Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности молодежного социума в аспекте его речедеятельностных проявленийОсобенности молодежного социума в аспекте его речедеятельностных проявлений обусловлены прежде всего общностью стадии интеллектуального, психического и физического развития, для которой исторически характерны коннотации, связанные с молодостью, иногда инфантильностью, силой, агрессивностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком, сознательным участием в «конфликте поколений» и пр. [см.: Запесоцкий, Файн, 1990; Михайлин, 2005; Молодежь в современном мире, 1990]. Кроме того, с социальной точки зрения исследуемый социум отличает отождествление себя как с отдельной микрогруппой, так и с идеологической системой (не обязательно господствующей), проповедником, разработчиком и защитником которой член социума считает себя и потому входит в какую-либо значительную по величине социальную группу [см.: Пересле- гин, 1994]. Отметим, что на волне преобразований общество (социум) и его составляющие (микросоциумы) пребывают в процессе своеобразного «адаптационного торможения», нередко принимающего формы сопротивления новому (обычно официально насаждаемому) [Кузьмина, 2004: 50]. Данные особенности соотносятся с психическими признаками, отличающими древнейший, «варварский», менталитет, выделенный С. Б. Переслегиным на основе «иерархии времен» [Переел егин, 1994]. В исследуемом социуме с очевидностью доминируют такие «варварские» ментальные проявления, как высокая выживаемость, обусловленная молодостью (проявляется в повышенном запасе здоровья, повышенной сексуальной активности, высоком жизненном тонусе, выносливости); умение постоянно удивляться окружающему миру и непосредственность реакций (в силу неопытности и обычно невысокого уровня интеллектуального и культурного развития); стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям (активный «тусовочный» образ жизни); жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти; чуткость и мобильность в улавливании и категоричность в оценках тех или иных явлений. По наблюдениям ученых, молодежный социум намеренно противопоставляет себя окружению, изыскивая возможности обойти «условия соглашения» более крупной системы (общества), диктующей свои нормы. По характеристике В. И. Жельвиса, представителей молодежного социума «объединяет шокирующее ощущение нарушенных запретов» [Жельвис, 1985: 303]. Такая оппозитив- ность для социума является синергетически заряженной, вызывающей одним нарушением другие, нацеленные на получение обновленных впечатлений. Социум сознательно демонстрирует пренебрежение общественно значимыми «предписаниями», целостностью и чистотой языковых и этических норм, дета- буирует нежелательные темы и средства их репрезентации, т. е., игнорируя определенные условности, «отдает себе в этом отчет» [Вежбицкая, 2001: 22-23]. В свою очередь, культурная традиция вынуждена принимать молодежное поведение, его свободу в выборе формы и содержания, пытаясь корректировать его, чтобы поведение не переросло во вседозволенность и произвол. Вероятно, по этой причине граффити-творчество перестало активно обсуждаться и осуждаться в обществе, а также считаться маркирующим поведение человека как асоциальное. Граффити, с одной стороны, начинают воспринимать как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера [Бажкова и др., 2003], с другой - как материал, имеющий право быть объектом исследования, к которому необходимо проявлять «гносеологическую толерантность» [Лебедева, 2003; см. также: Тюкаева, 2005]. Отмеченные психологические особенности молодежного социума определяют его поведенческие проявления, в частности в сфере впутрисоциумного общения, демонстрируя разнообразные отклонения от нормы (языковой, этической, ментальной) [см.: Кобозева, 1986; Макаров, 1998; Стернип, 1996, 2001; Молодежь в современном мире, 1990; Уфимцева, 1993]. И. А. Стернин, размышляя об адекватной коммуникации, пишет, что человек должен владеть коллективными представлениями и учитывать их при общении, однако часто этого не происходит, и адекватная коммуникация нарушается [см.: Стернин 1996: 16; 2001: 106]. X. Вальтер и В. М. Мокиенко на основе анализа современных работ по проблеме «переделок» известных пословиц и поговорок пишут, что на примере рифмованных выражений в молодежной речи можно отметить нарушение создаваемых
обществом табу, норм, чувство которых обычно закладывается в детстве. Молодые люди бросают вызов, употребляя даже в повседневном общении рифмованные выражения вульгарного содержания [см.: Вальтер, Мокиенко, 2006]. Между тем, в русской традиции всегда осуждалось дерзко-бесстыдное отношение к людям, поведение не по совести, что делало актуальным требование уважения к обществу [см.: Карасик, 2002]. А. В. Толстых рассматривает нарушения нормы в качестве условия сохранения индивида, когда общественный интерес приносится в жертву корпоративному [см.: Молодежь в современном мире, 1990: 31-33]. Корпоративность проявляется в том, что принадлежность к социуму задает «наперед» свойства взаимоотношений человека (как социального существа) с миром (с другими людьми), детерминирует адекватное восприятие и понимание мира, реакции члена социума на окружающую действительность, предопределяет сочетание личностного характера эмоций и социального характера их выразительного (внешнего) компонента в соответствии с «принципом эмоциональной коммуникации» (К. Изард) [цит. по: Шаховский, 1987: 142]. В определенном смысле социум создаст условия для несвободы его членов, в том числе в речетворческой сфере. Не случайно принадлежность к неформальной группе Ю. Н. Караулов рассматривает в качестве важнейшей составляющей характеристики языковой личности [см.: Караулов, 1989].
Вся работа доступна по ссылке |
|