Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности восприятия на слух звучащей иноязычной речи в условиях радиотелефонной связи «Земля - Воздух» меяеду экипажем воздушного судна и инженером по управлению воздушным движениемВосприятие предметов и явлений материального мира и их многообразных свойств и отношений как психическая функция занимает одно из центральных мест в различных видах деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентации человека в окружающей действительности, позволяет ему рационально организовать свою деятельность, поведение в соответствии с объективными обстоятельствами и ситуациями. Восприятие является основным фактором в обучении рецептивным видам иноязычной коммуникативной деятельности, в частности — аудированию. Обучению восприятию иноязычной речи на слух и её пониманию уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной методике преподавания иностранных языков. И это объясняется тем, что умение аудирования, являясь одним из сложнейших видов иноязычной коммуникативной деятельности, составляет наряду с продуцированием речи два неразрывных компонента вербальной коммуникации. Разработка вопросов, связанных с обучением восприятию иноязычной речи на слух, особенно активизировалась в 60-е годы прошлого века, когда обозначились основные тенденции исследований, которые в дальнейшем получили развитие в трудах психологов, психолингвистов, лингвистов, методистов (Вайсбурд, 1965; Гапочка, 1980; Елухина, 1989, 1996; Зимняя, 1972; Исенина, 1975; Кочкина, 1964,1965). Внимание специалистов к процессу аудирования объясняется также и тем, что в «современном обществе люди слушают 45% времени, говорят — 30%, читают — 16%, пишут — 9%» (Клобукова, Михалкина, 2003). Как видно из приведенных данных, аудирование как вид коммуникативной деятельности достаточно востребован. По мнению З.А. Кочкиной, первой исследовавшей проблему иноязычного аудирования, «70% бодрствования человек проводит в речевом общении, причём из этих 70% на аудирование приходится 45%» (Кочкина, 1963, с. 162). Эта точка зрения автора стала хрестоматийной, но тем не менее представляется уместным уточнить, что умение в аудировании в известной мере является одним из важных показателей уровня владения иностранным языком. Как отмечает З.А. Кочкина, «процесс аудирования включает в себя слышание, слушание, распознавание устной речи и интерпретирование произносимых символов, привнесение в символы значимости и знаний, и осознание невысказанных фактов и предположений» (Кочкина, 1963, с. 162). Таким образом, умение адекватного понимания звучащей иноязычной речи курсантами авиационных вузов приобретает особое значение, поскольку при ведении радиообмена «Земля - Воздух» пилот или инженер по управлению воздушным движением не имеют права на ошибку: от этого зависит безопасность полёта. В этой связи проблема совершенствования процесса обучения аудированию в авиационных вузах не теряет своей актуальности. Известно, что определение, данное З.А. Кочкиной: «Аудирование — это процесс восприятия и понимания слышимой речи» (Кочкина, 1964, с. 14), — используется в специальной литературе более сорока лет. В ряде работ известных авторов (Зимняя, 1973; Ильина, 1965; Соболева, 1972) определение аудирования как вида речевой деятельности трактуется несколько по-иному. Одним из полных определений аудирования нам представляется следующее: «Аудирование — это сложный мыслительный процесс восприятия, распознавания и понимания речи, сопровождающийся активной переработкой полученной информации в её связи с имеющимися у аудитора лингвистическим и прагматическим опытом и оценкой воспринимаемой информации во внутренней речи» (Суздалёва, 1998, с. 38). Мы полагаем, что это определение наиболее точно отражает деятельностный характер аудирования, его психологическую природу, связанную с единством субъективного и объективного в восприятии и понимании иноязычной речи. Восприятие речи на слух, по мнению многих исследователей, является сложным и многомерным психическим процессом и представляет собой операции головного мозга по восприятию, опознанию и различению звуков в составе слов, слов в составе предложений и, наконец, фраз в структуре сообщения или текста (Леонтьев, 2003, с. 127). В этой связи Н.И. Гез пишет: «...