Быстрый переход к готовым работам
|
Порядок заключения договора на оказание услуг адвокатомВступая в договор, стороны подчиняют себя действующему правовому порядку, частью которого являются правила о действительности сделок и правила о заключении договора, также правовому порядку, который основан на принципе свободы договора - свободы, которая обеспечивается рядом правовых предписаний: 1. субъекты гражданского права свободны в решении вопроса, заключать или не заключать договор (п. 1 ст. 421); 2. при заключении договора стороны свободны в выборе партнера; 3. субъекты свободны в выборе вида договора (п.2, п.З ст. 421 ГК); 4. стороны свободны в определении условий договора (п.4 ст. 421)’ Порядок заключения договора определяется главой 28 ГК РФ и предполагает наличие двух этапов (стадий) в процессе заключения договора:
По общему правилу, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если же в соответствии с законом требуется передача имущества или государственная регистрация договора, он признается заключенным с момента такой передачи или регистрации (ст. 433 ГК РФ). Далеко не всякое предложение заключить договор приобретает силу оферты[1]. Под офертой понимается предложение заключить договор. Такое предложение должно отвечать следующим обязательным требованиям:
По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и Также ей может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора. Оферта имеет важное практическое значение, так как связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. В частности, оферент не может заключить договор с другими лицами, если это не предусмотрено офертой. С момента получения оферты адресатом лицо, направившее оферту, должно соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом оферты.[2] Следует отметить, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, не являются офертой и рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Особой разновидностью является публичная оферта, которая содержит все существенные условия договора и выражает намерение оферента заключить договор на данных условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ) Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Согласно ст. 438 п. 1 акцепт должен быть полным и безоговорочным. По общему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом, но в то же время признается новой офертой. Проанализировав основные положения, определяющие порядок заключения договора, следует остановиться на специфики рассматриваемого вопроса применительно к договору на оказание услуг адвокатом. На практике достаточно сложно представить ситуацию, когда лицо - гражданин, желающий обратиться за юридической помощью в юридическую консультацию, направляет в адрес последний письмо или проект договора, выражающие все необходимые признаки, которыми должна обладать оферта. Это скорее исключение из правил, нежели чем сложившаяся практика. В силу этого чаще всего на практике происходит заключение договора на оказание правовой помощи по средствам достижения соглашения по всем существенным его условиям путем непосредственного обращения клиента в коллегию адвокатов. Клиент в устной форме излагает свое предложение и может сразу же обрисовать круг его финансовых возможностей по оплате оказанных в будущем услуг или вознаграждения по исполнении адвокатом поручения. Гипотетически можно смоделировать и ситуацию, когда юридическая консультация, на основе анализа потенциальных клиентов направляет по факсу или по электронной почте и т.д. оферту заключить с ней договор на оказание юридических услуг, а в свою очередь клиент, в данном случае целесообразнее вести речь о хозяйствующем субъекте, акцептирует предложение или высылает новую оферту. Такое положение вещей объясняется тем, что к помощи адвокатов в первую очередь прибегают физические лица - граждане, не обладающие познаниями в сфере права и за частую неспособные грамотно, с соблюдением необходимых требований, составить оферту. Но даже если и смоделировать подобное, вряд ли в практической деятельности адвокаты высылают письменные ответы о принятии предложения заключить договор на оказание юридической помощи. Кроме того, не следует забывать, что адвокатская деятельность не относится к разряду предпринимательской, а преследует в первую очередь цель защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.
