Быстрый переход к готовым работам
|
Построение стратегических картПостроение ССП в холдинге состоит из следующих этапов: • построение стратегической карты целей холдинга; • каскадирование стратегической карты целей холдинга на нижележащие уровни управления; • разработка взаимосвязанной системы показателей для всех уровней управления холдинга; • установка целевых значений показателей; • назначение ответственных за достижение целевых значений показателей; • разработка и оптимизация стратегических инициатив (планов мероприятий). Разработка ССП для холдинга начинается с разработки стратегической карты самого верхнего уровня 1, которая выражает стратегию всего холдинга. Но все тезисы и положения, которые мы выдвигаем в этом параграфе без оговорок, что они относятся исключительно к стратегической карте самого верхнего уровня, в равной мере относятся и к стратегическим картам нижележащих уровней управления. Блок схема предлагаемого нами процесса построения стратегической карты целей холдинга представлена на (приложение 2, рис. 1). В настоящее время большинство из опубликованных методик[1] предлагают разрабатывать множество целей одновременно для всех перспектив. И затем помещать их на стратегическую карту и обозначать причинно- следственные связи. При этом основным методом разработки множества целей является неалгоритмический метод - «мозговой штурм». Этот эвристический метод позволяет активизировать перебор вариантов. Г.С. Альт- шуллер давал следующее описание этого метода: «Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются "дикие", явно неосуществимые, даже фантастические предложения (чтобы по возможности устранить психологическую инерцию). На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи [7]». Основным недостатком этого метода, как выяснилось в ходе исследования, является трудоёмкость. Стратегию холдинга разрабатывают менеджеры с самого верха иерархии управления. И затраты времени при таком подходе оказываются колоссальными. А в ряде случаев подобного уровня менеджеры просто не могут принять участие в мозговом штурме. И идея внедрения ССП терпит неудачу именно из-за этого. В связи с этим попытаемся предложить максимально формализованный алгоритм разработки стратегической карты с минимальным вовлечением менеджеров высшего звена. По нашему мнению логично начать разработку стратегической карты с перспективы «финансы» и последовательно разрабатывать цели для остальных перспектив. При этом мы предлагаем модифицированный подход к перспективе «заинтересованные стороны». И предлагаем добавить две вспомогательные перспективы, которые мы условно назвали - «факторы успеха» и «рычаги», наличие которых позволяет осуществлять более полный контроль над работой организации с заинтересованными сторонами. Общая логика предлагаемого нами подхода отражена в (приложение 4, рис. 1). Построение ССП холдинга начинается с составления перечня финансовых целей для холдинга в целом. Очень важно чтобы под холдингом понимался не корпоративный центр, а именно объединение множества предприятий, включая и корпоративный центр. Потому что корпоративный центр принципиально является вспомогательной (в противоположность операционной) компанией в холдинге и для него в процессе каскадирования должна быть построена своя ССП, также как и для любого другого вспомогательного или операционного предприятия. Этот тезис, по нашему мнению, очень важен, так как в ходе исследования выяснилось, что на практике под стратегической картой холдинга понимают именно стратегическую карту корпоративного центра. Это в свою очередь является причиной таких серьёзных ошибок, как распределение ответственности за показатели уровня холдинга, которые по сути отражают всю комплексную деятельность всех предприятий, всех сотрудников и всех менеджеров холдинга между менеджерами сосредоточенными в корпоративном центре, которые по сути отвечают за бизнес-процессы как правило не более важные, чем в операционных компаниях (например, инвестиционное планирование, бюджетирование, консолидация отчётности и др.). Но показатели ответственность, за достижение целевых значений которых им назначается это ROACE, прибыль холдинга, объем продукции холдинга и т.