У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Взаимодействие трудового права ЕС и международного трудового права

Трудовое право ЕС определяется через призму особенностей общего права ЕС как самостоятельной и автономной правовой системы, не схожей ни с национальной, ни с международной правовыми системами. Соотношение норм права ЕС и норм международного права неоднозначно. Международное право «взаимодействует» с правом ЕС посредством различных средств. Речь идет о заключаемых международных договорах ЕС, законодательных актах ЕС, ссылающихся на нормы и принципы международного права, позициях и решениях Суда ЕС в отношении фундаментальных прав[1].

Судом ЕС в ряде дел103 признано, что международные договоры, заключаемые ЕС с третьими странами и международными организациями, составляют интегральную часть права ЕС. В решении по делу Европейская комиссия против Совета ЕС [2] Суд ЕС указал, что институты интеграционного объединения наделены полномочиями по заключению международных соглашений для реализации тех целей и задач, которые указаны в учредительных договорах. В решении указано (пункт 17), что в случае, когда ЕС принимает общие нормы и правила, государства-члены не имеют права вне рамок институтов Евросоюза брать на себя обязательства, которые могут затрагивать выработанные Союзом нормы.

Применительно к международным договорам, заключенным государствами-членами до их вхождения в состав Евросоюза, в статье 351 Договора о функционировании ЕС указано, что положения учредительных договоров не затрагивают права и обязанности, возникшие из международных соглашений государств ЕС с третьими странами, которые заключены до 1 января 1958 года. Если эти соглашения противоречат нормам учредительного договора, то государства-члены должны предпринять все меры для устранения выявленных несоответствий.

Рассматриваемая статья Договора содержит определенные противоречия. С одной стороны, к международным договорам должен применяться принцип обязательности их соблюдения. С другой стороны, при противоречии наднациональных норм права и норм международного договора государства-члены обязаны устранить спорные вопросы в пользу первого, а именно права ЕС[3].

Исходя из ниже проведенного анализа судебных решений, автор настоящего диссертационного исследования приходит к выводу о том, что институтами ЕС предпринята попытка решить вопрос коллизии норм права ЕС и международного права исходя из принципа pacta sund servanda и

положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969

108

года .

Так, дополнения к рассматриваемому вопросу внесены решениями Суда ЕС по делам Комиссия ЕС против Ирландии [4] и Кади против Совета[5]. В решении по делу № С-459/03 подчеркивается недопустимость применения и толкования норм права ЕС иными юрисдикционными органами, кроме Суда ЕС. Данное положение закрепляется и в статье 344 Договора о функционировании ЕС, исходя из которой, государства ЕС обязуются не передавать на рассмотрение споры иным способом, чем тот, который предусмотрен положениями учредительных договоров.

В деле Кади Суд ЕС указал, что резолюции Совета безопасности ООН подлежат прямому применению, но действуя в рамках статьи 307 Договора о ЕС[6], невозможно отходить от принципов демократии и уважения прав человека, указанных в статье 6 Договора о ЕС, которые, в свою очередь, имеют безусловный приоритет над Уставом ООН.

Одной из принципиальных новелл Лиссабонского договора является наделение Европейского Союза правосубъектностью [7] . Отныне Союз вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера, сотрудничать с международными организациями и входить в их состав.

В данном контексте необходимо учитывать, что ЕС обладает той компетенцией, которую ему передали государства-члены. ЕС вправе осуществлять только такую деятельность, в отношении которой он получил конкретные полномочия. Но Договор о ЕС в редакции Лиссабонского договора не содержит общей нормы, уполномочивающей Союз вообще заключать международные соглашения. Ликвидировать указанный пробел частично смог Суд ЕС, сформулировав концепцию внешнего сопровождения внутренней деятельности ЕС [8] , согласно которой предоставление ЕС компетенции принимать акты для достижения поставленных перед ним целей, наделяет Союз правом заключать международные соглашения.

