У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Региональные особенности развития социального предпринимательства

Социальное предпринимательство как явление возникло еще в XIX в. Однако появление, развитие, формы возникновения, масштабы деятельности, скорость распространения социального предпринимательства происходила неравномерно в разных странах, что было обусловлено объективными институциональными факторами. Доминирование роли того или иного института в решении социальных проблем общества  в разных          странах                                                                                                 в  разные

исторические периоды по-разному сказалось на формировании определенных традиций, норм и обычаев в отношении социально-значимых вопросов. Например, главенствующая роль церкви в европейских странах вплоть до начала XVIII века определяла закрепленную за ней  функцию   участия    во   многих

социальных вопросах, таких как содержание странников, бездомных, больных. Великая промышленная  революция, которая охватила множество стран мира,

изменила отношение к               решению социальных  проблем.   Начиная   со    второй

половины XVIII века стали создаваться дома трудолюбия, где к труду привлекались маргинальные слои населения (бедные, инвалиды, сироты и т.п.). Развитие и укрепление роли капитализма в странах Европы усилило социальную ответственность государства, которая в наибольшей степени проявилась после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и после Второй мировой войны. Большую часть государственных бюджетов составляли расходы социального характера: образование, здравоохранение, социальные пособия, пособия по безработице и многое другое. Однако вследствие возникновения провалов рынка и государства все больше надежд стали возлагать на частный капитал как основной движущей силы к процветанию и стабильности в этих странах. Частные компании все больше стали вовлекаться в социальные аспекты через различные

 

программы корпоративной социальной ответственности. Развитие социального предпринимательства, которое, прежде всего, началось именно в развитых капиталистических странах Европы и Америки, стало логичным отражением укрепляющейся позиции частных компаний и инициатив в решении социальных проблем. Однако предпосылки и характер появления и развития социального предпринимательство в разных регионах мира отличаются. Так, согласно исследованию Дж. Керлин [Kerlin, 2009] социальное предпринимательство в США находится на пересечении гражданского общества и коммерческого сектора, а в Европе — на пересечении гражданского общества и государственного сектора.

Традиции и обычаи, сложившиеся в обществе, сказываются на структуре и характере наиболее острых социальных проблем, существующих в разных странах. Например, в мусульманских странах, как правило, отсутствует проблема сиротства в связи с тем, что религиозные представления, развитые родственные отношения в этих странах не позволяют оставлять ребенка вне семьи. В России наоборот, существует острая проблема переполненности детских домов, интернатов, исключения детей-сирот из социально-экономической жизни. Данный пример показывает важность контекста при рассмотрении особенностей развития социального предпринимательства в мире. К тому же, как отмечает Дж.Керлин [Kerlin, 2009], понимание границ и сути явления «социальное предпринимательство» необходимо осуществлять через привязку к региональному контексту.

В зарубежной литературе уже появились работы, в которых рассматриваются и анализируются особенности развития социального предпринимательства в разных странах [Kerlin, 2006; Fostering Social Entrepreneurship, 2006; Social Enterprise: new model for poverty reduction and employment generation, 2008; Defoumy and Nyssens, 2009]. Однако в основном в этих работах рассматривается опыт европейских стран, США, Великобритании и проводится сравнительный анализ американской и европейской традиции возникновения и развития социального предпринимательства. Автор сделал попытку рассмотреть региональные особенности развития социального предпринимательства не только в тех странах, где оно уже имеет сложившуюся традицию, но и в тех странах, где социальное предпринимательство только начинает зарождаться. Основная задача представленного анализа состоит в необходимости, с одной стороны, показать глобальный масштаб распространения этого явления в мире, а с другой стороны, выявить его национальные особенности.

  1. Развитые страны

Европа

Социальное предпринимательство в Европе зародилось еще в начале XIX в., когда получила развитие так называемая «социальная экономика» (social economy) через активный рост и усиление влияния некоммерческого сектора, основными агентами которой являются кооперативы (cooperatives), общества взаимопомощи (mutual organizations), ассоциации (association) и фонды (funds).

В XX в. идеи социальной экономики в социалистических странах Европы и в СССР реализовывались посредством тотального участия государства в социально-экономической сфере, а в капиталистических странах — через поддержку государством социальных программ, инициатив и организаций. «Фонды в Центральной и Восточной Европе были встроены в общественную инфраструктуру, в то время как кооперативы и ассоциации стали частью национализированной экономики и играли роль псевдо-общественных агентов» [Social Enterprise: New Model for Poverty Reduction and Employment Generation, EMES & UNDP report, 2008, p. 25]. Переход социалистических стран к рыночной экономике предоставил для некоммерческих организаций и гражданских инициатив возможность обрести свое место в новой социально-экономической системе. Однако для экономики переходного периода характерно несовершенство законодательной базы, чем во многом и объясняется низкая эффективность деятельности социально ориентированных организаций.

