У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Правовое регулирование отношений в сфере трудоустройства и рынка труда ЕС

Прежде чем перейти к анализу регулирования взаимоотношений ЕС и государств-членов в области трудоустройства и занятости, необходимо определить, каким образом связаны эти аспекты с трудовым правом ЕС.

В сфере занятости [1] возникают различные виды правоотношений. Речь идет о функционировании рынка труда, об условиях и возможностях трудоустройства. Рынок труда в данном контексте может быть определен как совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников трудовых отношений - работника - работодателя и профсоюзного объединения, обусловленную спросом и предложением и складывающуюся по поводу найма труда и определения его условий.

В области трудоустройства[2] Союзом регулируются индивидуальные отношения, связанные с предложением работы, осуществлением доступа к предлагаемым вакансиям.

Трудовое право ЕС играет далеко не последнюю роль в формировании и функционировании рынка труда Союза. Вмешательство ЕС в сферу рынка труда проявляется в установлении минимальных трудовых стандартов, обеспечении свободы труда, равенства субъектов трудовых отношений, содействии особым категориям работников, защите работников от увольнений, помощь лицам, потерявшим работу. Взаимодействие норм наднационального трудового права и рынка труда осуществляется также и в части установления равной и достойной заработной платы.

Очевидно, что на рынке труда реализуется не весь комплекс отношений, регулируемых трудовым правом. Несмотря на то, что состояние рынка труда ЕС определяется рядом экономических показателей, представляется необходимым существование и возможность применения правовой базы и регулирования в рамках рынка труда.

Европейский Союз принимает меры с целью обеспечения координации политики занятости государств-членов, в том числе, путем разработки ориентиров данной политики, создании специальных сетей по трудоустройству.

Согласно статье 145 Договора о функционировании ЕС государства- члены и Союз разрабатывают скоординированную стратегию в поддержку занятости и содействуют формированию квалифицированной, обученной и умеющей адаптироваться рабочей силы, а также рынков труда, способных оперативно реагировать на экономические изменения. Государства-члены вносят вклад посредством своей политики занятости, методы осуществления которой должны соответствовать главным ориентирам социально-экономической политики государств-членов и Союза[3].

Совет ЕС ежегодно разрабатывает ориентиры, которые государства- члены учитывают при осуществлении политики занятости[4]. С октября 2010 года Решением Совета ЕС [5] в отношении направлений развития политики занятости установлены следующие ориентиры:

  •  увеличение участия на рынке труда женщин;
  •  уменьшение структурной безработицы;
  •  подготовка квалифицированной рабочей силы, отвечающей потребностям рынка труда и содействие непрерывному обучению работников;
  •  улучшение качества и эффективности систем образования и обучения на всех уровнях;

• содействие социальной интеграции и борьбе с нищетой.

Согласно разделу Договора «Категории и сферы осуществления компетенций ЕС» [6] , Союз реализует, среди прочих, совместную компетенцию и компетенцию по координации экономической политики и политики занятости.

В сфере совместной компетенции возможна разработка законодательных и иных актов, как Союзом, так и государствами-членами. В этом случае государства осуществляют правотворческую деятельность в сфере применения права ЕС только тогда, когда она не урегулирована наднациональными актами или в случае отказа Союза от осуществления своей компетенции.

В случае, если ранее принятый акт ЕС отменен или прекратил действие, дальнейшее регулирование вопроса может осуществляться на национальном уровне. Во всех других сферах используются правовые методы, характерные для смешанной компетенции.

Компетенция в области координации национальных политик государств ЕС имеет своим назначением углубление экономического сотрудничества в рамках ЕС. В этих целях Совет ЕС принимает меры, направленные на выработку основных ориентиров, перспективного развития соответствующих политик.

Процесс координации заключается в том, что в определенной сфере, находящейся в компетенции государств-членов, Союз устанавливает общие правила. Координация действий в сфере трудоустройства заключается в проведении политики трудоустройства и занятости государств-членов в соответствии с вектором развития, установленным ЕС. На государствах лежит обязанность предоставлять институтам ЕС ежегодные отчеты о состоянии дел в рассматриваемой области. Совет ЕС проверяет, насколько принимаемые национальные меры государствами соответствуют видению

ЕС. При необходимости Совет может направить рекомендацию в адрес какого-либо государства по улучшению показателей занятости. Например, в Рекомендации Совета ЕС от 18 февраля 2002 года, адресованной Бельгии, указано, что при проведении политики занятости, борьбы с безработицей национальным властям следует способствовать большей гибкости на рынке труда, поощрению нетипичных форм занятости, повышению мобильности работников ш.

Государства-члены должны, с одной стороны, концентрироваться на решении внутренних проблем в области политики занятости. Но, с другой стороны, они должны учитывать, что достижение успеха возможно только благодаря комплексной реализации поставленных задач совместными усилиями ЕС и государств-членов.

Указания по развитию политики занятости ежегодно разрабатывает Совет ЕС, чему предшествует оценка ситуации Европейским советом на рынке труда ЕС, и принятие им выводов на основании годового отчета Совета ЕС и Европейской комиссии о ситуации в сфере трудоустройства и применении указаний государствами.

