Быстрый переход к готовым работам
|
Государственные служащие как элемент механизма государства. Бюрократия и бюрократизм: соотношение понятийКак подчеркивалось выше механизм государства, есть сложный аппарат управления обществом, представляющий собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его функций и задач. Функционирование этого специально созданного «организма» предполагает наличие в нем специфической подсистемы, особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых состоит в обеспечении выполнения социальной функции государства, в способствовании реализации общественных интересов. Следует согласиться с мнением, что государственная служба может быть представлена как единство двух элементов: с одной стороны - система правовых, организационных и процессуальных институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти; с другой - совокупность людей, специально подготовленных и профессионально занятых в государственном аппарате[1]. Как элемент механизма государства, государственная служба составляет его интеллектуальное ядро, которое должно отвечать парадигмам XXI века. Для этого необходимо создание демократичной, конкурентноспособной, открытой системы, основанной на привлечении в государственный аппарат талантливых людей, осознающих меру ответственности за свои действия. Аксиомой современного функционирования государства является обязательное формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам и целям государства, его политическому устройству и функциям, Качество государства, степень его служения обществу во многом зависят от государственной службы, методов, форм ее правового регулирования[2]. Необходимость научного осмысления роли системы эффективной государственной службы обусловлена целым рядом причин. Во-первых, эффективность деятельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления во всех ветвях государственной власти, состоянием государственного аппарата и в первую очередь его кадрового потенциала. Во-вторых, государственная служба - сложный комплексный социально-политический и организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей. В-третьих, государственная служба - есть средство формирования правового государства, построение которого весьма актуально для России. В правовом государстве именно государственная служба обеспечивает его взаимодействие с гражданским обществом и отдельным гражданином. В-четвертых, роль государственной службы сегодня определяется как предоставление публичных услуг обществу, гражданам[3]. «В наши дни, - отмечает П. Айххорн,- наблюдается тенденция сближения функций руководящих кадров государственных администраций и частных предприятий, проявляющаяся в параллелизме и даже конвергенции их управленческих действий»[4]. Это в свою очередь требует качественного обновления философии государственной службы, архитектуры ее построения. В одном из выступлений В.В. Путина отмечалось, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти[5]. Само понятие «государственная услуга» сегодня вызывает неоднозначную оценку ученых[6]. Однако еще в советской литературе указывалось, что социалистическое государство оказывало «разного рода социальные и культурные услуги членам общества»[7]. Таким образом, проблема оказания государством услуг сама по себе не является новой. Требует теоретического осмысления и классификация видов государственной службы. Если под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая в свою очередь обусловлена целями и функциями соответствующих государственных органов, то классификация видов государственной службы зависит от типологии государственных органов и производна от нее. Выделяют государственную гражданскую (управленческую) службу, состоящую в обеспечении процессов государственного управления. Главной целью государственной гражданской службы является организация демократического, правового и эффективного управления, исключая проявления тоталитаризма, бюрократизма и других негативных явления. Военная государственная служба обеспечивает суверенитет государства, свободу, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и общества. Военная служба имеет сложную структуру. Особая значимость военной государственной службы, возможность легально использовать государственное принуждение, ее ресурсоемкость, требуют особой четкой организации, подконтрольности всем ветвям государственной власти, а также обществу. Правоохранительная государственная служба связана с поддержанием общественного и правового порядка, законности, защитой прав и свобод человека. Значимость такого вида службы для современного этапа развития российского государства и общества очевидна. Она обусловлена многими объективными и субъективными причинами. В становлении такого вида службы проявляется и осуществляется охранительная функция государства и права. Структурные перестройки в механизме государства предопределяют положение и значимость отдельных категорий служащих, а также их взаимоотношения с государством и обществом. Сегодняшняя российская действительность, реалии развития государства и общества выдвигают на первый план именно государственную гражданскую службу. В условиях становления демократического правового государства, формирования гражданского общества, первостепенную роль играют регулятивные функции государства и права. Кроме того, именно гражданская служба представлена многочисленной армией чиновников - государственных служащих. Вместе с тем, ни в коей мере нельзя умалять значение и других видов государственной службы: военной, правоохранительной, поскольку без них не может быть эффективно обеспечена деятельность службы гражданской. Только действие всех видов государственной службы в унисон, на основе единых важнейших принципов и правил способно вывести на иной более высокий качественный уровень движущую силу механизма государства - государственную службу. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Классификация государственной гражданской службы проводится по уровням государственной власти, на основе чего выделяют федеральную и региональную (субъектов Федерации) гражданскую службу. Это деление государственного управления наиболее традиционно. В России оно использовалось и в дооктябрьский период, и в советское время, и сегодня. Правовое регулирование и организация деятельности федеральных государственных гражданских служащих находится в ведении Российской Федерации. Структура федеральной гражданской службы в свою очередь имеет два уровня подсистем - центральнофедеральный и федерально-региональный. Первый уровень (или центральнофедеральный) образуют государственные службы трех ветвей федеральной государственной власти. Он возникает под влиянием дифференциации этих трех властей на определенные федеральные органы. Второй уровень (или федерально-региональный) образуется в регионах (субъектах Федерации), где многие федеральные органы исполнительной и судебной власти создают дочерние органы. Соответственно государственные гражданские служащие классифицируются на федеральных и региональных (субъектов Федерации) гражданских служащих. Правовое регулирование гражданской службы субъектов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъектов. Хотя необходимо отметить, что до недавнего времени правовое регулирование деятельности государственных служащих субъектов РФ (например, конкурсный отбор персонала) регламентировался в основном отдельными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, но в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ситуация кардинально изменилась. Регулирование этих вопросов в большей части было отнесено к компетенции Федерации. Поэтому, необходимо внести соответствующие изменения в законы и иные нормативные акты субъектов РФ. В качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Отсюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах законодательной (например, в аппарате Федерального Собрания), исполнительной (в аппарате Правительства) и судебной власти (в аппаратах федеральных судов).
[1] См.: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2005. С 86. [2] В политологической, социологической литературе встречается мнение о том, что государственная служба не нужна. С таким суждением вряд ли можно согласиться. Государственная служба необходима, более того значимость ее в современный период возрастает. Это обусловлено рядом причин, которые анализируются в данном параграфе. [3] См.: Г осу дарственная гражданская служба. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. М., 2005. С 86. [4] Айххорн П. Государственное управление на переломе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2000. № 2. С. 157. [5] Известия, 13 февраля 2004 г. [6] См., например: Старипов Ю.Н. Административная реформа: итоги первого этапа в административно-правовом измерении // Российское правовое государство итоги и перспективы развития. Всероссийская научно- практическая конференция. Воронеж, 14-15 ноября 2003 г. Воронеж,. 2004. С. 123-125. [7] См.: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 249.
Вся работа доступна по ссылке |
|