У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Общая характеристика преступности в первобытном обществе

Человек, как разумный субъект, обладающий речью и производящий орудия труда существует более двух миллионов лет, и на протяжении всего этого времени изменения условий его проживания приводили к изменению самого человека - совершенствовались его конечности, мозг и прочее. И только когда возник человек современного типа - «homo sapiens», а произошло это около 40 тысяч лет тому назад, человек перестал меняться, вместо этого стало изменяться все общество, что и привело к возникновению первых государств и правовых семей.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., а в других частях земного шара - еще позднее. Первобытные общества, точнее - сообщества сохранились и сейчас.

Отделение человека от животного мира произошло благодаря труду, который заключался в коллективной форме воздействия людей на природу. В первобытные времена люди чрезвычайно сильно зависели от окружающей среды: климата, стихийных бедствий, диких животных. Они имели примитивные орудия труда, которые находились в их общей совместной собственности. Вся жизнь их подчинялась постоянной борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди стали приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, разводить культурные растения, то есть постепенно первобытный человек переходил к осознанному труду, происходило формирование общества. Указанное было характерно не только для определенных племен, а для всего общества в целом. Об этом говорит

Э.Б. Тайлор, отмечая, что: «При рассмотрении с более широкой точки зрения характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившие итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Как однообразие, так и постоянство можно проследить, без сомнения, с одной стороны, в общем сходстве природы человека, с другой стороны, в общем сходстве обстоятельств его жизни»[1].

Организация общества на том этапе была кровнородственной. Особенность этой организации заключалась в том, что форма поведения одного человека по отношению к другому, тип его обязательств и степень солидарности зависели от близости их кровного родства. Человек первобытной эпохи практически не отделял себя от жизни своего племени и «матери-природы». Первобытная культура - это культура всего рода, племени, а потому - крови, в том числе крови жертвенной. Обычай питья крови (крови родственников, крови тотемных животных) является центральнейшим в культуре первобытности. А кровожадность будет еще долгое время присуща и самим людям и божествам, которых они создали. JI. Леви - Брюль отмечал: «Кровь - важнейшая реалия первобытной жизни.

Кровь, а позднее и просто красная охра являлись первыми символами,

2

ставшими наиважнеишими для человека» .

В первобытном коллективе, достаточно небольшом по своему количеству (по одним данным 20-30 человек, по иным - 30-50[2]) поведение людей объясняется не столько стадными, сколько эгоистическими мотивами. Очевидным является тот факт, что переход к орудийной деятельности мог быть эффективным только в том случае, если социальные отношения, сложившиеся в обществе, достигли определенного развития, иначе говоря, внутри человеческих коллективов существовала серьезная сплоченность. Однако, очевидно также то, что в случае возникновения конфликтов, орудийная деятельность давала в руки противоборствующих сторон мощные средства для нападения и защиты, применение которых драматизировало ситуацию и приводило к уничтожению более слабых форм[3].

Первобытный человек был озабочен не только идеологическими или морально-этическими проблемами, но и вопросами собственного выживания и пропитания. Он находился в беспрерывной борьбе с природой, и эта борьба действительно велась не на жизнь, а на смерть, и выживал в ней сильнейший. Первобытный человек не имел право на ошибку или слабость. Он не мог себе позволить упасть, убегая от хищника; промахнуться, стреляя в дичь; запоздать с ударом в сражении с врагом. Смерть была единственной расплатой за ошибку.

Чтобы выжить в подобной среде, первобытные люди должны были действовать решительно и быстро. Им не свойственно было медлить и сомневаться в принятом решении. Они знали, что им нужно в данный момент и умели добиваться своей цели. Мощь и сила считались основными достоинствами человека, а беспощадность и жестокость к врагам вызывала уважение. Убийство члена вражеского племени считалось не просто дозволенным, но даже почетным делом. Ведь, если ты его не убьешь, то он убьет тебя. Чтобы выжить нужно быть решительным, беспощадным, сильным и всегда побеждать - вот такова мораль первобытного человека.

