Быстрый переход к готовым работам
|
Каскадирование показателей в холдингеРанее мы упоминали, что контроллинг создавая и поддерживая систему показателей, поддерживает управление организацией. Теперь сделаем дополнение, что управление организацией, в нашем случае сложной организацией - холдингом, сводится в конечном итоге к управлению людьми, работающими в организации. Людьми управляют менеджеры и основной ин- струмснт это мотивирование. Вот как определяют мотивирование О.С. Ви- ханский и А.И. Наумов: «это процесс воздействия на человека с целыо побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов [23, 134-135]». Далее они отмечают, что «эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования [23, 135]», т.е. насколько пробуждённый мотив и вызванное им действие человека соответствует целям управления. Для каждого человека процесс его мотивации сугубо индивидуален. Но для нас важно, что бы в процессе мотивирования от человека взамен удовлетворения его потребностей требовалось осуществлять мониторинг и регулирование закрепленного за ним показателя. В контексте данного нами определения контроллинга, это именно та часть системы, отвечающая за обратную связь. Организовать контроллинг означает построить систему показателей и закрепить ответственность за достижение целевых значений этих показателей таким образом, что бы при этом были достигнуты цели всей организации. Другими словами сориентировать усилия каждого отдельного работника на достижение целей самого высокого уровня. Но каждый сотрудник организации может быть ответственен только за ту область, в которой у него есть полномочия. Полномочия и ответственность это две стороны одного и того же предмета. То есть нельзя менеджеру ответственному только за организацию планово-бюджетного процесса в холдинге вменять ответственность за рентабельность задействованного капитала (ROACE). Этот показатель является выражением хозяйственной деятельности всей организации, и более того на него оказывают влияния независящие от организации факторы (конъюнктура цен, учётная ставка и др.). Но в тоже время очевидно, что процесс бюджетирования в холдинге является чрезвычайно важным и от него в значительной мере зависит и вышеупомянутый ROACE. Вопрос: в какой именно мере? И как эту меру количественно представить и спрашивать именно за этот количественный показатель? При этом совокупность выполнения таких частных показателей должна в итоге дать то, что хочет собственник - например, ROACE. Эффективность управления определяется не столько профессионализмом управленческой команды, сколько совпадением интересов менеджеров и собственников. Поэтому достижение целей отдельных менеджеров во всех частях холдинга, в сумме должны приближать достижение целей ориентированных на собственников холдинга[1]. Построение системы показателей в холдинге по нашему мнению может свестись к организации каскадирования ССП по всем уровням управления холдинга вплоть до ССП уровня юридических лиц не являющихся промежуточными холдингами. При таком подходе может быть создана комплексная многоуровневая ССП описывающая состояние всего холдинга и дающая исчерпывающую информацию для управления им. Позволяющая организовать одновременное движение всех частей холдинга к стратегическим целям холдинга как единого целого. Теперь для каждого сегмента необходимо построить ССП, логически связанную с ССП уровня холдинга, а затем для каждого юридического лица ССП связанную с ССП сегмента. То есть каскадировать ССП верхнего уровня на нижележащие уровни управления. И затем закрепить ответственность за достижение целевых значений показателей за соответствующими менеджерами, связав эту ответственность с мотивацией менеджеров. При этом мы получим саморегулируемую систему, в контексте настоящей работы систему самоконтроллинга. Для масштабных, территориально распределенных и международных организаций как холдинги свойство самоуправляемости через самоконтрол- линг чрезвычайно важно. Управление операционной, повседневной деятельностью дочернего предприятия находящегося в иной юрисдикции, с иной корпоративной культурой невозможно в принципе, и поэтому с необходимостью вводится метаязык общения - показатели деятельности. Даже в пределах одной страны дочернее предприятие постоянно будет стремиться оторваться от центра, и усиление контроля, требование предоставления детальной информации приведёт только к демотивации менеджмента дочернего предприятия и конфликтам. С помощью