п., на которые работают отнюдь не корпоративный центр, а в основном операционные компании. Мы предлагаем во избежание такого случая, во-первых выделять корпоративный центр в отдельный сегмент или даже просто в отдельное юридическое лицо и строить для него отдельную ССП в соответствии с алгоритмом каскадирования, речь о котором пойдет далее в этой главе. Финансовые цели по логике должны соответствовать перечню показателей представляемых в годовом отчёте собранию акционеров (собственников) холдинга. Они должны отражать все результаты хозяйственной деятельности холдинга и отвечать на все вопросы собственников. На этом этапе должен быть решён основной вопрос: «Каких результатов ждут от холдинга собственники»? Вопрос, несмотря на свою кажущуюся тривиальность, является достаточно серьезным и от его решения зависит, каким образом должен выстраивать свою стратегию холдинг. Эти цели должны иметь некую программную основу - решение совета директоров, решение общего собрания акционеров, решение вышестоящего холдинга (для субхолдингов), протокол оперативного совещания и т.д. По нашему мнению недопустимо устанавливать цели, основываясь лишь на внутреннем понимании разработчиков ССП того, какими они могут или должны быть. Перспектива «финансы» это интерфейс между организацией и собственниками. И если собственники заинтересованы в повышении рентабельности, а холдинг отражает на перспективе «финансы» цель «повышение рыночной капитализации», то налицо подмена целей. Менеджмент холдинга нанимается собственниками для адекватного управления организацией и достижения целей собственников. Поэтому перспектива финансы должна отражать желания собственников, которые должны вытекать из программных документов. Основных финансовых целей не должно быть много. Как правило, это одна-две цели. Если холдинг ориентирован на увеличение стоимости бизнеса, что не редкость в последнее время то это один из показателей стоимости (EVA, CFROI, и т.п.). Или более привычный для большинства российских предприятий показатель эффективности — рентабельность в совокупности с показателем, отражающим объём производства (выпуск, добыча). На этом этапе, по нашему мнению, целесообразно максимально возможное алгебраическое «квази-факторное» разложение основных финансовых целей. Квази-факторным мы называем здесь такое разложение, где не происходит отыскание экономических факторов, влияющих на результат, как например у проф. А.Д. Шеремета в [111] где в качестве факторов повышения рентабельности отыскиваются: оборачиваемость капитала; трудоёмкость; материалоёмкость и амортизациеёмкость продукции. В нашем случае происходит простое алгебраическое разложение целевого показателя на члены, которые строго говоря нельзя считать полноценными факторами, что также было отмечено А.Д. Шереметом на примере той-же рентабельности в [14]. Это необходимо, по нашему мнению, для того чтобы создать необходимое разнообразие информации для последующего направленного отыскания истинных причин успеха достижения основных финансовых целей со стороны внешней (заинтересованные лица) и внутренней (бизнес-процессы) среды. Это требование особенно важно при построении стратегических карт на более низких уровнях управления, таких как отдельный нефтегазовый проект или юридическое лицо. Например, для рассматриваемого нами нефтегазового холдинга (приложение 5, рис. 1), цель - увеличение добычи может быть представлена аддитивной моделью: увеличение добычи = увеличение за счет применения новых методов воздействия на пласт и ГТМ + увеличение добычи за счет приобретения новых проектов. Для газового проекта входящего в холдинг (приложение 5, рис. 4), такая же цель может быть представлена аддитивно-мультипликативной моделью: увеличение добычи = увеличение среднего дебита * увеличение скважино-дней действующего фонда — потери при осушке и транспортировке газа. Наличие разницы в представлении одного и того же показателя для разных уровней управления обусловлено большей конкретизацией экономических условий на уровне отдельного нефтегазового проекта, чем на уровне холдинга в целом. На уровне холдинга цель ставится по увеличению суммарной добычи всех видов углеводородов по всем проектам как нефтяным, так и газовым. На уровне отдельного газового проекта, цель имеет более конкретное экономическое содержание и как следствие представлена моделью отражающей именно это содержание. Пути увеличения это сокращение простоя фонда скважин, сокращение потерь и увеличение дебита действующего фонда. Далее простой фонда скважин молено разделить на плановый и внеплановый. Внеплановый в свою очередь на вызванный теми или иными причинами и т.д. Увеличение дебита можно также разложить на увеличение за счет воздействия на пласт и за счет воздействия на призабойную зону, и т.д.
[1] Например [131].
Вся работа доступна по ссылке |
|