У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Реформа государственного управления в России: концепция и реальность

Реализация обсуждаемой Концепции правовой политики в Российской Федерации возможна лишь при условии эффективной деятельности механизма государства. Реформирование всего здания государственной власти не может быть успешной без кадровой составляющей, то есть без человеческого фактора во всех его измерениях, аспектах, ипостасях. Основная надежда в этом плане возлагается на административно-правовую реформу в целом и реформу госу­дарственной службы в частности.

Необходимость реформирования государственной службы обусловлена не только проведением административной реформы и социально- экономических преобразований, не только потребностью государственного управления в целом, но и неудовлетворительным состоянием государственной службы. «Реформа государственного аппарата не является реформой, которую чиновники проводят для себя любимых. Повышение эффективности госслуж- бы, - подчеркивает помощник президента В.П. Иванов, - должно проводиться для того, чтобы развивалось гражданское общество, в том числе и за счет по­вышения доверия граждан к органам власти»[1].

Не стоит забывать, что реформирование государственной службы это ис­торическая необходимость, которая предполагает изменение ценностей и куль­туры государственной службы, что в случае с Российской Федерацией, затраги­вает около миллиона государственных служащих (федеральных, региональных и муниципальных).

Новые «вызовы» жизни, в частности мировые глобализационные процес­сы, требуют перемен. Во многих странах происходят серьезные изменения в организации и статусе государственной службы. Например, основные приори­теты недавних реформ в Англии, США, ряде других западных стран - стремле­ние сделать государственную службу более гибкой и мобильной в кадровом от­ношении, децентрализовать и менеджеризировать, уменьшить роль традицион­ной «административной лестницы», повысить внимание к этике и стандартам поведения государственных служащих. Главное - сделать государственную службу открытой, «прозрачной» и отзывчивой к нуждам людей, подконтроль­ной не только «начальству», но и гражданскому обществу[2].

Современная Россия, лишенная трети своей территории и плодородных земель, испытывающая грозящие катастрофой трудности в элементарном под­держании количества своего населения, не смогла создать механизмы разумно­го соединения своих частей в единую государственную власть. Потребность в выработке подобных механизмов настоятельна. От того, сумеет ли Россия отве­тить на вызов времени и создать разумную систему власти и контроля за ее деятельностью, зависит развитие Российского государства[3].

Ключевая идея реформирования - создать публичную государственную службу взамен различных моделей «государевой». Это значит, что госслужба должна быть ориентирована не только и не столько наверх, а должна быть об­ращена к институтам гражданского общества, к гражданам, направлена на вы­полнение их нужд. Поскольку изменилось отношение к государству, вопрос о том, достаточно ли мы получаем в обмен на те налоги, которые платим, стал, по мнению A.B. Оболонского, одним из самых актуальных[4].

Мировой опыт демонстрирует нам одну из парадоксальных дилемм, стоящих перед реформаторами всех времен и народов: эффективные реформы должны быть поддержаны теми, кого они затрагивают, а госслужащие в боль­шинстве своем всегда и везде относятся к административным реформам враж­дебно. Длительные переговоры реформаторов с ведомствами ведут к выхола­щиванию реформ. Не так давно эта закономерность проявилась и в российской реформе[5].

 

В современной России проблемой реформирования государственного ап­парата, начиная с постсоветского периода, занимается целый ряд известных ученых, таких как: А.Г. Барабашев, И.Л. Бачило, В.Г. Игнатов, В.А. Козбанен- ко, М.А. Краснов, А.Ф. Ноздрачев, A.B. Оболонский, М.И. Пискотин, A.B. По- неделков, Г.А. Сатаров, Ю.Н. Старилов, A.B. Старостин, Ю.А. Тихомиров и др.

Начальный этап российских преобразований наглядно показал: созданная за многие годы система государственной власти не содержит внутри себя твер­дого стержня, каким в развитых странах выступает государственная служба[6].

И, тем не менее, сложившаяся в советский период система управления, несмотря на свою бюрократическую сложность и многоступенчатость, позво­ляла относительно быстро и эффективно проводить те или иные управленче­ские решения. Контроль осуществлялся по военной, политической, админист­ративной, судебной и, главное, по партийной линии[7].

Государственный аппарат - это одна из тех важных сфер, которая на про­тяжении последних десяти-двенадцати лет, когда вся страна подвергалась ра­дикальным реформам в экономической, политической областях, оказалась од­ной из наименее реформируемых. Негативные последствия этого: замедленный темп перемен в общественной жизни, проблемы в работе государственного ап­парата и его низкая ответственность перед населением, компетентность, эффек­тивность действий государственной власти[8].

