультация, созданная в форме юридического ли­ца, или непосредственно адвокат, часто в адвокатских конторах порой един­ственным письменным свидетельством возникновения договорных обяза­тельств становятся или запись в регистрационной карточке коллегии, или выдаваемый адвокату ордер. Такое положение не способствует установлению стабильной договорной связи и защите интересов сторон, более того, проти­воречит положениям ст. 25 Закона « Об адвокатской деятельности и адвока­туре в РФ».

Руководствуясь общими положениями о договорах, требования, предъяв­ляемые к форме договора, аналогичны тем, которые приняты в отношении сделок. Исключение составляют случаи, когда непосредственно в законе ус­тановлена определенная форма для конкретного вида договора.

 

[1] Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1. - 6-изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисе­ев и др.; Отв.ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2004. С. 602

[2] Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для пред­принимателей/ под общ. ред. Брагинского М. И. - М.: Фонд "Правовая культура". 1995 г. С. 302.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.