Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие, признаки и правовые основы деятельности по энергосбережениюРаспоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»[1] утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, в которой подчеркивается необходимость повышения энергетической эффективности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природноклиматическими условиями. Главной целью Энергетической стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны. Принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»), регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности[2]. В целях исполнения Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» были внесены изменения в действующие нормативно-правовые акты. В качестве одной из целей государственного регулирования в энергетической сфере установлено создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности). Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 06.11.2013) «Об электроэнергетике»[3] в статье 29 определяет основы инвестиционной политики государства в электроэнергетике. В соответствии с нормой закона, инвестиционная политика государства должна быть направлена на обеспечение устойчивого развития электроэнергетики, а также на развитие энергосбережения. Важную роль в определении правовых основ энергосбережения имеют подзаконные нормативные акты, среди которых указы Президента и акты Правительства РФ. Правительство РФ в соответствии с законодательством определяет основные направления государственной политики в сфере энергосбережения. В соответствии с ч.3 ст. 2 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных п работ, оказанных услуг) . Происходящие общественно-политические процессы позволяют сделать вывод о формировании отдельного направления хозяйственной деятельности - деятельности по энергосбережению. О необходимости не только совершенствования правового регулирования энергосбережения, но и кардинального изменения философии такого направления свидетельствуют следующие экономико-правовые предпосылки: 1. Высокая энергоемкость технологических процессов, существенные потери энергии при ее передаче; 2. Нерациональное потребление энергии в бюджетной и жилищнокоммунальной сфере; 3. Декларативный характер нормативно-правовой базы в энергетическом секторе; 4. Отсутствие правовых стимулов к осуществлению хозяйствующими субъектами энергосберегающей деятельности; о 5. Высокий потенциал повышения энергоэффективности . Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не содержит понятия «деятельность по энергосбережению», а оперирует отдельными терминами «энергосбережение» и «энергетическая эффективность». Так, энергосбережение в соответствии с п.3 ст.2 Закона - реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Энергетическая эффективность - характеристика, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов (п.4 ст.2 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»)[4]. Само название федерального закона - «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» - свидетельствует о разграничении законодателем двух процессов, что, на наш взгляд, не вполне корректно по следующим причинам. Во-первых, энергетическая эффективность по смыслу закона есть характеристика товара или объекта, следовательно, повышение энергетической эффективности должно представлять собой положительную динамику определенных показателей. Во-вторых, такая динамика неразрывно связана с процессом энергосбережения. И у энергосбережения, и у повышения энергетической эффективности основная цель- экономия энергии. Таким образом, законодатель не вполне оправданно с точки зрения единой энергетической политики расчленяет целое на части, в результате чего процессы, цель которых не только экономия энергии, но и повышение, а также дальнейшее поддержание общей культуры пользования энергией, сводятся к достижению конкретных установленных нормативными актами показателей. Более того, анализ норм Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» позволяет сделать вывод о том, что законодатель связывает энергосбережение и энергетическую эффективность главным образом с анализом и учетом. Анализ и учет, безусловно, должны осуществляться во время планирования и контроля, но не могут подменять основные меры по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. На наш взгляд, процессы энергосбережения и повышения энергетической эффективности целесообразно рассматривать как деятельность по энергосбережению, которую следует выделить в качестве особого вида хозяйственной деятельности. Деятельность по энергосбережению - совокупность действий хозяйствующего субъекта, направленных на достижение и поддержание экономии энергии за счет эффективного и рационального использования ресурсов. В целях настоящего исследования следует пояснить, какое содержание вкладывается в понятие «хозяйственная деятельность». Отметим, что в правовой доктрине существует проблема соотношения терминов «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность». В законодательстве проблема своеобразной триады понятий не решена, вследствие чего возникают сложности при применении правовых норм, содержащих данные понятия. В литературе экономическую деятельность определяют как деятельность лиц, в ходе которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей[5] и выделяют активную и пассивную экономическую деятельность[6]. В ходе активной экономической деятельности субъект самостоятельно определяет организационно-экономические условия деятельности. Во введении к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности[7] отмечается, что «экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг)». Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Для предпринимательской деятельности характерна особая цель - систематическое извлечение прибыли, именно в этом состоит специфика деятельности предпринимателя в отличие от экономической деятельности иных субъектов. Следовательно, предпринимательская деятельность и экономическая деятельность соотносятся как частное и общее. Определяя место хозяйственной деятельности в рассматриваемой триаде понятий, следует поддержать мнение, в соответствии с которым хозяйственная деятельность тождественна активной экономической деятельности и связана с пользованием имуществом, реализацией 13 товаров, выполнением работ или оказанием услуг . Как отмечает В.Ф. Попондопуло, «хозяйственные отношения - это экономическая форма только свободной хозяйственной деятельности»[8]. Понятие экономической деятельности включает в себя хозяйственную, а понятие «предпринимательская деятельность» является более узким в силу своей специфики (направленность на систематическое извлечение прибыли) и означает разновидность хозяйственной деятельности[9].
[1] Энергетическая стратегия России до 2030 года. Утв. Распоряжением правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Собрание законодательства РФ", 30.11.2009, № 48, ст. 5836. [2] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: "Российская газета", № 226, 27.11.2009, ИПС «КонсультантПлюс». [3] Федеральный закон от 26.03.03 (ред. 28.12.10, с изм. от 07.02.11) «Об электроэнергетике» (принят ГД ФС РФ 21.02.2003). Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, № 13, ст. 1177. ИПС «КонсультантПлюс». [4] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: "Российская газета", № 226, 27.11.2009, ИПС «КонсультантПлюс». [5] Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001. — С. 8. [6] Сошников, Р. А. К вопросу о критериях определения коммерческой деятельности государства /Р. А. Сошников //Юрист. - 2007. - № 3. - С. 15 - 17. [7] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1). Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/185134/#ixzz2yhUPlRej. [8] Коммерческое право: Учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под. ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998. - С. 10. [9] Предпринимательское право. Курс лекций/ Под. ред. Клейн Н.И. М., 1993. - С. 11-12.
Вся работа доступна по ссылке |
|