У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Соотношение и взаимовлияние трудового права ЕС и национального трудового права государств-членов

Характер соотношения и взаимодействия норм национального права и права ЕС определен Судом ЕС в начале 60-х годов прошлого столетия. В решении по делу Коста[1] Суд ЕС указал, что «право ЕС, проистекающее из автономных источников права, порожденное Договором, учреждающим

Европейское Сообщество, не может вследствие своей особой и изначальной природы быть оспорено каким-либо внутренним правовым актом без того, чтобы не ликвидировать статус права Сообщества и не поставить под сомнение правовую основу самого Сообщества»[2].

Как указывалось в предыдущем параграфе настоящей работы, трудовое право ЕС подчиняется принципам, образующим основу права ЕС. К ним относятся, среди прочих: принцип субсидиарности, принцип прямого действия и верховенства, принцип юрисдикционной защищенности норм права ЕС. Для анализа взаимодействия норм трудового права ЕС и норм национального права следует подробно рассмотреть практическую

реализацию перечисленных принципов.

В правовых документах, касающихся трудового права ЕС, термин «принцип субсидиарности» используется в различных значениях.

Суть принципа субсидиарности состоит в том, что Евросоюз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты                                                 государствами-членами на

центральном, региональном или местном уровне, но, ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия,                                                                                                   могут быть эффективнее

реализованы на уровне Союза[3].

Суд ЕС рассмотрел практическую реализацию принципа

субсидиарности в трудовой сфере в ряде дел.

135

Так, в деле Босман правительство Германии, ссылаясь на свободу ассоциации и независимости частных спортивных клубов, утверждало, что в силу принципа субсидиарности, вмешательство Европейского Сообщества в правила функционирования этих клубов должно быть ограничено. Суд ЕС отклонил приведенные доводы, указав, что защита фундаментальных прав рассматривается с точки зрения сути принципа субсидиарности.

В другом деле, Великобритания против Совета ЕС[4], Правительство Соединенного Королевства настаивало на том, что Директива Совета ЕС о некоторых аспектах организации рабочего времени [5] принята с нарушением принципа субсидиарности, т.е. институты ЕС превысили полномочия, вмешавшись в сферу установления единых требований к продолжительности рабочего времени. В соответствии со статьей 118а[6] учредительного договора ЕС в компетенцию Совета ЕС входит установление минимальных требований для достижения соответствующего уровня защиты здоровья и безопасности работников. Суд ЕС в данном деле указал, что, если, по мнению Совета ЕС необходимо ужесточение требований к охране труда и гармонизации условий в этой области при сохранении уже имеющихся достижений и с учетом введенных минимальных требований на уровне ЕС, то Совет может оставить на усмотрение государств-членов расширение национальных положений в данной сфере.

Суд ЕС принял немало решений и по реализации принципа прямого действия[7], который играет определяющую роль при соотношении норм права ЕС и норм национального законодательства государств-членов.

Суть принципа прямого действия[8] сводится к тому, что право ЕС предоставляет права и налагает обязанности не только на государства ЕС, но и на частных, т.е. физических и юридических лиц. Частные лица могут защищать права, порождаемые действием права ЕС, в национальных судах.

Возможность прямого применения положений норм первичного и вторичного права ЕС, регулирующих трудовые отношения, определил Суд

ЕС[9].

В решениях по ряду дел[10] Суд ЕС постановил, что статья 12[11], согласно которой запрещается дискриминация по признаку гражданства, статья 39 [12] , касающаяся свободы передвижения работников с целью трудоустройства, а также статья 141 [13] , регулирующая применение принципа равенства заработной платы работникам мужского и женского пола за одинаковую работу - все эти статьи учредительного договора обладают прямым действием.

Статьи 2, 136 и 137[14] Договора о ЕС, напротив, не обладают прямым

147

действием. В деле Заера Суд ЕС указал, что статья 2 Договора определяет задачи Сообщества, связанные с существованием и функционированием интеграционного объединения. Положения подобных статей оказывают помощь при толковании иных статей Договора и актов вторичного права ЕС в трудовой области. Достижение поставленных целей и задач должно стать результатом совместной работы соответствующих национальных и наднациональных институтов и органов.

Стоит отдельно оговориться о признании горизонтального эффекта - применения принципа прямого действия во взаимодействии частных лиц [15]. С одной стороны, Суд ЕС признал за нормами права ЕС, касающихся регулирования трудовой сферы, горизонтальное применение. В решении по делу Дефренн против Сабена[16] Суд ЕС признал горизонтальный прямой эффект статьи 141130, закрепляющий принцип равной оплаты мужчинам и женщинам за одинаковую работу.