Теорию «изначального миролюбия» архаических племен можно считать мифом, а примеры агрессивно-жестокого поведения первобытных людей встречаются довольно часто. Кроме того, даже наиболее похожие на человека в биологическом плане существа - шимпанзе, как, оказывается, используют жестокую агрессию по отношению к своим сородичам. При этом нет оснований отрицать данные исследований, достоверно показавших, что разные общества различаются по количеству конфликтов.

Так, по мнению британских ученых изучивших останки людей, проживавших в эпоху неолита (новый каменный век), у первобытных людей существовали более свирепые нравы, чем нам представляется. Результат исследований был обнародован на заседании Американского археологического общества и опубликован в журнале New Scientist. По полученным данным, каждый двадцатый член племени погибал в результате нанесенной травмы, а каждый пятидесятый был убит в результате черепно­мозгового повреждения.

«Мы привыкли считать людей неолита мирными землевладельцами, которые возделывали свои поля и пасли скот - указывает Майкл Высоцки, один из исследователей - Однако, в действительности общество было куда более жестоким. Смерть посредством насилия причинялась от 10 до 30 % людей того времени. ..Наше исследование - продолжает Высоцки - показало, что более 2 % людей погибало от черепно-мозговых травм. Наряду с этим, большое количество смертей также вызывали иные травмы, в том числе, травмы мягких тканей».

Первобытные люди убивали и ранили друг друга как в ходе воин, происходивших между племенами, так и в ходе «местных» стычек, случавшихся внутри одной общины. Кроме того, очень часто люди гибли в результате так называемого «домашнего насилия» и в ходе ритуальных жертвоприношений.

Исследования показали, что большое количество травм наносилось с использованием тупых предметов, возможно, дубин. Некоторые черепно­мозговые повреждения выглядили так, будто их наносили копьем или стрелой. Один из обладателей исследуемого черепа стал жертвой убийства, совершенного с помощью каменного топора. Учеными также установлено, что у некоторых убитых были отрезаны уши, что, скорее всего, свидетельствует о том, что они использовались в качестве трофеев.

Данные исследования подтверждают выводы, сделанные ранее. Авторы книги «История первобытного общества» пишут: «После того, как люди научились создавать орудия, конфликты между племенами участились и стали более кровопролитными'». Об указанном, в частности, свидетельствуют многочисленные обнаруженные пробоины на черепах первобытных людей, полученные в результате драк; а также расколы человеческих костей, сделанные с целью извлечения костного мозга, что явно свидетельствует о каннибализме.

Интенсивная конфликтность, трудности, связанные с приспособлением к окружающей среде, приводили к массовым смертям первобытных людей.

Согласно мнению В. А. Шнирельмана, чаще всего стычки и конфронтации были связаны с характером индивидуальных взаимоотношений — включением новых членов в группу, перегруппировкой, отказом или, наоборот, принуждением к общению, принуждением к объединению, соперничеством из-за статуса[4].

В соответствии с проведенными исследованиями, средний возраст, до которого доживал первобытный человек, был равен 20-25 годам. Иначе говоря, человек успевал только оставить за собой потомство, которое само по себе было подвержено очень высокой смертности.

В течение всего времени существования человеческого общества в условиях первобытности присутствовала жестокость, которая очень часто обусловливалась двумя взаимообусловленными причинами. Это месть и честь - императивы, существующие с незапамятного времени, были неотделимы от первобытного общества, где его члены были теснейшим образом связаны друг с другом, и где, подчас, межличностные отношения ценились гораздо выше и являлись гораздо важнее, чем отношения между людьми и предметами окружающего мира. Когда человек и экономическая сфера не отделимы друг от друга и подчинены социуму с существующим в нем кодексом чести, подразумевающим абсолютное господство общества и обычаев мести, которые по сути, означают подчинение интереса личности интересу племени, невозможно порвать цепь, соединяющую поколения и союзы, мертвых и живых, обязательство отдать свою жизнь во имя интереса всего общества или клана. Месть и честь прямо указывают на приоритет группы над личностью.

 


[1] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 59.

[2] Алексеев В.П. Биологическая адаптация человеческих популяций к природным условиям в эпоху палеолита//Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. - М., 1974.-С. 30.

[3] Алексеев В.П. Указ. Соч. - С. 29.

[4] Шнирельман В.А. У истоков войны и мира. - М., 1994. - С. 63.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/25903.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.