управления по показателям этого удаётся избежать и добиться синергетического эффекта в рамках всего холдинга. В каждом конкретном случае каскадирование производится индивидуально и зависит от множества факторов. Но мы предлагаем придерживаться разработанных нами допущений и ограничений для систематизации процесса каскадирования, для его рационального проведения. Очевидно, что на разных уровнях управления имеется разное количество стратегических карт, и как следствие разное множество целей и показателей. Причем чем уровень управления ниже, тем это множество больше. Таким образом, всю совокупность целей и соответствующих им показателей, образующуюся в процессе каскадирования в холдинге можно рассматривать как пирамиду. Мы будем называть её — пирамидой каскада. На вершине такой пирамиды находится стратегическая карта и показатели холдинга, ниже стратегические карты и показатели сегментов, ещё ниже стратегические карты и показатели юридических лиц (приложение 1, рис. 1). Пирамида состоит из уровней, количество которых совпадает с количеством уровней управления. Количество уровней в пирамиде каскада будем называть мощностью пирамиды. Уровни имеют нумерацию, начинающуюся с нуля. Пирамида мощностью п имеет уровни от 0 до п-1. Множество целей находящихся на 1-ом уровне будем обозначать 0 а соответствующее множество показателей будем обозначать КР1‘. Множество О' отображается в множество КРГ . Лемма 1: Обобщенное пересечение всех образов элементов Ot является пустым множеством, а их обобщенное объединение есть множество KPIt . То есть одной цели может соответствовать один и более показателей, при этом каждый показатель может соответствовать только одной цели. Для каждого множества О' существует семейство подмножеств O'j , j=l,2,...,m„ где /и, — количество стратегических карт на i-ом уровне. Обобщенное объединение семейства подмножеств О) есть множество О', а обобщенное пересечение этого семейства есть пустое множество. То есть все множество целей на определенном уровне состоит из непересекающих- ся множеств целей стратегических карт находящихся на этом уровне. Для нулевого уровня (уровня холдинга), где имеется только одна стратегическая карта множество целей уровня равно множеству целей с тратегической карты. Элемент множества О' будем обозначать o'j.p, а элемент множества КРТ будем обозначать kpi‘j.q, гдер=1,2,...,к:; q=J,2,...,li; к{ - количество целей и lj = количество показателей на t-ом уровне. Например, цель на уровне 1, принадлежащая стратегической карте 2, имеющая порядковый номер 15 будет записываться как: о12-15- Показатель на уровне 2, принадлежащая стратегической карте 4, имеющий порядковый номер 19 будет записываться как: kpi24_I9. Если нам безразлично, к какой стратегической карте принадлежит элемент, или/и какой порядковый номер он имеет, то мы будем опускать нижний индекс. При разработке нового уровня в пирамиде каскада, множество О' отображается в множество Ol+1, т.е. имеют место отображения <р где i=0,l,...,n-
При этом были выявлены следующие возможные виды элементарных переходов (приложение 1, рис. 2):
Определение: Каскадирование целей — это совокупность переходов целей с уровня на уровень. Лемма 2: В пирамиде каскада мощностью п, для любого элемента из мноо/сества О1 , где 1=0,1п-2 , обязательно найдется непустое множество Q являющееся подмножеством множества Оп'! такое, что множество Q есть образ суперпозиции отображений (р1 ° (р'+1 0... ° (рп~2. Это может быть сформулировано как требование отсутствия несвязанных с самым нижним уровнем целей. Требование отсутствия несвязанных целей вполне логично. Если на ССП верхнего уровня после каскадирования остаются несвязанные цели, это означает, что нижние уровни не работают на их достижение, т.е. имеет место разрыв в системе. Основанием этой леммы служит то обстоятельство, что все верхние уровни управления отличные от уровня юридических лиц являются логическими, т.е. мнимыми объектами управления. Единственным реально- существующим объектом управления, где выполняется стратегия, является юридическое лицо. Показатели всех верхних уровней являются результатом консолидации производственной, управленческой, экологической, финансовой и др. видов отчётности. Поэтому мы считаем, что нелогично иметь цели на верхних уровнях, которые не имеют отображений в нижних уровнях, включая самый нижний уровень. [1] В случае ССП это цели находящиеся на перспективе «финансы» ССП холдинга.
Вся работа доступна по ссылке |
|