У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность услуги как товара и ее основные характеристики

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике.

Развитие общества, рост производительных сил создают предпосылки для развития сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как на отечественном, так и на международном рынке возрастает. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно- технического прогресса.

Теория услуг, как отрасль научного знания, до настоящего времени не имеет законченного устоявшегося характера. Множество существующих в экономической литературе точек зрения на сущность самой услуги, сферы услуг, ее места и роли в национальной экономике, определение границ этой сферы, классификацию услуг приводят к затруднению восприятия услуги как специфического вида товара, обладающего особенными свойствами.

Предваряя рассмотрение этих свойств, считаем необходимым изложить отдельные точки зрения из множества существующих по поводу содержания определения «услуга».

Известно наиболее общее определение категории «услуга», данное К. Марксом: «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара ли, труда ли» [80, с. 203-204]. То есть, под услугой следует понимать полезный эффект, который возникает в результате процесса производительного труда как целесообразной деятельности. Полезный эффект есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека. Полезный эффект и есть потребительская стоимость, которая называется услугой лишь потому, что природа определенных потребностей человека делает носителем полезных свойств самое протекание процесса производства (труда). Приобретая услугу, потребитель покупает не рабочую силу, как способность к труду вообще, а полезное действие конкретного труда, его способность в своей натуральной форме (то есть в виде деятельности), удовлетворить строго определенные личные потребности человека.

Теория услуг, разработанная К. Марксом, характеризуется логической стройностью. Он отмечал, что в «каждый данный момент в числе предметов потребления, существующих в виде товаров, имеется известное количество предметов потребления в виде услуг» [80, с. 151].

О социально-экономическом содержании услуги, как специфического продукта работников, занятых в сфере обслуживания, К. Маркс писал, что: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую делает этот труд подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» [80, с. 413].

В этой цитате прямо указано, что полезность деятельности непосредственно может служить потребительной стоимостью, то есть удовлетворять потребность человека, а услуга есть лишь способ выражения особой потребительной стоимости в виде конкретного полезного эффекта. Следовательно, под услугой надо понимать не труд как таковой, а такие конкретные полезные свойства производительного труда, которые проявляются непосредственно в виде целесообразной деятельности.

При этом понятие «услуга» К. Маркс, прежде всего, связывал не с технологическим содержанием той или иной деятельности, а-с ее социально- экономической формой, то есть с характером экономических отношений, складывающихся по поводу выполняемых ею общественно необходимых функций.

Разделяя в целом точку зрения К. Маркса, мы считаем, что результатом труда по оказанию услуг является не создание вещественных благ, а специфический неотделимый от самой деятельности полезный эффект, заключающийся в изменении состояния уже произведенного "продукта, переходе его из сферы производства в сферу потребления, смене формы стоимости. Отсюда сущность услуг состоит в полезном действии труда по удовлетворению определенных потребностей населения.

В современных законодательных актах и федеральных правилах обслуживания применяются выражения: «выполнение работ» и «оказание услуг». При этом работа может пониматься и как самостоятельный процесс, и как составная часть услуги, хотя количественное содержание работ в услугах может быть разным.

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации в Российской Федерации. Основные положения» вводит понятие «производственная услуга» как деятельность по удовлетворению нужд предприятий и организаций [33]. В Гражданском кодексе РФ эту услугу называют работой (научно- исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, наладочной, пусковой, эксплутационной, утилизационной и др.) [38].

В настоящее время терминология услуг регламентируется ГОСТ Р 50646-94 [37] и постоянно дополняется новыми терминами и понятиями в конкретных сферах услуг через науку, практику и законодательство.

В ИСО 9004.2:1991 «Общее руководство качеством. Элементы системы качества. Руководящие указания по услугам» понятие «услуга» включает в себя:

  •  итоги непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя;
  •  внутреннюю деятельность исполнителя по удовлетворению запросов потребителя;
  •  возможную связь с производством и поставкой материальной продукции (такую услугу называют материальной) [49].

В ГОСТ Р 50646-94 дано следующее определение услуги: «Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя» [37]. Поскольку это понятие включает взаимодействие исполнителя и потребителя услуг (обслуживание), процесс оказания услуги самим исполнителем, а также результат услуги в виде преобразованной продукции, можно сделать вывод, что оно практически полностью позаимствовано из стандарта ИСО 9004.2:1991.

Зарубежные ученые-экономисты предлагают свои определения термина «услуга», сущность которых от определений отечественных ученых практически не отличается. Так, по Ф. Котлеру, под термином «услуга» понимается «любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть (а может и не быть) связано с товаром в его материальном виде» [61, с. 249].

Определение Ф. Котлера, по нашему мнению, несколько сужено и не раскрывает сущности услуги как объекта получения экономической и социальной выгоды ее производителями и потребителями, а определяет лишь свойства неосязаемости и способности услуги являться объектом коммерции.

Широко известно в зарубежной практике определение услуги как «... итога непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя» [183]. Это определение нам представляется неудачным, так как оно не отражает особенности услуги и в полной мере может быть отнесено, например, к реализации товара, которая далеко не в каждом случае продажи сопровождается оказанием услуг какого-либо рода.

