Быстрый переход к готовым работам
|
Права и обязанности государственного служащегоКоренные изменения в статусе государственных служащих были достигнуты в первой четверти XVIII в. при Петре I. Так, в 1708 году при проведении губернской реформы Петр I для противодействия «подкупу» служилых людей организует службу за жалованье. Тем самым царь заменил поместное и натуральное жалованье постоянными денежными окладами и заложил основу социально-личностных прав чиновников. Однако положение государственных финансов при Петре I, вследствие постоянных издержек на военные потребности и огромных затрат на внутренние предприятия, было плохим. При таких условиях содержание выдавалось чиновникам крайне нерегулярно, и каждый год надо было подавать новую просьбу о его получении, которая также выполнялась далеко не сразу. Свидетельством тому является челобитная дьяка Федора Воронова, работавшего в розыскных канцеляриях, в которой он писал: «.. .хлебного жалованья на прошлой 716 и на нынешний 717 год, кроме денежного не дано, от чего одолжал и впредь огкуды буду денежное и хлебное жалованье получать не знаю. А без выдачи Вашего величества жалованья мне, у дел будучи, пропитаца нечем, человек я небогатой.. ,»[1]. Государство своих чиновников не жаловало, несмотря на то что приказные люди в правление Петра I работали «денно и нощно», выполняя его многочисленные указы и распоряжения, о чем имеется множество свидетельств. Например, вице-губернатор Степан Клокочов, руководивший Санкт-Петербургской губернской канцелярией, говорил, что его служащие «.. .управляют его государевы и челобитчиковы многие дела по возможности денно и нощно и безвыходно, и за неисправление держатца в канцелярии за караулом, а иные многие и скованы, понеже за малолюдством и справица не могут.. .»[2]. Если и платилось жалованье, то нерегулярно, и прожить на него было невозможно. Необходимы были дополнительные средства к существованию, которые чиновники могли бы получить без особых затрат своего времени. Они складывались из владения землей, с которой они получали продукты натурой, из частных уроков и получения подарков. Это были легальные способы улучшения жизни. Естественно, имелись и нелегальные - казнокрадство, подделка документов, взяточничество и др. Дальнейшее закрепление прав и обязанностей чиновников прослеживается в Генеральном регламенте[3] Петра I от 27 февраля 1720 года. Обязанности государственных служащих, основанные на Генеральном регламенте, сводились к следующим: - исполнение инструкций, регламентов, указов, отданных в письменной форме (гл. 1; 2; 4); - своевременное рассмотрение дел, без волокиты (гл. 4; 5); - сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны (гл. 1,37); - обязанность вести дела исключительно в коллегиях, хранить документы на рабочем месте, «разговоры иметь токмо о тех, которые к его царского величества службе касаются» (гл. 21,18,16.); - чинопочитание, которое выражалось в почтении, «респекте» и послушании нижестоящих на иерархической лестнице (гл. 26, 24); по прибытии и отбытии президентов коллегий обязаны были встречать, встав с мест и отдавая честь; - соблюдение трудового распорядка, которое заключалось в шестидневной рабочей неделе; начало рабочего дня устанавливалось в 6 или в 8 часов, а окончание в 17 часов. Однако, если была необходимость, рабочий день мог продлиться на основании приказа; - ряд обязанностей носили нравственный характер. Чиновники должны были быть «честными, верными и добрыми» подданными монарха; всеми силами содействовать процветанию государства и «убыток, вред, и опасность отвращать,..» (гл.1); - добросовестное исполнение служебных обязанностей, которое выражалось в трудолюбии и прилежной работе (гл. 54). Что касается прав, то они представлены не так подробно. Социальноличностными являлись: - право на отпуск (гл. 9, 10), который предоставлялся чиновникам в летний период времени на 4 недели. При этом нельзя было отлучаться всем сразу, так как это наносило вред государственным делам. В случае особой надобности отпуска президенты и вице-президенты обращались за позволением к царю, а все остальные письменно в Сенат (гл. 9); - право на доходы за труды. Законодатель не устанавливал определенную оплату труда чиновников, а лишь обещал издать особый регламент по этому вопросу (гл. 39); - право на содержание и награды за добросовестную службу также не конкретизировались (гл. 50). Функциональные права были представлены: - правом на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; - участием в принятии решений, которое выражалось в свободном высказывании своего мнения по тому или иному вопросу. Статусные права прямо в Генеральном регламенте не указываются. Мы можем лишь предполагать, что добросовестная служба может привести к повышению по служебной лестнице, а присяга, которую давал чиновник, содержала ряд его прав и обязанностей и т.д. Реальную юридическую силу Генеральный регламент получает с изданием Табели о рангах. Поворотным шагом в вопросе юридического оформления государственной службы стало принятие в 1722 году Табели о рангах, где все гражданские чины были поделены на 14 классов, каждый из которых предполагал наличие своих строго определенных специфичных прав и обязанностей. При этом Табель о рангах устанавливала общие для всех чиновников права, обязанности, ответственность. В данном документе трудно проследить дифференциацию правового статуса государственных служащих в зависимости от класса Табель не преследовала цели детальной регламентации правового статуса чиновников. Она задала тон всему последующему законодательству, наметила его дальнейшее развитие.
[1] Цит. по: Серов Д.О. Строители империи. Новосибирск. 1996. С. 204. [2] Цит. по: Голованова Е. И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв.: Историкоправовое исследование: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 93. [3] Полное собрание законов Российской империи: Собр. I. Спб.,1830. Т. VI. № 3534. Далее при ссылках на это издание указывается его сокращенное название - ПСЗ, номер тома и номер законодательного акта.
Вся работа доступна по ссылке |
|