В конце XX в. большинство стран Европы столкнулись с социальными проблемами в сфере занятости, здравоохранения, образования, которые требовали незамедлительного решения. Устранение проблем только силами государства и частного сектора порой было практически невозможно, именно поэтому в этот период активизировалась деятельность некоммерческих организаций, гражданских организаций и организаций местных сообществ. Постепенно некоммерческие организации выходили за пределы своих основных функций — защита и продвижение интересов определенных групп и слоев населения, все более вовлекаясь в процесс производства товаров и услуг, что требовало предпринимательского подхода для достижения эффективности и финансовой устойчивости.

Первой страной, которая узаконила деятельность социальных предприятий, была Италия, где в 1991 г. им был предоставлен официальный статус «социальные кооперативы» (social cooperatives). В 1995 г. в Бельгии был принят закон о «компаниях с социальной целью» (company with social mission). Абсолютно новую форму для организаций социального предпринимательства ввела в 2001 г. Великобритания — «компании, действующие в интересах местного сообщества» (community interest company). Однако необходимо отметить, что «большинство социальных предпринимателей Европы до сих пор функционируют в рамках традиционного законодательства «третьего сектора»» [Social Enterprise: New Model for Poverty Reduction and Employment Generation, EMES & UNDP report, 2008, c. 28].

Важную роль в формировании благоприятной среды для развития социального предпринимательства в странах Европы играют инициативы Европейского Союза, направленные на поддержку исследований и программ по социальному предпринимательству. Весомую роль в развитии социального предпринимательства в странах Европы играют международные фонды, ассоциации и организации (USAID, Ashoka Foundation, EMES European Research Network). Говоря об исследованиях в области социального предпринимательства, необходимо отметить, что в отличие от США, где социальное предпринимательство исследуется как в бизнес-школах, так и на факультетах социологии, в Европе исследования социального предпринимательства часто осуществляют социологи, что смещает вектор исследований от экономической в социальную сферу.

Северная Америка

В США и Канаде социальное предпринимательство понимается в более широком смысле, чем в других странах. Понятие «социальное предпринимательство» охватывает континуум социально ориентированных организаций:     от коммерческих организаций, вовлеченных в социально

ответственную деятельность, до НКО, генерирующих доход. Такое широкое понимание определено историческим контекстом возникновения социального предпринимательства в США и Канаде.

Уже в конце XVIII в. в США коммерческая деятельность НКО была легализована и имела фактически всеобщий характер. Например, религиозные и общественные группы владели базарами и продавали товары домашнего производства в дополнение к добровольным взносам [Kerlin, 2006]. В 60-е гг. XX в. правительство США разработало программу «Великое общество» (Great Society), согласно которой федеральное правительство через фонды инвестировало миллиарды долларов в программы помощи бедным, в образование, здравоохранение, развитие сообществ, окружающую среду и искусство. Во избежание излишней бюрократии многие из фондов действовали через некоммерческие организации, что способствовало увеличению количества НКО [Kerlin, 2006]. Однако экономический спад 70-80-х гг. XX в. вызвал сокращение федеральных программ, что отразилось на финансовой устойчивости НКО, которые стали искать иные источники доходов, чем взносы и пожертвования.

Именно так в США стала активно развиваться социально ориентированная деятельность, приносящая доход.

Необходимо отметить, что институциональную среду социального предпринимательства в США в основном формируют частные фонды, которые обеспечивают финансовую                    поддержку,      предоставляют образовательные,

тренинговые, консалтинговые услуги социальным предпринимателям (в отличие, например, от Европы, где эти функции выполняет в основном государство, либо общественные организации). Поддержка социального предпринимательства частными инвестиционными фондами в США началась в 80-е гг. XX века. Некоторые фонды (Kellog                                         Foundation,                 Kauffman Foundation, Rockefeller

Foundation) делали упор на формировании сети социальных предпринимателей, другие поддерживали стартапы с социальной миссией (Roberts Enterprise Development Fund). Стали                  появляться      международные фонды, которые

занимались обучением, консультированием социальных предпринимателей, а также выделяли гранты социальным предпринимателям (Skoll Foundation, Ashoka, Schwab Foundation). Важную роль в формировании условий для развития социального предпринимательства в США играют исследовательские центры, университеты (The Fuqua School of Business, Duke University; Harvard Business School; Columbia School of Business), а также ассоциации, объединяющие практиков в сфере социального предпринимательства (Social Enterprise Alliance, SeeChange, National Gathering for Social Entrepreneurship).

Социальное предпринимательство в США охватывает множество секторов и сфер — «от прибыльных институтов микрокредитования, которые созданы для обеспечения финансирования малого бизнеса, до некоммерческих фармацевтических компаний, имеющих цель - улучшение здоровья населения» [Fostering Social Entrepreneurship, 2006]. В зависимости от целей и задач организации законодательство США дает возможность выбрать необходимую правовую форму.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/78478.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.