У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Правоограничения и гарантии государственного служащего

Государственный служащий располагает властными полномочиями и имеет немалые возможности для использования их несоответствующим и даже противозаконным образом: в политических целях, в целях личного обогащения, в интересах третьих лиц и т.д. С целью предупреждения злоупотреблений и недопущения конфликта частных интересов государственного служащего и публичных интересов общества и государства законодатель официально закрепляет положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на государственной службе. Эти ограничения имеют абсолютный характер и действуют в течение всего времени прохождения службы.

Необходимо отметить, что вопрос об ограничениях государственных служащих затрагивался в литературе или в совокупности с обязанностями[1], или с злоупотреблениями[2]. Попытка дифференцировать ограничения была предпринята только НИ. Лазаревским[3]. На протяжении XVIII века система правоограничений государственных служащих еще не сложилась. Поэтому в литературе отсутствует какой-либо анализ указанного элемента правового статуса чиновника.

Институт государственной службы находился на этапе своего становления, поэтому говорить о четкой нормативной определенности в вопросах ограничений чиновников не приходится. Тем не менее попробуем проанализировать петровское и последующее законодательство и постараемся определить, какого рода ограничения по государственной службе были законодательно закреплены.

Итак, для петровского законодательства о службе характерной чертой являлось наделение начальства широкими полномочиями. Начальник должен был, прежде всего, надзирать за работой чиновников, а также в случае возникновения вакансии подбирать кандидата на свободную должность. Для того чтобы руководство не злоупотребляло предоставленными им правом, законодатель запретил брать на службу «ради дружбы или подарков недостойного и неискусного человека»[4], а также выбирать советников и асессоров «чтоб не были его и коллежских членов сродники, или собственные креатуры»[5]. Здесь прослеживается попытка ограничить власть начальства и тем самым избежать клановости и семейственности. Кроме того, глава 26 Генерального регламента требовала от руководства, чтобы оно не обременяло чины и должности работой, им неположенной. Этим законодатель ограничивал власть начальников рамками служебных обязанностей подчиненного. В то время многие высокие чины рассматривали властные полномочия не как делегируемые им государством, а как принадлежащие им по праву более высокого чина, происхождения и т.д.

К числу ограничений, которые имели своей целью рациональную организацию работы, чиновника, относились:

1)    запрет на ведение дел на дому (Генеральный регламент гл. 18). Только в случае болезни президента коллегии можно было сделать исключение;

2)    Генеральный регламент и Указ «О должности Сената»[6] запрещали разговаривать в коллегиях на посторонние темы, смеяться, употреблять непотребные и праздные слова. Все усилия чиновника должны были быть направлены на решение служебных вопросов;

3)    Регламент также обязывал начальство удерживать подчиненных от «безбожного жития», «пития и игры», «лжи и обманства». Государственный служащий должен был вести благопристойный образ жизни; в случае нарушений его лишали чина или отправляли в отставку[7].

Что касается ограничений в нравственной сфере, то в главе 51 Генерального регламента на этот счет было сказано: «чтоб никто ругательными и поносительными словами коллегии касаться не дерзал», «какого б чина и достоинства кто ни был». Кроме того, своеобразным ограничением чиновников можно считать запрет

расточительности. Петр I не только вчетверо сократил расходы на содержание царского

122

двора, но называл роскошь в одежде «кражею нашея великого государя казны» . Поэтому в грамоте в Енисейск от 28 октября 1697 г. стольнику и воеводе Глебову приказывалось предупредить «всяких чинов служилых и посадским людям...чтоб они.. .бархатных и .. .золотых и серебряных и гладких, на собольих черных мехах, и холодных портшц себе и женам своим и детям через свой чин не делали; а буде у кого такие портища объявятся, и те ... имать в Нашу Великого Государя казну безденежно, а за ослушание Нашего Великого Государя указа, учинить тем людем наказанье смотря

123

по человеку и по вине» . С целью надзора за жизнью и деятельностью чиновников в 1714 г. был создан институт фискалов.

Таким образом, уже при Петре I начинает складываться система ограничений государственных служащих. Основная их группа была направлена на выработку трудовой дисциплины чиновников (ведение дел только в коллегиях, разговоры только по службе). Политические ограничения не получили широкого развития в связи с тотальным подавлением любого проявления политического плюрализма. Надзор за политической благонадежностью был возложен на фискалов и прокуратуру, они контролировали соблюдение чиновничеством указов и регламентов. Ограничения, связанные с имущественными и неимущественными выгодами чиновника, в петровском законодательстве не прослеживаются. Только в начале XIX века данная группа ограничений находит отражение в законодательных актах.

В границах правового статуса государственного служащего перечисленные ограничения уравновешивались гарантированными преимуществами. Гарантии по государственной службе - это совокупность мер правового, социально-экономического, организационно-управленческого и морально-психологического характера, которые создают благоприятные условия для эффективного исполнения государственной должности, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего[8].

 


1,5 Эйхельман О. Обзор центральных и местных учреждений управления в России. Киев, 1890. С. 79;

Ивановский В.В. Русское государственное правою. Казань, 1895. С. 591-592.

[2] Неклюдов Н А. Противодействие правосудию и злоупотребления по службе. СПб., 1892. С.39.

3 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. С. 120-126.

[4] ПСЗ.Т. VI. №3534.

1,9 ПСЗ.Т. VII. №4342.

[6] ПСЗ. Т. VI. № 3978.

[7] ПСЗ. Т. VI. № 3534.

[8] Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право. 2003. № 9. С. 24.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36512.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.