Статье 39 Договора о ЕС[17] Суд ЕС также придал горизонтальный прямой эффект. В деле Ангонез против Болзано [18] Суд ЕС указал, что положения статьи 39 о свободе передвижения работников должны прямо применяться и распространяться на индивидов и работодателей частных компаний.

С другой стороны, общая позиция Суда ЕС заключается в том, что при распространении горизонтального эффекта на директивы последует существенное изменение разграничения компетенции между институтами ЕС и государствами-членами. Согласно статье 153 Договора о функционировании ЕС Европейский парламент и Совет ЕС могут устанавливать минимальные требования в трудовой сфере посредством только лишь директив. В трудовом праве ЕС принятие решений происходит в подавляющем числе случае в форме именно директив[19], а не регламентов или решений, и это не случайно. Форма директивы выбрана с целью достижения более гибкой взаимной интеграции норм национального законодательства государств-членов и трудовых норм, выработанных институтами ЕС. Вопрос о признании горизонтального эффекта за положениями, регулирующими, например, равенство мужчин и женщин в трудовой сфере, встал в связи с возможной опасностью для реализации принципа субсидиарности. В данном случае имеется в виду то, что принимаемые решения институтами ЕС должны предоставлять свободу действий законодателю и на национальном уровне при сохранении четкой совместимости с целями и задачами функционирования Евросоюза.

Следующим ключевым принципом взаимодействия национальных и наднациональных норм является принцип верховенства. Суть данного принципа сводится к тому, что нормы права ЕС обладают приоритетом над нормами национального права государств-членов и в случае коллизии преимущественную силу имеют нормы права ЕС.

Развитие сущности принципа верховенства получено в ранее упоминавшихся в настоящей работе решениях Суда ЕС по делам Ван Генд, Коста и Симменталь[20]. Лиссабонский договор 2007 года внес следующую новеллу в применение этого принципа. В Декларации о верховенстве № 17 [21] , приложенной к Заключительному акту Межправительственной конференции 2007 года, речь идет о практике Суда ЕС, согласно которой Договоры и нормы права ЕС обладают верховенством по отношению к праву государств-членов в соответствии с условиями, определенными этой судебной практикой. В приложенном Заключении юридической службы Совета от 22 июня 2007 года содержится прямая ссылка на решение Суда ЕС по делу Коста против Энел № 6/64 от 15 июля 1964 года.

Рассматривая практическую реализацию принципа верховенства в отношении норм трудового права ЕС, следует отметить решение Суда ЕС по делу Тани Креил[22]. В данном деле Суд ЕС установил, что статья 12-а Основного закона Федеративной Республики Германии [23] противоречит нормам права ЕС в части равного обращения мужчин и женщин, в том числе, в отношении доступа к прохождению службы в армии. Суд ЕС признал, что женщины, наравне с мужчинами, имеют право проходить военную службу. В этом решении Суда ЕС наглядно продемонстрирована преимущественная сила норм права ЕС над нормами национального права, в данном случае над положениями Основного закона ФРГ. Суд также сослался на дела, рассмотренные им ранее[24], в которых указано, что применению норм права ЕС не могут противопоставляться никакие конституционные постановления.

Взаимодействие государств-членов и наднационального объединения в части применения норм осуществляется в разных направлениях - начиная с прямой силы норм учредительных договоров и регламентов, признанием горизонтального применения директив в определенных сферах, верховенства норм права ЕС, заканчивая координацией сотрудничества, определением дальнейших действий посредством иных правовых документов и средств.

Одним из главных элементов взаимодействия норм национального права и права ЕС является также обеспечение единообразного толкования норм права ЕС. В решениях по делам Вон Колсон139 и Дорит Хартз[25] Суд

ЕС указал на обязанность всех государственных органов, особенно судов, толковать национальные нормы в соответствии с нормами права ЕС.

Помимо позиции Суда ЕС по данному вопросу, статья 4 Договора о ЕС (в редакции Лиссабонского договора) закрепляет положение о том, что государства предпринимают меры общего или специального характера в целях исполнения обязательств по учредительному договору и актам вторичного права, а также создают благоприятные условия и не чинят препятствий для выполнения поставленных ЕС задач.

 

[1] Решение Суда ЕС по делу С-6/64 Costa v. ENEL [1964] ECR 1141.

[2] Суд Европейских Сообществ. Избранные решения / отв. ред. Энтин Л.М. М.: НОРМА, 2001. - С. 16-17.

[3] Статья 5 (пункт 3) Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора.

