У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Правовой статус государственного служащего и его соотношение с конституционным статусом

Следует отметить, что в правовой науке вопросу регламентации правово­го статуса государственного служащего уделяется недостаточно внимания. Между тем, как считает A.B. Марьян, большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствованию российского законодательства настоятельно требует решения существующих проблем клас­сификации прав, обязанностей и гарантий государственного служащего[1].

Правовой статус - это сложное многогранное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принци­пы, гарантии, ответственность, законные интересы и т. д. Данная тема не пере­стает оставаться в центре внимания российской юридической науки. Этой про­блемой занимались такие видные ученые-правоведы, как С.С. Алексеев,

B.                  Д. Ардашкин, А.Г. Бережное, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Н.Д. Воеводин,

C.                  А. Глотов, Л.И. Глухарева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, A.C. Мордовец, Ф.М. Рудинский, В.П. Сальников, В.Н. Синюков, Б.С. Эбзеев и др.

По означенной теме было защищено множество диссертаций, опублико­вано немало книг, проведены конференции и «круглые столы». В настоящем исследовании не ставится цель подробно рассматривать данную проблему, ос­тающуюся «вечно актуальной» и дискуссионной. Она требует особого внима­ния. В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важ­нейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах[2].

Вместе с тем, отметим, что существует множество противоречивых точек зрения по проблеме правового статуса. Так,, мы согласны с мнением, высказан­ным в науке о том, что вряд ли целесообразно различать понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности (Н.В. Витрук, В.А. Кучинский,

Е.А. Лукашева и др.). Представляется, что в этом нет ни теоретической ни практической необходимости, так как эти понятия, по сути, равнозначны. Ста­тус - это и есть положение, состояние, позиция[3].

Правовое положение гражданских, военных, правоохранительных госу­дарственных служащих различается специфическим «набором» принципов, обязанностей, прав, запретов и т.п., не смотря на то, что они имеют единый правовой статус - государственного служащего - со всеми вытекающими юри­дически закрепленными «параметрами». Различно реальное правовое положе­ние государственных служащих внутри одного вида. Так, деятельность госу­дарственных гражданских служащих всех ветвей власти регулируется единым нормативно-правовым актом - Федеральным законом «О государственной гра­жданской службе Российской Федерации». Тем не менее, следует учитывать специфику работы государственных служащих каждой ветви. Во-первых, они разнятся по функциям, во-вторых, по возможности реализации этих функций, в-третьих, неодинакова организация и условия их труда.

Несмотря на множество дискуссионных вопросов по означенной пробле­ме, ученые солидарны в том, что права и обязанности являются бесспорным и основным элементом правового статуса. Правовой статус гражданина не мыс­лим без единства прав и обязанностей. Множество ученых, исследовавших со­держание правового статуса, согласны с этим. «Любые субъективные права, пишет Н.И. Матузов, практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и, наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности — обрат­ная сторона прав»[4].

Г.В. Мальцев также отмечает, что система прав и обязанностей - сердце- вина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юриди- ческих проблем[5]. В феномене прав человека притязания и обязанности сущест­вуют в состоянии единства и комплементарности. Это означает, что всякое пра­во порождает обязанности, а обязанности мотивируются правом, право «пропи­тывается» обязанностью, а обязанность - правом.

Обладая правами, люди гарантируют друг другу, что не будут мешать достигать тех целей, что включены в права, не будут лишать тех благ, которые стоят за правами, будут защищать друг друга от третьих лиц в случае попыток лишить их этих прав. То есть эти гарантии выражают обязанности не мешать, защищать, оказывать содействие. Из познания прав вытекают обязанности ува­жать права других, не нарушать и не препятствовать осуществлению прав дру­гими, не злоупотреблять своими правами. Эти обязанности органичны правам, они само собой разумеющиеся в контексте прав и не требуют потому специаль­ной, отдельной от прав фиксации в законе[6].

Содержание административно-правового статуса государственных граж­данских служащих в структурном плане также должно определяться основны­ми правами и обязанностями. Это позволит достаточно четко обозначить соци­альную востребованность определенной государственной должности, выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государствен­ного гражданского служащего и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия[7]

Гражданин, поступая на государственную гражданскую службу, кроме своего общего (конституционного) правового статуса, приобретает особый ста­тус. После издания соответствующего правового акта о назначении на долж­ность он попадает в определенный правовой режим правомочий, запретов, ог­раничений, связанных с государственной гражданской службой.

Государственная гражданская служба осуществляется на государствен­ных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для работ­

 

ника, образуемая в распорядительном порядке[8]. Правовыми актами соответст­вующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей.

В целях обеспечения высокого профессионального уровня гражданских служащих и единства требований, предъявляемых по должностям гражданской службы, в соответствии с категориями и группами должностей нормативно ус­танавливаются квалификационные требования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходи­мым для исполнения должностных обязанностей.

Должностные регламенты - это новация закона о гражданской службе. Юридического определения этому понятию не дано. Регламент можно опреде­лить как правовой акт, устанавливающий правовой статус должности, в т.ч. права, обязанности и ответственность, условия и основания замещения, квали­фикационные требования по должности, предъявляемые к замещаемому ее ли­цу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых на должности.

Создание системы должностных регламентов должно исключить произ­вол в служебной деятельности государственных служащих. Разделение госу­дарственных служащих по группам и по классным чинам позволяет унифици­ровано соотнести служащих разных видов службы и наладить систему карьер­ного роста.

Должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Она ха­рактеризует круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осу­ществления, ответственность за их исполнение. Нельзя не отметить, что ныне
действующий закон более четко раскрывает содержание понятия «правовой статус государственного гражданского служащего».

Статус государственного гражданского служащего предполагает: во- первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, приня­тию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно­распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные послед­ствия для всего общества или какой-либо его части; во-вторых, наличие у гос­служащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетен­ции от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государст­ва), представляя государственный интерес; в-третьих, сочетание строгой нор­мативной регламентированности деятельности в формально-процедурном от­ношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее за­конодательных норм; наконец, в-четвертых, принадлежность к особой профес­сионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных про­фессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.

 


'См.: Марьян A.B. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2.

[2] См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М., 1999. С. 237-238.

[3] См. подробно: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 52.

[4] Матузов Н.И. Основные обязанности человека и гражданина / Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 287.

[5] См.: Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1997. С. 50.

[6] См.: Глухарева Л.И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2004. С. 149.

[7] См.: Марьян A.B. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2.

[8] Служба в государственных и общественных организациях. С. 4.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36513.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.