Быстрый переход к готовым работам
|
Общая концепция организации контроллингаГ. Пич и Э. Шерм предлагают понимать под концепцией[1] контроллинга «совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия [78, 102]». Такого же мнения придерживается и Д. Хан, который определяет концепцию контроллинга «как, совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур [107, 108]». В процессе представления авторской концепции контроллинга в холдинге мы также рассмотрим предлагаемую нами модель в трёх вышеназванных плоскостях. При этом мы должны ответить на следующие вопросы: • Какие функции выполняются в рамках контроллинга в холдинге? • Какие инструменты должны быть внедрены в холдинге для осуществления функций контроллинга? • Каким образом должен быть организован контроллинг в организационных структурах холдинга чтобы, используя инструменты выполнять свои функции? Стоит отметить, что все вышеперечисленные вопросы не являются независимыми и их рассмотрение не возможно в отрыве друг от друга. Организация системы контроллинга на предприятии, как предлагается в работе, включает следующие этапы: • определение экономических объектов для управления с обратной связью, • выявление функций при его осуществлении (функциональный аспект контроллинга), • распределение этих функций между организационными структурами предприятия (институциональный аспект контроллинга), • внедрение инструментов необходимых для осуществления функций контроллинга (инструментальный аспект контроллинга), • моделирование бизнес-процесса контроллинга. Холдинги не являются самостоятельными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными Гражданским Кодексом РФ. Однако это не может опровергнуть факта их наличия и их существенного влияния на экономику. Согласно определению И.С. Шиткиной: «Холдинги или холдинговые компании являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы [112, 15]». Из определения видно, что холдинг представляет собой совокупность самостоятельных с юридической точки зрения предприятий. Такую совокупность предприятий определяют в качестве холдинга, в отличие от простого множества самостоятельных предприятий, следующие обстоятельст- • совместное осуществление хозяйственной деятельности, обусловленное целями холдинга (которые, строго говоря, не вытекают из целей самих предприятий, а являются целями более высокого уровня); • подчинение корпоративному центру, в котором сосредоточено управление холдингом, направленное на достижение целей холдинга. Исходя из определения холдинга, по нашему мнению, экономическими объектами управления с обратной связью при организации контроллинга в холдинге являются сами предприятия входящие в холдинг. При этом обычный контроллинг внутри предприятий, также будет иметь место, но на уровне управления самим предприятием более низком, чем управление холдингом как специальной группой предприятий. То есть контроллинг в холдинге обслуживает циклы управления где показатели отражают хозяйственное поведение предприятий входящих в холдинг. Принципиально цели, функции и задачи контроллинга в холдинге не отличаются от целей, функций и задач контроллинга в автономном предприятии. Но тот факт, что холдинг это группа самостоятельных с правовой точки зрения предприятий осложняет решение этих задач и соответственно предъявляет дополнительные требования к контроллингу. Юридическая самостоятельность предприятий, входящих в группу, обусловливает центробежные силы в холдинге и как следствие противоречие между интересами холдинга и интересами дочерних предприятий. Это противоречие может быть представлено известной в экономике моделью конфликта интересов «агент-принципал[2]». Где в роли принципала выступает корпоративный центр (управляющая компания) представляющий интересы всего холдинга, а в роли агентов предприятия группы. То есть холдинг, являясь единым целым хозяйствующим субъектом имеет внутри себя противоречия между целями всего холдинга, как целого и целями дочерних предприятий — частей, входящих в холдинг, вызванные с одной стороны юридической самостоятельностью частей и давлением со стороны корпоративного центра при выполнении общего стратегического плана. В соответствии с основным постулатом системного подхода, свойства холдинга (системы) не равны сумме свойств, входящих в него дочерних предприятий (элементов). Таким образом, выделяется логический уровень управления всей группой предприятий холдинга как единым целым. При этом в реальной ситуации управлять приходится на физическом уровне конкретными предприятиями - юридическими лицами. Менеджмент холдинга находится в противоречивом положении. С одной стороны он должен управлять холдингом как целым хозяйственным механизмом, а с другой стороны каждое дочернее общество имеет свои собственные органы управления, которые несут ответственность перед заинтересованными в их деятельности сторонами, среди которых государственные органы, инвесторы, миноритарные собственники, кредиторы, подрядчики и потребители. Данное противоречие усложняют следующие обстоятельства: • географическая удалённость дочерних предприятий от корпоративного центра; • различная степень влияния центра на отдельные дочерние предприятия; • гетерогенность бизнеса в каждом отдельном дочернем предприятии; • различия в корпоративной культуре, включая внутренние стандарты планирования, учёта, контроля, внутренней отчётности. Вышеуказанное противоречие должно разрешаться с помощью механизмов, позволяющих транслировать управление виртуальным объектом (холдингом) на управление реальными предприятиями - самостоятельными юридическими лицами. При этом должны быть предусмотрены возможности, позволяющие: • устанавливать цели для холдинга, как единого целого; • декомпозировать цели холдинга на цели отдельных дочерних предприятий; • планировать хозяйственную деятельность предприятий входящих в холдинг; • учитывать информацию о хозяйственной деятельности и вырабатывать на её основе управленческие решения. При этом планы для каждого отдельного предприятия холдинга должны быть согласованы с планами для холдинга в целом и между собой, так как между предприятиями холдинга имеются хозяйственные связи. Из противоположности логического и физического уровней управления в холдинге вытекают основные, объективные задачи менеджмента холдинга, обусловливающие цели контроллинга в холдинге (функциональный аспект концепции). Система связанных хозяйственными связями юридически самостоятельных предприятий является источником синергии, и основной г(елыо управления холдингом является максимизация синергетического эффекта. На уровне холдинга разрабатывается единый, корпоративный, стратегический план, обусловливающий хозяйственное поведение всех входящих в холдинг предприятий, обеспечивающее достижение целей холдинга.
[1] Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль), система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел. [2] Суть данного конфликта заключается в том, что агент принимая на себя обязательства по исполнению поручения принципала в его интересах, в то же самое время имеет свои собственные интересы, противоположные интересам принципала.
Вся работа доступна по ссылке |
|