У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Модель государственной службы в России в XVIII - первой половине XIX вв.

Современный опыт свидетельствует о многообразии моделей государственной службы, каждая из которых приспосабливается к потребностям страны. Поэтому нельзя вести речь о реформировании государственной службы в России абстрактно, безотносительно к выбору той модели, которая адекватна условиям нашей страны и способна обеспечить ее развитие. Все остальное в государственной службе (ее структура, статус служащих, порядок прохождения) производно от этой модели. На наш взгляд, ее поиск должен осуществляться на условиях исторической преемственности. Зарождение и формирование государственной службы традиционно связывается с правлением Петра I. Именно благодаря его реформаторской деятельности в начале ХУШ века складывается система принципов государственной службы, которые образуют «микросхему» государственно-административной модели данной структуры.

Прежде чем перейти к анализу принципов государственной службы, необходимо определить основные детерминанты в формировании ее государственно­административной модели государственной службы в России в XVIII в.

Факторы, повлиявшие на формирование такой модели, можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных условий следует отнести географические, геополитические, пприродно-климатические условия. На территории России поддержание элементарных условий существования требовало огромных умственных и физических усилий. Именно в таких условиях коллективизм становится основой жизнедеятельности общества и государства, так как без всеобщей мобилизации невозможно решить стратегических государственных задач; без взаимовыручки и взаимоподдержки в таких природных условиях просто не выжить. Поэтому на основе коллективизма выстроено у нас и государство, и отношение людей к нему.

Следующий фактор:      обширность территории российского государства

обусловливает, во-первых, двухуровневую систему управления, которая требует наличия разветвленной системы контролирующих органов со стороны центра; во- вторых, протяженная территориальная граница, не защищенная естественными преградами, требует усиленной охраны, а, следовательно, мощной армии.

Замыкает группу объективных факторов комплекс проблем, стоявших перед Россией на рубеже ХУП-ХУШ веков. К их числу относились: низкий уровень развития экономики, отсутствие промышленности, внешней торговли, слаженного внутреннего рынка; внешняя угроза со стороны европейских государств, стремившихся к расширению своих территорий и зон «влияния»; неспокойная обстановка внутри государства (восстание К. Булавина, восстание башкир, бунт «служилых» людей в Сибири и т.д.); армия неспособная справиться с внешней угрозой из-за отсталого технического оснащения; зависимость от специалистов-иносгранцев в области медицины, военного дела, мануфактурного производства. Все вышеперечисленные проблемы требовали скорого решения, финансового обеспечения, комплексного реформирования всех сфер жизни государства. Старая система управления не была способна обеспечить оперативное решение этих задач. Кроме того, она выступала в роли оппозиции реформам Петра I. Только реформированная система управления могла обеспечить выполнение сверхзадач, стоявших перед государством.

К числу субъективных факторов, прежде всего, относится личность Петра I. «Петр был безусловно прав и заслужил вечную благодарность отечества за то, что употребил весь свой царский авторитет и власть на то, чтобы создать жесточайшую диктатуру, и силой двинуть страну вперед, и за слабостью ея средств закабалить всю нацию на службе целям государства. Другого исхода не было для спасения России», - так оценивал значение преобразований Петра І Л.А. Тихомиров[1]. Петр I не только создал государственную службу в России, он провел комплексное реформирование всех сфер жизни: государственных учреждений, армии и флота, культуры, образования и т.д. Реализацию целей царь мог обеспечить посредством мобилизации всех ресурсов государства (материальных и человеческих) и административными методами управления.

Второй, но не менее значимый, субъективный фактор - почтительное и преданное отношение народа к государству. Как отмечает А. В. Оболонский «почти иррациональная ненависть и недоверие к чиновничеству.. .странным образом уживается в России со столь же иррациональной верой в безусловность блага, якобы исходящего от сильного государства»[2]. При таком отношении к государству, реформирование могло проводиться только «сверху», государство должно было выступить организующей и направляющей силой. Доверие царю - это внутреннее согласие народа принять и подчиниться его юле, какой бы она не была.

Рассмотренные детерминанты позволяют нам сделать следующий вывод: реформирование государственной службы в России в начале ХУШ в. было вызвано объективными и субъективными причинами, которые обусловили формирование модели государственной службу «сверху». Законодательное закрепление основ государственной службы, а также применение административных методов для ее установления и поддержания позволяет нам определить модель государственной службы как государственно-административную.

 


[1] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 296.

[2] Оболонский А. В. Российское чиновничество и проблемы его реформирования // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4. С. 168.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36512.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.