В соответствии со статьей 220 Договора о функционировании ЕС, Союз устанавливает сотрудничество с организациями ООН, с Советом

Европы, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и с Организацией экономического сотрудничества и развития.

В практическом плане ЕС расширяет свое участие в международных организациях. Союз наделен статусом наблюдателя при ООН, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, в порядке правопреемства стал членом Всемирной торговой организации. Наконец, Договор о ЕС [9] предусматривает вступление ЕС в число участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в качестве коллективного члена.

Таков краткий срез взаимосвязи права ЕС и международного права. Четкий ответ на вопрос о том, каково их соотношение до сих пор отсутствует, что объясняется сложностью структуры Евросоюза и его правовой природы.

Анализируя непосредственно соотношение норм трудового права ЕС и международного трудового права, в первую очередь, следует обратиться к понятию «международное трудовое право».

В научной литературе под «международным трудовым правом» понимают правовые нормы (международные договоры, общепризнанные принципы международного права, акты мягкого права, нормы национального законодательства), направленные на регулирование и установление стандартов в области труда[10]. В данном случае речь идет о международном публичном трудовом праве, субъектами которого являются международные организации и государства. Бекяшев Д.К. определяет международное трудовое право как «отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, касающиеся трудовых прав человека, занятости, условий труда, социального партнерства, социального обеспечения»[11].

Ряд авторов рассматривает международное трудовое право в контексте международного частного трудового права - как совокупности правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда (преимущественно между работником и работодателем), осложненные иностранным элементом[12].

В задачи настоящего параграфа диссертации входит исследование соотношения норм трудового права ЕС и норм международного публичного трудового права[13].

Одним из ключевых субъектов международного трудового права является Международная организация труда (далее - МОТ). О роли, деятельности и внутренней организации МОТ в российской юридической науке проведено немало исследований[14]. Учитывая тематику настоящего диссертационного исследования, представляется необходимым более детально проследить взаимодействие ЕС и Международной организации труда.

За 94 года своего существования МОТ принято 189 Конвенций, закрепляющих международные стандарты в трудовой сфере. Восемь базовых Конвенций, устанавливающих основополагающие права и получивших наименование трудовых стандартов МОТ, действуют во всех странах-участницах Организации, независимо от одобрения национальными правительствами. Выполнение положений этих конвенций стали своего рода условием членства в Организации[15].

Сотрудничество между ЕС и МОТ оформляется письмами о взаимопонимании между двумя организациями. В 1958 году между Евросоюзом и МОТ заключено Соглашение о сотрудничестве. Данные письма и соглашение сосредоточены на развитии таких вопросов, как занятость, трудовое законодательство, ведение социального диалога и обеспечение социальной защиты[16]. В дополнение к соглашениям с МОТ, ЕС принял различные программные документы по сотрудничеству с Организацией. Сотрудничество между ЕС и МОТ получило новый толчок с 2001 года - организации подчеркнули важность совместной работы в достижении их общих целей, в том числе, в области поддержания высоких социальных гарантий в условиях растущей глобализации[17].

Роль, которую должен играть в чисто практическом плане Европейский Союз в рамках МОТ, является предметом дискуссий между ЕС и его государствами-членами. Согласно статье 12 Устава МОТ, международные организации могут участвовать на заседаниях, но без права голоса. В переговорах от имени ЕС с МОТ участвует Европейская комиссия. Озабоченностью государств-членов Евросоюза является угроза

123

нарушения принципа трипартизма и принижение роли социальных партнеров.

 

[1] De Ваеге G. Constitutional Principles of the EU External Relations. Oxford, Oxford University Press, 2008. P. 79-82.

[2] Решение Суда ЕС по делу С-22/70 Commission of the European Communities v. Council of the European Communities [1971] ECR 00263.

[3] Исполинов А.С., Ануфриева А.А. Право ЕС и международное право: последствия нового подхода Суда ЕС к договорам, заключенным государствами-членами с третьими странами // Евразийский юридический журнал - 2011. - № 3 (34).