Многие современные отечественные ученые также проводили теоретические исследования категории «услуга». Например, Борисов В.А. под услугами понимает «все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей. Отличительной чертой деятельности в сфере услуг является неосязаемый реально характер производимого в этой области продукта» [15, с. 7].

Определение «услуги», данное Э.М. Агабабьяном, соответствует определению К. Маркса: «Та или иная потребительная стоимость - товар^или услуга - реализуется непосредственно в процессе потребления. Но их реализация как стоимостей происходит лишь в процессе обмена, который отделен во времени и пространстве от процесса потребления и, как правило, предшествует последнему. Услуга, как и товар, служит предметом обмена стоимостных эквивалентов. Цель обмена - реализация стоимости, заключенной в услуге, овеществление ее в деньгах во всеобщем товаре, выступающем в роли меры стоимости. Услуга является носителем стоимости как сгусток известного количества общественно необходимого труда, как продукт производительного труда. Поэтому и возможен обмен услуг на деньги, в которых стоимость услуги получает видимое существование, хотя и общественно идеальное по своему характеру» [4, с. 32.]. В данном определении автор раскрывает стоимостной аспект услуги, но не акцентирует внимание на ее социальном значении.

В.П. Александров раскрывает свойство услуг как потребительных стоимостей и подчеркивает, что «... было бы ошибкой сводить экономическую роль сферы услуг к содержанию ее за счет части материального продукта» [6, с.27]. Услуга, по его мнению, есть «продукт непроизводительного труда, необходимый элемент процесса воспроизводства рабочей силы; услуга, хотя и не имеет стоимости, но может иметь цену и поэтому должна быть подвергнута «своеобразному общественному учету»». Мы считаем, что в данном определении спорным является мнение автора об отсутствии стоимости услуги, поскольку на выполнение услуг затрачивается определенное количество ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных), следовательно, каждая услуга имеет свою стоимость.

В Большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Услуги - работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товаров...» [14, с. 1096]

Панкратьева Н.И. считает, что «Услуги — экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций и общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме» [110, с. 17]. -

Мы полагаем, что с этими определениями нельзя согласиться в полной мере, поскольку составители словаря и Панкратьева Н.И. за пределами своего внимания оставили социальную деятельность, также удовлетворяющую потребности человека и общества. Например, услуги здравоохранения, искусства, культуры и т.д. Более того, спорным является убеждение Панкратьевой Н.И. в том, что потребности не воплощены в материально-вещественной форме. Любые услуги, даже социального характера, требуют наличия определенной материальной основы для их исполнения. Сложность, по нашему мнению, заключается в измерении эффекта от их оказания.

 

Известно также определение Хлусова В.П., который под услугой понимает мероприятие или выгоду, «предлагаемые любому лицу, но не приводящие к завладению чем-либо» [170, с. 19].

Мы считаем, что это определение услуги наиболее спорное из всех рассмотренных, поскольку услуга, оказываемая на платной (или бесплатной) основе предполагает передачу права собственности на ее результат от производителя к потребителю. Следовательно, любое «мероприятие или выгода» приводит к завладению как конкретным действием, сопровождающим выполнение услуги, так и, одновременно, ее результатом.

По нашему мнению, услуга - действие, результатом которого является тот или иной полезный для потребителя эффект - экономический или социальный.

Исходя из известной посылки, что продукт представляет собой некое благо, приобретаемое потребителем, а его характеристики (размер, свойства, качество, оформление) важны как средство предоставления потребителю определенных благ, можно утверждать, что, приобретая выгоду для себя, покупатель удовлетворяет ту или иную потребность.

Под продуктом в данном случае нами понимается завершенная услуга или вещь, поступившие в распоряжение потребителя в обмен на ценность.

Предоставление услуг потребителям непосредственно связано с экономической категорией “полезность”. Полезность представляет собой субъективное удовлетворение потребителя от потребления единицы продукции. Известно, что в классической школе политической экономии полезностью называлась потребительская стоимость товара в противоположность его стоимости. —

Характеристика продукции представляет интерес для потенциального потребителя, если он считает ее полезной. Характеристики, которые не являются полезными для потребителя, представляют интерес только для производителей и продавцов продуктов.

Полезность может возрасти в результате потребления как продукции, так и деятельности в виде конкретного товара, предоставляемого клиенту, а также отдельных услуг, связанных с его приобретением и использованием.

С этой точки зрения, услуга, по нашему мнению, представляет собой деятельность, увеличивающую полезность потребителя. Причем на услуги распространяется действие закона убывающей предельной полезности, который утверждает, что с ростом потребления конкретного товара, при неизменном потреблении других товаров, общая полезность увеличивается, но на все меньшую величину. Полезность - это субъективная категория, она не поддается объективной оценке. Предпочтения конкретных потребителей различны, что создает основу для осуществления товарного обмена продуктами труда. Любая сделка купли- продажи, по сути, представляет собой товарный обмен, в процессе которого полезность увеличивается у каждого из контрагентов. Если сделка совершена, это является свидетельством того, что в силу различия предпочтений обменивающихся сторон, ее реализация привела к росту субъективного удовлетворения каждого из партнеров.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/39164.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.