У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Ответственность государственного служащего

Ответственность государственного служащего - неотъемлемая составляющая структуры его правового статуса. Она наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых и принимаемых решений, а также в результате злоупотреблений должностными полномочиями. Наличие ответственности связано с необходимостью строжайшего соблюдения государственными служащими законности и служебной дисциплины.

Первые попытки установить ответственность государственных служащих предпринимаются с началом становления приказной системы и выделением гражданской службы из службы вообще. Юридическим фактом, устанавливающим ответственность, являлась присяга, которую давали всем населением страны при смене правителей, а также при вступлении в должность и повышении в чине. Так, в крестоприводной записи 1598 г. Борису Годунову в заключительной ее части, рассчитанной на приказных людей, говорится, что «...тако же мне, где государь мой... велит быть у какого приказу или в суде, ... дела всякие делать вправду, по дружбе никому не норовить, а по недружбе никому не мстить»[1]. При исполнении своих обязанностей дьяк обещал не брать взяток и не разглашать государственных тайн. Затем он обещал рассматривать дела в предписанные сроки, без волокиты и не подделывать, не составлять с пристрастием необходимые документы: «ис книг, ис писцовых ... выписывати... подлинно и прямо, и мимо книг ничего не написывать...»[2]. Кроме того, служащий обязывался помимо полученного наказа ничего не делать.

В ХУЛ в. государственная служба проходила начальный этап своего становления, поэтому общего документа, строго регламентировавшего ответственность служащих, не было. В присяге отражалась ответственность каждой отдельной категории служилых людей. При этом в крестоприводных отражены все возможные пороки чиновничества:                бюрократизм, взяточничество, волокита. Присяга

рассматривалась государством как залог «честной службы»; в случае ее нарушений ждала ответственность.

Традиция давать присягу на верность службы сохранилась в дальнейшем. Например, при Екатерине П государственные служащие клялись в «верной службе», обещали хранить тайну, следовать «инструкциям, указам и регламентам» и присяга не нарушать[3]. Так как большинство государственных служащих были представителями дворянства, нарушение клятвы для них - преступление, влекущее за собой потерю дворянского достоинства.

Юридическое оформление ответственности государственных служащих впервые прослеживается в Уложении 1649 г. Складывается следующая система правонарушений служилых людей: умышленное неправосудне вследствие мести или дружбы (Гл. X, ст. 5); отказ в правосудии (Гл. X, ст. 20); медленность суда - «волокита» (Гл. X, ст. 4, 15, 16,); доставление средств преступнику уклониться от суда (Гл. X, ст. 13); взяточничество (Гл. X, ст. 5, 12, 16); подделка судебного дела (Гл. X, ст. 12); уклонение от служебных обязанностей, в виде неявки в приказ (Гл. X, ст. 24). За вышеперечисленные нарушения устанавливались наказания в виде отрешения от дел; бития кнутом или батогами, отсечения руки подьячему, торговой казни, бесчестия, пени или «что государь укажет»[4]. Исключение составляет взяточничество, которое наказывалось не в связи с преступными деяниями, а с произошедшими из него последствиями (умышленным неправосудием, подлогом).

Таким образом, Соборное уложение 1649 г., несмотря на свою лаконичность, ярко рисует нам картину должностных правонарушений чиновника ХУЛ в. По мнению С.М. Соловьева, именно «злоупотреблениями приказных людей» была обусловлена необходимость его издания[5]. В Уложении наблюдалась неопределенность многих санкций за должностные злоупотребления («как государь укажет»), назначались разные наказания за одинаковые преступления, отсутствовала дифференциация ответственности государственных служащих. При этом Уложение, конечно дополненное и измененное новыми законодательными актами, оставалось одним из основных законов России вплоть до первой половины XIX века.

Определенные успехи, связанные с коренными изменениями в деле предупреждения должностных преступлений в системе государственной службы, были достигнуты в первой четверти XVIII в. при Петре I. Так, в 1708 году при проведении губернской реформы царь для противодействия «подкупу» служилых людей организовал службу за жалованье. До Петра I чиновники осуществляли свою службу за счет подношений населения («кормление от дел»). Ликвидация последнего должна была нейтрализовать еще одно обстоятельство, способствующее существованию должностных нарушений, в частности, коррупции среди государственных служащих. Однако данная мера оказалась малоэффективной, и в 1713 г. издается указ, из которого следует, что: «Государь, милосердуя о народах государства своих, ревнуя искоренить неправедныя, бедственныя всенародных тягости и похищения лукавыя государственной казны, понеже известно ему, Великому Государю, учинилось, что возрастают на тягость всенародную и умножаются для лукавых приобретений и похищений государственных интересов великия неправды и грабительства...»[6]. В соответствии с ним «посулы», т.е. взятки, выделяются в самостоятельный состав преступления, как «лукавые приобретения и похищения государственных интересов», в отличие от предыдущего периода, который рассматривал их как нарушение служебного долга в судопроизводстве. Далее в 1714 году Петр I издает Указ «О воспрещении взяток и посулов». Этот акт подтверждал установление жалованья государственным служащим, а также запрещал «лихоимство», причинявшее «вред и убыток государству»[7]. Посул квалифицировался как преступление, за которое «тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен, или смертно казнен будет». Данный указ был обнародован, «дабы неведением никто не отговаривался», а при вступлении в должность каждый чиновник обязан был «сему указу приложить руки»[8].

Следует отметить, что законодатель соразмерял наказание за взяточничество с тяжестью преступления, а не с классом занимаемой чиновником должности. Доказательством тому служит должностной статус привлекаемых к ответственности лиц. Например, в апреле 1715 г. был публично высечен кнутом московский вице- губернатор Корсаков, а сенаторам князю Г.И. Волконскому и В.А. Апухтину публично жгли языки раскаленным железом за казнокрадство и взятки. А в ноябре 1722 г. за взяточничество был казнен и сам обер-фискал А.Я. Нестеров[9].

 


[1] Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVIII века и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987. С. 148.

[2] Там же. С. 149.

[3] ПСЗ. Т. XVI. № 11.601.

[4] Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 41.

[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6. Книга 3. М., 1962. С. 658-659.

[6] ПСЗ. Т. V. № 2707; № 2726.

[7] ПСЗ. T. V.№2871.

[8] Там же.

[9] Бассевич Г.Ф. Записки, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого. М., 2000. С. 364-417.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36512.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.