приём информации на слух сводится к тому, что внешние раздражители воздействуют на слуховые рецепторы, которые в ответ на это вырабатывают нервные импульсы. Воспринятые колебания этих раздражителей обрабатываются в сенсорной области нервной системы, при этом значительно сокращается объём информации, а сами раздражители объединяются в классы одинакового значения. В сокращённом и несколько упорядоченном виде информация поступает в сознание. Слуховая система человека создаёт при восприятии звучащей информации инварианты, которые обладают способностью обнаруживать корреляционные отношения между сигналами. Этот факт играет решающую роль в приёме и обработке информации» (Гез, 1962, с. 28). Подвергая рассмотрению трудности в аудировании авиационного радиообмена, следует остановиться на уровне развития у курсантов психофизиологических и психолингвистических аудитивных механизмов. Поскольку их будущая профессиональная деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным и психическим напряжением, от того, в какой степени будут развиты их аудитивные механизмы, будет зависеть безопасность полётов. К основным психофизиологическим механизмам аудитивной деятельности большинство авторов относят: - механизмы речедвигательные; - механизмы осмысления полученной информации; - механизмы сегментирования речевого потока (в том числе в условиях повышенного эмоционального и психического напряжения); - механизмы памяти (мнемонические механизмы); - механизмы вероятностного прогнозирования (Зимняя, 1973; Гез, 1982). В процессе восприятия иноязычных речевых сообщений данные механизмы реализуются комплексно. Считаем возможным в исследовательских целях последовательно рассмотреть каждый из них отдельно, с учётом объективных и субъективных трудностей восприятия иноязычной речи в условиях радиотелефонной связи «Земля - Воздух». Приём информации на слух невозможен без участия речедвигательных механизмов. Качество понимания воспринимаемой информации зависит от репродуцирования слушаемой речи, первым этапом узнавания которой является артикуляционное распознавание прослушиваемого материала. Установлено, что ещё до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют активность. Однако в условиях радиотелефонной связи «Земля - Воздух» проговаривание может отставать от слуховых ощущений, поскольку общение носит дистантный характер и артикуляционная база источника речи оказывается недоступной. Несмотря на отмеченную особенность, в процессе обучения аудированию курсантов авиационного вуза проговаривание следует учитывать как опору для декодирования эталонных фраз профессионального радиообмена «Земля - Воздух». При этом следует иметь в виду, что внутреннее проговаривание имеет специфические особенности: реципиент проговаривает не всё, что воспринимает. Проговаривание имеет прерывистый характер, потому что проговариваются не все воспринимаемые высказывания, а лишь отдельные их фрагменты; происходит своеобразный контроль воспринятого органами артикуляции: слуховой образ слова как бы подкрепляется артикуляционным (Киселёва, 1976). Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нуждается в контроле, поэтому проговаривание наблюдается в наиболее сложных случаях, когда сформированный образ слова ещё не закреплён или, когда имеются помехи, затрудняющие восприятие. Следовательно, наличие прочных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих точность и быстроту понимания. Это положение нашло своё отражение в разработанных нами комплексах упражнений для тренировки и развития фонематического слуха и аудитивных навыков и умений у курсантов военного авиационного вуза. Рассматривая механизм осмысления, И.А. Зимняя отмечает, что «осмысление - это процесс установления смысловых связей и смысловых отношений между элементами и единицами воспринимаемого речевого сообщения» (Зимняя, 1977, с. 109). С помощью осмысления обнаруживается или устанавливается иерархия смысловых связей (соподчинение, подчинение, важность, второстепенность и т.д.). Иными словами, посредством осмысления осуществляется смысловая организация воспринимаемого материала, которая всегда присутствует в ходе аудирования. Аудирование, как известно, имеет внешнюю и внутреннюю стороны: смысловое восприятие выступает в качестве его внутренней стороны и представляет собой тот психический процесс, ту психическую функцию, посредством которой собственно и осуществляется рецептивная деятельность. И.А. Зимняя подчёркивает, что «восприятие в процессе речевой деятельности определяется как смысловое, потому что, во-первых, восприятие человека включает акт понимания, осмысления, и, во-вторых, в процессе речевой деятельности осуществляется восприятие смыслового содержания прослушанного материала, что тем более предполагает осмысление» (Зимняя, 1977, с. 109). Механизмом смысловой организации воспринимаемого материала служит перекодировка, являющаяся «мощным инструментом для увеличения количества информации, которое мы можем обработать» (Зимняя, 1977, с. 108). Смысловая перекодировка поступающего материала осуществляется за счёт объединения, группировки, выделения смысловых вех.
Вся работа доступна по ссылке |
|