В рамках сказанною юридические лица, как правило, прибегают к помощи работников, входящих в штат этой организации - юрисконсультам (в некоторых организациях существуют целые юридические отделы), однако в свете законодательных изменений данная практика может быть и скорее будет подвержена изменениям. В силу ст. 2 п. 4 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Для юридических фирм, считает И.А. Приходько, ведущих дела своих клиентов, норма п.4 ст. 2 практически означала необходимость «поднанимать» адвоката для участия в судебном заседании либо «командировать» своих сотрудников в адвокаты1. Также полагает И.А. Приходько, поскольку данная норма позволяет участвовать в судебных процессах в качестве представителей юридических лиц их работниками, «состоящими в штате», значит, нет никаких препятствий для любого практикующего юриста оформится «в штат» своего клиента (в том числе по совместительству) на время ведения судебного дела. Как бы то ни было и в силу того, что на законодательном уровне на адвокатское сообщество возложено профессиональное юридическое представительство организаций, представляется, что отношения по заключению договора на оказание юридических услуг между данным субъектами будут возникать путем обязательного прохождения таких стадий заключения договора, как предложение вступить в договорные отношения и принятие соответствующего предложения. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что вопреки правилу о том, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом и, в частности, оферент не может заключить договор с другими лицами, если это не предусмотрено офертой, по известным причинам, рассмотренным в главе первой настоящей диссертационной работы, договор на оказание услуг по своей природе не является публичным договором, но содержит некоторые элементы последнего. Поэтому, определяясь как соглашение на оказание юридических услуг лицом, деятельность которого имеет важное социальное значение, представляется, что адвокат вправе заключить договор с любыми лицами, которые к нему обратятся, будучи связанным своей офертой с другим лицом, что, в свою очередь, подкрепляется и принципом невозможности отказа от принятого на себя поручения, являющимся стабилизационной составляющей рассматриваемого договора. Существенное значение в процессе возникновения договорных отношений по оказанию юридических услуг играет реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц. Несмотря на то, что подобного рода предложения не являются офертой, а лишь приглашают к ее совершению, на сегодняшний день эти явления являются неотъемлемой частью процесса вовлечения клиентов в сферу пользования юридическим услугами, оказываемыми адвокатскими образованиями. В рамках затронутого вопроса практический и научный интерес представляет мнение В.Н. Буробина, который выделяет такое направление адвокатской деятельности, как маркетинг адвокатских услуг. «Понимание адвокатом потребителей своих услуг и их запросов, знание конкурентов их сильных и слабых сторон, внешних факторов и тенденций, влияющих на рынок правовых услуг, представляют возможность адвокату более рационально планировать свою деятельность и распределять имеющиеся интеллектуальные, временные и финансовые ресурсы, лучше удовлетворять потребность клиентов в правовой помощи, эффективнее конкурировать с другими участниками этого рынка, а значит и зарабатывать больше денег».1 Данная позиция, безусловно, вызывающая нарекания со стороны целевого характера адвокатской деятельности, как представляется, имеет и рациональное
наполнение, которое выражается в том, что маркетинг услуг будет способствовать повышению качества последних, а также знание адвокатом запросов и потребностей клиентов посредствам распространения рекламы будет обеспечивать предпосылки для расширения сферы удовлетворения интересов, нуждающихся в правовой защите лиц, на профессиональном уровне. В современной ситуации, сложившейся на рынке юридических услуг, важная роль отводится рекламированию оказываемых услуг. Всевозможные публикации и сообщения в средствах массовой информации, вывески с указанием на ту или иную юридическую консультацию, так называемые прайс-листы, содержащие список наименований юридических услуг и размеры их оплаты - все это свидетельства распространения адвокатскими образованиями рекламной информации о своей деятельности. На сегодняшний день большую роль играет телевизионная реклама, при этом, как указывалось ранее, наиболее результативной является так называемая косвенная реклама - консультация адвоката по конкретному вопросу, участие в дискуссии, рассказ об успешно проведенном деле и т.п.1 Представляется, что в ближайшее время в продвижении услуг адвокатов большую роль будет играть Интернет. И в свете сказанного, распространение получат оферта и акцепт в электронном выражении. Согласно ст. 437 п.2 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Таковой офертой можно считать вывешиваемые в юридических консультациях списки оказываемых юридических услуг с размерами их оплаты по каждому виду услуг. Исходя из природы договора, а также поименованных в законе об адвокатуре случаев невозможности принятия поручения на ведение дела, адвокат не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения данного договора, что в свою очередь также подтверждается социальной значимостью и публично-правовым характером деятельности адвоката. При заключении договора на оказание правовой помощи важное значение имеет определение момента возникновения договорной связи. Факт наличия договорной связи важен не сам по себе, а постольку, поскольку он рождает те правовые последствия, на которые вправе рассчитывать стороны договора. На сегодня фактический порядок оформления отношений правовой услуги, оказываемой адвокатами и частнопрактикующими юристами (юридическими фирмами), не всегда совпадает: в одних случаях заключается договор от имени фирмы, в других случаях, стороной по нему выступает или коллеги адвокатов, или юридическая консультация, созданная в форме юридического лица, или непосредственно адвокат, часто в адвокатских конторах порой единственным письменным свидетельством возникновения договорных обязательств становятся или запись в регистрационной карточке коллегии, или выдаваемый адвокату ордер. Такое положение не способствует установлению стабильной договорной связи и защите интересов сторон, более того, противоречит положениям ст. 25 Закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Руководствуясь общими положениями о договорах, требования, предъявляемые к форме договора, аналогичны тем, которые приняты в отношении сделок. Исключение составляют случаи, когда непосредственно в законе установлена определенная форма для конкретного вида договора. [1] Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1. - 6-изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв.ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2004. С. 602 [2] Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей/ под общ. ред. Брагинского М. И. - М.: Фонд "Правовая культура". 1995 г. С. 302. |
|