Быстрый переход к готовым работам
|
Правовой статус государственного служащего и его соотношение с конституционным статусомСледует отметить, что в правовой науке вопросу регламентации правового статуса государственного служащего уделяется недостаточно внимания. Между тем, как считает A.B. Марьян, большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствованию российского законодательства настоятельно требует решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного служащего[1]. Правовой статус - это сложное многогранное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, гарантии, ответственность, законные интересы и т. д. Данная тема не перестает оставаться в центре внимания российской юридической науки. Этой проблемой занимались такие видные ученые-правоведы, как С.С. Алексеев, B. Д. Ардашкин, А.Г. Бережное, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Н.Д. Воеводин, C. А. Глотов, Л.И. Глухарева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, A.C. Мордовец, Ф.М. Рудинский, В.П. Сальников, В.Н. Синюков, Б.С. Эбзеев и др. По означенной теме было защищено множество диссертаций, опубликовано немало книг, проведены конференции и «круглые столы». В настоящем исследовании не ставится цель подробно рассматривать данную проблему, остающуюся «вечно актуальной» и дискуссионной. Она требует особого внимания. В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах[2]. Вместе с тем, отметим, что существует множество противоречивых точек зрения по проблеме правового статуса. Так,, мы согласны с мнением, высказанным в науке о том, что вряд ли целесообразно различать понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности (Н.В. Витрук, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева и др.). Представляется, что в этом нет ни теоретической ни практической необходимости, так как эти понятия, по сути, равнозначны. Статус - это и есть положение, состояние, позиция[3]. Правовое положение гражданских, военных, правоохранительных государственных служащих различается специфическим «набором» принципов, обязанностей, прав, запретов и т.п., не смотря на то, что они имеют единый правовой статус - государственного служащего - со всеми вытекающими юридически закрепленными «параметрами». Различно реальное правовое положение государственных служащих внутри одного вида. Так, деятельность государственных гражданских служащих всех ветвей власти регулируется единым нормативно-правовым актом - Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Тем не менее, следует учитывать специфику работы государственных служащих каждой ветви. Во-первых, они разнятся по функциям, во-вторых, по возможности реализации этих функций, в-третьих, неодинакова организация и условия их труда. Несмотря на множество дискуссионных вопросов по означенной проблеме, ученые солидарны в том, что права и обязанности являются бесспорным и основным элементом правового статуса. Правовой статус гражданина не мыслим без единства прав и обязанностей. Множество ученых, исследовавших содержание правового статуса, согласны с этим. «Любые субъективные права, пишет Н.И. Матузов, практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и, наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности — обратная сторона прав»[4]. Г.В. Мальцев также отмечает, что система прав и обязанностей - сердце- вина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юриди- ческих проблем[5]. В феномене прав человека притязания и обязанности существуют в состоянии единства и комплементарности. Это означает, что всякое право порождает обязанности, а обязанности мотивируются правом, право «пропитывается» обязанностью, а обязанность - правом. Обладая правами, люди гарантируют друг другу, что не будут мешать достигать тех целей, что включены в права, не будут лишать тех благ, которые стоят за правами, будут защищать друг друга от третьих лиц в случае попыток лишить их этих прав. То есть эти гарантии выражают обязанности не мешать, защищать, оказывать содействие. Из познания прав вытекают обязанности уважать права других, не нарушать и не препятствовать осуществлению прав другими, не злоупотреблять своими правами. Эти обязанности органичны правам, они само собой разумеющиеся в контексте прав и не требуют потому специальной, отдельной от прав фиксации в законе[6]. Содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане также должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит достаточно четко обозначить социальную востребованность определенной государственной должности, выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия[7] Гражданин, поступая на государственную гражданскую службу, кроме своего общего (конституционного) правового статуса, приобретает особый статус. После издания соответствующего правового акта о назначении на должность он попадает в определенный правовой режим правомочий, запретов, ограничений, связанных с государственной гражданской службой. Государственная гражданская служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для работ
ника, образуемая в распорядительном порядке[8]. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. В целях обеспечения высокого профессионального уровня гражданских служащих и единства требований, предъявляемых по должностям гражданской службы, в соответствии с категориями и группами должностей нормативно устанавливаются квалификационные требования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Должностные регламенты - это новация закона о гражданской службе. Юридического определения этому понятию не дано. Регламент можно определить как правовой акт, устанавливающий правовой статус должности, в т.ч. права, обязанности и ответственность, условия и основания замещения, квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещаемому ее лицу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых на должности. Создание системы должностных регламентов должно исключить произвол в служебной деятельности государственных служащих. Разделение государственных служащих по группам и по классным чинам позволяет унифицировано соотнести служащих разных видов службы и наладить систему карьерного роста. Должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Она характеризует круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение. Нельзя не отметить, что ныне Статус государственного гражданского служащего предполагает: во- первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительнораспорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части; во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государства), представляя государственный интерес; в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм; наконец, в-четвертых, принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.
'См.: Марьян A.B. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2. [2] См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М., 1999. С. 237-238. [3] См. подробно: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 52. [4] Матузов Н.И. Основные обязанности человека и гражданина / Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 287. [5] См.: Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1997. С. 50. [6] См.: Глухарева Л.И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2004. С. 149. [7] См.: Марьян A.B. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. 2005. № 2. [8] Служба в государственных и общественных организациях. С. 4.
Вся работа доступна по ссылке |
|