[4] Решение Суда ЕС по делу С-459/03 Commission of the European Communities v. Ireland [2006] ECR 04635.

[5] Решения Суда EC по объединенным делам С-402/05 и С-415/05 Kadi and A1 Barakaat

International Foundation v. Council [2008] ECR 6351.

Ныне статья 351 Договора о функционировании ЕС.

"■ Статья 47 Договора о ЕС; Декларация № 24 о правосубъектности Европейского Союза.

[8] Opinion Ха 1/76, Laying-up Fund [1977] ECR 742, paragraphs 3, 4; Opinion № 2/91, ILO [1993] ECR 1061.

[9] Статья 6 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора.

[10] Например, Бекяшев Д.К. Международное трудовое право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд- во Проспект, 2008. - С. 8-9; Valticos N., von Potobsky G. International Labor Law. Kluwer Law International, 2009, P. 30; Международное трудовое право: учебное пособие / Н.Л. Лютов, П.Е. Морозов; под общ. научи, ред. К.Н. Гусова.-М.: Проспект, 2011. - С. 7-9,

[11] Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. - Москва: Проспект, 2013.-С. 13.

[12] Лушникова М.В., Лушников А.М. Международное и сравнительное трудовое право и право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2001. - С. 40-52.

[13] В рамках международного частного трудового права для определения применимого закона в случае трудового спора ЕС приняты Брюссельская Конвенция 1968 г. о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским делам (изменена и дополнена Регламентом Рим I 2008 г. - Régulation № 593/2008 of tlie European Parliament and of the Council of 17 June 2008 on tlie law applicable to contractual obligations (Rome 1) // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 177, 04.07.2008, P. 6-16) и Римская Конвенция 1980 г. относительно права, применяемого к договорным обязательствам (изменена и дополнена Регламентом Брюссель I 2000 г. - Council Régulation № 44/2001 of 22 December 2000 on jurisdiction and the récognition and enforcement of judgments in civil and commercial matters // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 12, 16.01.2001, P. 1-23).

Регламент Рим I определяет, суды какого государства имеют юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу с иностранным участием. Стороны сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности юрисдикция по гражданскому и трудовому спору осуществляет суд государства, в котором непосредственно реализуется заключенный договор. В трудовых отношениях место реализации трудового договора - это место, где работник обычно выполняет свою работу.

Регламент Брюссель I содержит коллизионные привязки в случаях, когда в отношении сторон трудового договора применяются законы различных стран ЕС. Предусматривается, что стороны трудового отношения решают, какая национальная система трудового права должна применяться к отношениям.

[14] Бородко П.П., Греченков Л.А., Кисилева Н.А. Международная организация труда: структура и деятельность. Учеб. пособие. М.: 2006; Бордадын А.Ф. МОТ и Россия. М., 1999; Владимиров В. Международная организация труда. М., 1959; Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно­правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях МОГ). М., 1992; Истомин Ю.В.

Международная организация труда и современные проблемы труда на море. М., 1971; Костин JI.A. Международная организация труда. М., 2002; Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986; Шкунасв В.Г. Международная организация труда: вчера и сегодня. М., 1968.

[15] Конвенция Лга 29 о принудительном труде (1930 г.); Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите прав на организацию (1948 г.); Конвенция № 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров (1949 г.); Конвенция № 100 о равном вознаграждении (1951 г.); Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда (1957 г.); Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятости (1958 г.); Конвенция № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973 г.); Конвенция № 182 о наихудших формах детского труда (1999 г.).

[16] Corrigendum to the exchange of letters between the Commission of the European Communities and the International Labour Organization // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ С 156, 30.05.2001. Р. 5.

[17] Источник информации - официальный сайт Европейской комиссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/ еигореа1с1/уЬа1/50с!а1-рго1есиоп/с1оситеп1з/ memorandum_of_understanding_ec_ilo_en.pdf

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/34651.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.