Впервые указания по трудоустройству разработаны в 1998 году. В них Совет ЕС перечислил направления развития политики в сфере занятости, а именно, создание большего числа рабочих мест, проведение политики равных возможностей в трудовой области, повышение квалификации работников.

В последующие годы Совет ЕС дополнял и расширял рекомендации по этому направлению. Координация политики трудоустройства между ЕС

- 271

и государствами получила название «открытой» .

Благодаря необходимости выработки подобных рекомендаций и указаний совместно ЕС и государствами происходит более эффективное регулирование сферы занятости и трудоустройства. Естественно, что данная координация не является ключом к решению проблем безработицы, демографической ситуации, но вместе с тем, позволяет вырабатывать пути решения проблем совместными усилиями.

Анализируя разделение полномочий между государствами-членами и Союзом в области занятости и трудоустройства в рамках компетенции по координации, следует отметить, что это именно та сфера, в которой распределение ролей наиболее оптимально. В данной ситуации государства- члены сохраняют полномочия по разработке национальных мер, а роль ЕС заключается в поддержке и координации их деятельности [7] . Однако, позиция Европейского парламента заключается в обратном - координацию трудоустройства следует отнести к совместной компетенции для повышения роли ЕС в регулировании рынка труда.

В вопросах трудоустройства граждан ЕС и, в частности, выхода на рынок труда в различных государствах-членах заметную роль играют специально созданные на уровне ЕС службы трудоустройства - Европейская служба занятости [8] и Европейская служба помощи в трудоустройстве [9].

Европейская служба занятости создана в 1993 году. Служба представляет собой сеть сотрудничества, целью которой является облегчение свободного передвижения работников в рамках ЕС, поиска вакансий, повышения квалификации. В сеть входят национальные службы занятости, профсоюзы и организации работодателей. Работа сети координируется Европейской комиссией. Основными целями Службы являются:

  •  информирование, направление и консультирование потенциальных работников о возможностях трудоустройства, условиях жизни и работы в государствах ЕС;
  •  содействие работодателям, желающим привлечь работников из других государств ЕС;
  •  консультирование работников и работодателей в приграничных регионах.

По предложению Европейской комиссии в 2005 году заработала Служба Европасс. В рамках Службы разработаны единые документы, требуемые при приеме на работу (выработаны единые формы резюме, рекомендательного и мотивационного письма).

Пользователями системы Европасс являются 18 миллионов активного трудоспособного населения государств ЕС. В настоящий момент разработан еще один документ - «Европасс-опыт», который значительным образом поможет работодателям быстрее найти кандидата на место, а работнику наиболее доступным способом представить имеющийся опыт и навыки.

Вопросы занятости имеют существенное значение для будущего экономического и социального процветания Европейского Союза. Снижение количества работоспособных лиц в ближайшее время может привести к замедлению темпов роста, если оно не будет компенсировано ускорением роста производительности труда и эффективностью, что дает повышение квалификации персонала.

По данным сети Европейского монитора вакансий в 2011 году значительно возрос спрос на высококвалифицированных специалистов в сферах информационных технологий предоставления финансовых услуг, технических профессий, проектах, связанных с экологически- ориентированной экономикой, знанием новейших технологий и

275

материалов .

По прогнозам Европейского статистического агентства в 2013-2014 годах численность экономически активного населения в ЕС начнет сокращаться. Население ЕС в течение ближайших 50 лет увеличится на 10 миллионов человек, но количество трудоспособных граждан в то же время сократится на 50 миллионов. В 2015 году ЕС ощутит нехватку 700 тысяч специалистов в области информационных технологий, а к 2020 году возникнет дефицит медицинских работников[10].

 

[1] Под занятостью понимается деятельность индивида, направленная на удовлетворение частных и общественных интересов и потребностей, приносящая доход.

[2] Под трудоустройством в общем смысле понимается комплекс организационных, правовых, социально-экономических мер, направленных на обеспечение занятости индивида.

[3] Статья 146 Договора о функционировании ЕС.

[4] Статья 148 Договора о функционировании ЕС.

[5] Council Decision of 21 October 2010 on guidelines for the employment policies of the Member States // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 308, 24.11.2010, P. 46-51.

[6] Статьи с 2 но 6 Договора о функционировании ЕС.

[7] В. de Witte, Clarifying the Delimitation of Powers. A Proposal with Comments Europe 2004. Le Grand Debat. Setting the Agenda and Outlining the Options, Brussels 15-16 October // Источник информации - официальный сайт ЕС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/govemance/whats_new/europe2004_en.pdf

[8] Официальный сайт Европейской сети трудоустройства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eures/home.jsp?lang=en

[9] Официальный сайт Европейской службы помощи в трудоустройстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europass.ie/europass/curo.html

[10] Европейский Союз: факты и комментарии / Под ред. Ю.А. Борко. (ИЕ РАН - Ассоциация европейских исследований). М., 2011, Выпуски № 63, № 64, С. 24.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/34651.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.