У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Государственные служащие как элемент механизма государства. Бюрократия и бюрократизм: соотношение понятий

Как подчеркивалось выше механизм государства, есть сложный аппарат управления обществом, представляющий собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его функций и задач. Функционирование этого специально созданного «организма» предпола­гает наличие в нем специфической подсистемы, особого слоя лиц - государст­венных служащих, основное назначение которых состоит в обеспечении вы­полнения социальной функции государства, в способствовании реализации об­щественных интересов. Следует согласиться с мнением, что государственная служба может быть представлена как единство двух элементов: с одной сторо­ны - система правовых, организационных и процессуальных институтов, опре­деляющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти; с другой - совокупность людей, специ­ально подготовленных и профессионально занятых в государственном аппара­те[1].

Как элемент механизма государства, государственная служба составляет его интеллектуальное ядро, которое должно отвечать парадигмам XXI века. Для этого необходимо создание демократичной, конкурентноспособной, открытой системы, основанной на привлечении в государственный аппарат талантливых людей, осознающих меру ответственности за свои действия. Аксиомой совре­менного функционирования государства является обязательное формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам и целям госу­дарства, его политическому устройству и функциям,

Качество государства, степень его служения обществу во многом зависят от государственной службы, методов, форм ее правового регулирования[2]. Не­обходимость научного осмысления роли системы эффективной государствен­ной службы обусловлена целым рядом причин. Во-первых, эффективность дея­тельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления во всех ветвях государствен­ной власти, состоянием государственного аппарата и в первую очередь его кад­рового потенциала. Во-вторых, государственная служба - сложный комплекс­ный социально-политический и организационно-правовой институт, характе­ризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенно­стей. В-третьих, государственная служба - есть средство формирования право­вого государства, построение которого весьма актуально для России. В право­вом государстве именно государственная служба обеспечивает его взаимодей­ствие с гражданским обществом и отдельным гражданином. В-четвертых, роль государственной службы сегодня определяется как предоставление публичных услуг обществу, гражданам[3].

«В наши дни, - отмечает П. Айххорн,- наблюдается тенденция сближе­ния функций руководящих кадров государственных администраций и частных предприятий, проявляющаяся в параллелизме и даже конвергенции их управ­ленческих действий»[4]. Это в свою очередь требует качественного обновления философии государственной службы, архитектуры ее построения.

В одном из выступлений В.В. Путина отмечалось, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально тре­бовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти[5]. Само понятие «государственная услуга» сегодня вызывает неоднозначную оценку ученых[6]. Однако еще в советской литературе указывалось, что социалистическое государство оказывало «разного рода соци­альные и культурные услуги членам общества»[7]. Таким образом, проблема ока­зания государством услуг сама по себе не является новой.

Требует теоретического осмысления и классификация видов государст­венной службы. Если под видом государственной службы понимается ее спе­циализация по содержанию, которая в свою очередь обусловлена целями и функциями соответствующих государственных органов, то классификация ви­дов государственной службы зависит от типологии государственных органов и производна от нее.

Выделяют государственную гражданскую (управленческую) службу, со­стоящую в обеспечении процессов государственного управления. Главной це­лью государственной гражданской службы является организация демократиче­ского, правового и эффективного управления, исключая проявления тоталита­ризма, бюрократизма и других негативных явления.

Военная государственная служба обеспечивает суверенитет государства, свободу, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и общества. Воен­ная служба имеет сложную структуру. Особая значимость военной государст­венной службы, возможность легально использовать государственное принуж­дение, ее ресурсоемкость, требуют особой четкой организации, подконтрольно­сти всем ветвям государственной власти, а также обществу.

Правоохранительная государственная служба связана с поддержанием общественного и правового порядка, законности, защитой прав и свобод чело­века. Значимость такого вида службы для современного этапа развития россий­ского государства и общества очевидна. Она обусловлена многими объектив­ными и субъективными причинами. В становлении такого вида службы прояв­ляется и осуществляется охранительная функция государства и права.

Структурные перестройки в механизме государства предопределяют по­ложение и значимость отдельных категорий служащих, а также их взаимоот­ношения с государством и обществом. Сегодняшняя российская действитель­ность, реалии развития государства и общества выдвигают на первый план именно государственную гражданскую службу. В условиях становления демо­кратического правового государства, формирования гражданского общества, первостепенную роль играют регулятивные функции государства и права. Кро­ме того, именно гражданская служба представлена многочисленной армией чи­новников - государственных служащих.

Вместе с тем, ни в коей мере нельзя умалять значение и других видов го­сударственной службы: военной, правоохранительной, поскольку без них не может быть эффективно обеспечена деятельность службы гражданской. Только действие всех видов государственной службы в унисон, на основе единых важ­нейших принципов и правил способно вывести на иной более высокий качест­венный уровень движущую силу механизма государства - государственную службу. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Классификация государственной гражданской службы проводится по уровням государственной власти, на основе чего выделяют федеральную и ре­гиональную (субъектов Федерации) гражданскую службу. Это деление госу­дарственного управления наиболее традиционно. В России оно использовалось и в дооктябрьский период, и в советское время, и сегодня. Правовое регулиро­вание и организация деятельности федеральных государственных гражданских служащих находится в ведении Российской Федерации. Структура федеральной гражданской службы в свою очередь имеет два уровня подсистем - центрально­федеральный и федерально-региональный. Первый уровень (или центрально­федеральный) образуют государственные службы трех ветвей федеральной го­сударственной власти. Он возникает под влиянием дифференциации этих трех властей на определенные федеральные органы. Второй уровень (или федераль­но-региональный) образуется в регионах (субъектах Федерации), где многие федеральные органы исполнительной и судебной власти создают дочерние ор­ганы. Соответственно государственные гражданские служащие классифициру­ются на федеральных и региональных (субъектов Федерации) гражданских служащих.

Правовое регулирование гражданской службы субъектов находится в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъектов. Хотя необходимо отметить, что до недавнего времени пра­вовое регулирование деятельности государственных служащих субъектов РФ (например, конкурсный отбор персонала) регламентировался в основном от­дельными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, но в связи с вступле­нием в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ситуация кардинально изменилась. Регулирование этих вопросов в большей части было отнесено к компетенции Федерации. По­этому, необходимо внести соответствующие изменения в законы и иные норма­тивные акты субъектов РФ.

В качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно кото­рому государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. От­сюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах за­конодательной (например, в аппарате Федерального Собрания), исполнитель­ной (в аппарате Правительства) и судебной власти (в аппаратах федеральных судов).

 


[1] См.: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2005. С 86.

[2] В политологической, социологической литературе встречается мнение о том, что государственная служба не нужна. С таким суждением вряд ли можно согласиться. Государственная служба необходима, более того зна­чимость ее в современный период возрастает. Это обусловлено рядом причин, которые анализируются в дан­ном параграфе.

[3] См.: Г осу дарственная гражданская служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2005. С 86.

[4] Айххорн П. Государственное управление на переломе // Вестник Московского университета. Серия 18. Со­циология и политология. 2000. № 2. С. 157.

[5] Известия, 13 февраля 2004 г.

[6] См., например: Старипов Ю.Н. Административная реформа: итоги первого этапа в административно-правовом измерении // Российское правовое государство итоги и перспективы развития. Всероссийская научно- практическая конференция. Воронеж, 14-15 ноября 2003 г. Воронеж,. 2004. С. 123-125.

[7] См.: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 249.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36513.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.