Быстрый переход к готовым работам
|
Повышение нравственной и правовой культуры государственных служащих, как условие формирования правовой государственности в РоссииСтановление правового государства и гражданского общества во многом зависит от развития социально-экономических, политических и нравственных отношений в обществе, качественного состояния правовой культуры субъектов власти. Рассматривая современное развитие идеи правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как идея и конституционный принцип. В настоящее время в России сложился только некий идеальный образ правового государства и гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления[1]. Критерием, «оселком» правовой зрелости государства выступает высокий уровень общей и юридической культуры общества. Правовая культура, представляет собой уникальное по сложности и богатству содержания комплексное явление, обладающее специфической внутренней структурой и системой взаимосвязи с другими социальными явлениями. Отечественная юридическая культура находится на этапном пути поиска собственной целостности. Она пережила диаметральные по смыслу периоды своей истории: войны, расколы, дифференциации и теперь, в XXI веке, нуждается в системной идентификации с российской духовной культурой[2]. Интерес к исследованию проблем правовой культуры возникает у представителей различных отраслей знаний: социологов, политологов, психологов, юристов. Некоторые наработки по вопросам места и роли правовой культуры в жизни общества были сделаны еще в советское время[3]. В последние годы появились специальные исследования, касающиеся правовой культуры государственных служащих и должностных лиц, хотя их явно недостаточно[4]. Правовая культура как духовная основа, цементирующий компонент любой правовой системы, способный обеспечить ее развитие даже в период активной трансформации общества, в настоящее время отличается фрагментарностью и противоречивостью. Ни государство в целом, ни общество не обладают необходимым уровнем правовой культуры, который отвечал бы потребностям сегодняшнего времени. В современной России, по справедливому замечанию О.В. Мартышина, фон состояния политической и правовой культуры крайне неблагоприятен. В политико-правовой сфере страны конец XX - начало XXI в. отмечен мощной волной вестернизации, может быть, более мощной, чем в петровские времена, благодаря современным средствам массовой информации и широкой торговле, охватившей не только верхи общества, но и народные массы[5]. В результате произошло не только свободное приобщение образованных слоев общества к мировой культуре, но и основательный подрыв нравственных устоев народа, которому навязывают худшие образцы западной поп-культуры. В сочетании с процессами становления капитализма в варварских незаконных формах, культом эгоизма, потребительства и стяжательства это ведет к разрушению остатков патриархальной культуры и добропорядочности, которые пережили первое наступление капитализма (с 60-х гг. XIX в. по 1917 г.) и советскую власть. Актуальнейшей задачей на сегодняшний день является повышение уровня правовой культуры именно государственных структур, учреждений, организаций, государственных служащих.
Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти. Правовая культура - это система и результат сложнейших социальноправовых отношений между государством и обществом[6]. Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа. И.А. Ильин справедливо подчеркивал, что государство держится только правосознанием граждан и власти[7]. Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа. «Устройство разумного государственного строя, - писал П.И. Флоренский, - зависит, прежде всего, от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспосабливаться машина управления. Мудрость государственного управления - не в истреблении тех или иных данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный эффект»[8].
[1] См. подробно: Гражданское общество, правовое государства и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. 2002. № 1. С. 3-51. [2] См.: Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 10. [3] См., например: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989. [4] См.: Ершова Л.А. Правовая культура должностных лиц. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Зотов А.П. Правовая культура органов власти в Российской Федерации / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2002; Павлов О.В. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудника милиции). Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. [5] См.: Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры //Государство и право. 2003. № 10. С. 28. [6] См.: Рогова Т.А., Напреенко A.A. Правовая культура на пути к правовому государству //Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования / Под ред. A.A. Напреенко. Самара, 2001. С. 56. [7] См.: Ильин И. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. [8] Флоренский П.И. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Флоренский П.И. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995. Т. 2. С. 647-648.
Вся работа доступна по ссылке |
|