[4] Решение Суда ЕС по делу С-84/94 United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v. Council of the European Union [1994] ECR 05755.

[5] Council Directive № 93/104 of 23 November 1993 concerning certain aspects of the organization of working time // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 307, 13.12.1993, P. 18- 24.

[6] Ныне статья 153 Договора о функционировании ЕС.

[7] Ключевыми в данном контексте являются решения Суда ЕС по делам Ван Генд (Решение по делу С-26/62 Van Gend en Loos v. Administratie der Belastingen [1963] ECR 3) и Коста (Решение по делу С-6/64 Costa v. ENEL [1964] ECR 1141).

wo В правовых исследованиях используются термины «прямое действие» (англ.яз. - direct effect)

и «прямой эффект» (англ.яз. - direct application). Под прямым действием имеется в виду факт того, что нормы права ЕС не требуют актов по их инкорпорации в национальное законодательство. Суть прямого эффекта заключается в порождении нормой права ЕС прав и обязанностей для частных лиц. Условиями применения прямого эффекта являются четкость, ясность и непротиворечивость нормы права ЕС.

[9] Применение принципа прямого действия заложено в определении регламента. В статье 288 Договора о функционировании ЕС закреплено, что регламент подлежит прямому применению во всех государствах-членах. В отношении положении учредительного договора ЕС и директив ответ не так однозначен и решался Судом ЕС.

[10] Решение Суда ЕС по делу С-36/74 B.N.O. Walravc and L.J.N. Koch v. Association Union cycliste internationale, Koninklijke Nederlandsche Wielren Unie and Federaciön Espanola Ciclismo [1974] ECR 01405; Решение Суда ЕС по делу С-13/76 Gaetano Donà v. Mario Mantero [1976] ECR 01333; Решение Суда ЕС по делу С-415/93 Union royale belge des sociétés de football association ASBL v. Jean-Marc Bosman, Royal club liégeois SA v. Jean-Marc Bosman and others and Union des associations européennes de football (UEFA) v. Jean-Marc Bosnian [1993] ECR 04921.

[11] Ныне статья 18 Договора о функционировании ЕС.

[12] Ныне статья 45 Договора о функционировании ЕС.

[13] Ныне статья 157 Договора о функционировании ЕС.

[14] Ныне статьи 4, 151, 153 Договора о функционировании ЕС.

[15] Решение Суда ЕС по делу С-152/84 М.Н. Marshall v. Southampton and South-West Hampshire Area Health Authority (Teaching) [1984] ECR 00723; Решение Суда EC по делу C-91/92 Paola Faccini Don v. Recreb Sri. [1992] ECR 03325.

[16] Решение Суда EC по делу C-43/75 Defrenne v. Sté Sabena [1970] ECR 00455.

[17] Ныне статья 45 Договора о функционировании ЕС.

[18] Решение Суда ЕС по делу С-281/98 Roman Angonese v. Cassa di Risparmio di Bolzano SpA [1998] ECR 04139.

[19] Согласно статье 288 Договора о функционировании ЕС директива обязательна для каждого государства-члена, кому она адресована, в отношении требуемого результата, но оставляет в компетенции национальных органов выбор формы и способы достижения поставленной задачи.

[20] Решение Суда ЕС по делу С-26162 Van Gend en Loos v. Administratie der Belastingen [1963] ECR 3; Решение Суда EC по делу С-6/64 Costa v. ENEL [1964] ECR 1141; Решение Суда EC no делу С-106/77 Administrazione delle Finanze dello Stato v. Simmental SpA [1978] ECR 00629.

[21] Декларации, прилагаемые к Заключительному акту Межправительственной конференции, не являются составной частью Лиссабонского договора. Они выступают в качестве официальных позиций государств-членов ЕС по тем или иным вопросам.

[22] Решение Суда ЕС по делу С-285/98 Tanja Kreil v. Germany [2000] ECR 0000.

[23] Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и дои. - М.: изд-во ВЕК, 2001. С. 71.

[24] Решения по объединенным делам С-56/64 и С-58/64 Etablissements Consten S.à.R.L. and Grundig-Verkaufs-Gmbll v. Commission of the European Economie Communily [1966] ECR 00429; Решение Суда ЕС по делу С-11/70 Internationale Handelsgesellschaft mbl-I v. Einfuhr und Vorratsstelle fur Getreide und Futtermittel [1970] ECR 01125.

[25] Решение Суда ЕС по делу С-79/83 Dorit Hartz v. Deutsche Tradax Gmbl-I [1984] ECR 1921.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/34651.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.