Качество работы государственного аппарата в первой половине 90-х го­дов прошлого века заметно снизилось, а хаотичность, неэффективность, а за­частую и контрпродуктивность его действий возросли. Во-первых, произошло «вымывание» квалификации - лучшие, адаптированные к новым условиям кад­ры покинули аппарат, переместившись в другие структуры. Во-вторых, с ис­чезновением прежнего «хозяина» госслужбы - партийного аппарата (в совет-

 

ские времена госаппарат во многом выполнял роль лишь «приводных ремней» партийных органов) - к сожалению, не произошло поворота органов государст­венного управления к обычному для демократических стран статусу «слуги общества». Напротив, он получил функцию едва ли не единственного контро­лера при перераспределении (приватизации) «пирога» - бывшей государствен­ной собственности. Именно номенклатура и ее «дочерние отряды» вроде так называемого «комсомольского бизнеса» обогатились в первую очередь. Види­мо, как верно подмечено, можно констатировать наличие целой страты номенк­латурных «мутантов», не только переживших политические перемены, но и, более того, воспользовавшихся ими для укрепления своего положения[9]. Они не верили ни в коммунизм, ни в капитализм, ориентировались лишь на идеалы за­падного образца и были готовы служить кому угодно ради собственной выго­ды.

Реформирование общественно-политических процессов в России, потре­бовало сильных позиций государства, поскольку «именно государство создает некоторую зону определенности». Если функции государства сузить, то нарож­дающиеся элементы бизнеса и гражданского общества саморазвиваться не смо­гут.

В чем же заключается сила российского государства? Сильное государст­во - в силе института государственной службы, т.е. в правоохранительной силе этого государства, централизации «вертикали» или, может быть, в потенциале созданных демократических устоев? Ответить на этот вопрос, пишет Ю.Н. Ста- рилов и сложно и просто. На разных этапах развития государства его сила про­являлась по-разному. Когда-то в качестве важнейших выступали правоохрани­тельные функции государства; в каких-то условиях повышается значимость де­мократических ценностей; некоторые этапы требуют известной «перестройки», «ускорения развития», в то время как в определенные моменты времени требу­ется усиления централизации, а порой и «милитаризации». Самое главное, что­бы результаты преобразований были положительными, предпринимаемые меры

 

и приоритеты государственной политики отвечали бы публичным интересам, чтобы перемены способствовали повышению благополучия и безопасности, а большинство гражданского общества разделяло «мировоззрение правителей и лидеров политико-правовых преобразований»

Государства не должно быть «меньше» оптимального уровня, меньше должно быть бюрократизма, административных барьеров для предпринима­тельской деятельности. В настоящее время совершенно недопустимо прини­жать роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. В раз­витых западных странах сохраняется устойчивая тенденция к государственно­му интервенционизму. В своих взаимоотношениях с бизнесом современное за­падное государство укрепляется в количественном и качественном отношениях, становится более сильным, так как воздействует гибче, используя разнообраз- ные институты, формы и средства .

Одна из доминирующих тенденций современности - усиление позиций государства в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизнедеятельности общества. При этом, как верно подмечено, зачастую проис­ходит подмена понятий, и сильное государство отождествляется с авторитар­ным. В нынешних условиях концепция сильного государства должна исходить из показателей его эффективности. Сильное государство - это демократическое правовое государство. Концепция сильного государства абсолютно несовмес­тима с тоталитаризмом и имманентно присущим ему авторитарным стилем управления. В условиях тоталитаризма государство не сильное, а силовое, на­сильственное, агрессивное, карательное[10].

 


[1] «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля.

[2] См.: Оболонский A.B. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны //Общественные науки и современность. №6.2005. С.58.

[3] См.: Барциц И.Н. С. Конституционно-правовые условия проведения административной реформы в Российской Федерации / Современное российское право: анализ основных тенденций. Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М., 2005. С. 363.

См.: Оболонский A.B. Государственная служба в России и в мире: тенденции последних десятилетий. С. 14.

[5] Камаровский В. Морозова Е. Кому в России нужна административная реформа? // Власть. 2005. № 4. С. 3.

[6] См.: Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и пре- дисл. T.B. Зайцевой. М., 2003. С. 24.

[7] См.: Пуздрач Ю.В. Становление конституционализма в России (теоретические и исторические аспекты разви­тия российской государственности). М., 2001. С. 473.

[8] См.: Бондарева Е.А. Оптимизация функций государства - как элемент административно-правовой реформы в России / Правовая наука и реформа юридического образования. Сб науч. трудов. Вып. 16: Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение. Воронеж, 2004. С. 40-45.

[9] См.: Указ. соч. С. 116.

[10] См.: Затонский В.А. Сильное государство и активная личность как потребность времени // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. №3. С. 183.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36513.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.