Быстрый переход к готовым работам
|
Этапы информатизации российской судебной системы и внедрения современных информационных технологий в деятельность судебной системыСудебная реформа, проводимая на современном этапе в Российской Федерации, вызывает повышенный интерес, как со стороны средств массовой информации, так и в работах ученых правоведов. Причины столь пристального внимания весьма понятны, носят объективный характер, и связаны с особой ролью в стране судебной власти. Необходимо отметить, что качество ряда принятых в последнее десятилетие законов, направленных на информатизацию судебной системы, заслуживает серьезной критики. Большое их число внутренне противоречиво, постоянно изменяется и дополняется, в том числе по причинам, не носящим объективно-необходимого характера, не всегда предусматривается механизм реализации этих норм. Все это создает трудности в правоприменительной практике, включая деятельность самих судов, увеличивает число обращений в суды всех уровней, нарушает права граждан и организаций. По мнению Ловцова Д.А., «в последние годы в России наблюдается значительное отставание разработки эффективного правового обеспечения, включая нормативное, от потребностей в регулировании все новых информационных отношений, возникающих в информационной сфере в результате внедрения высоких технологий (ИКТ массового информационного обслуживания, крупномасштабных многофункциональных АИС, сетевых телекоммуникаций и др.), т.е. проблема "долгостроя"»32. Представляется, что сегодня недостаточно комплексных исследований этапов проведения данного преобразования, а также нормативных правовых актов, способствующих проведению модернизации судебной системы. Такое упущение приводит к нерешенности одной из основных задач проводимой судебной реформы – повышение информативности судебной власти, и заставляет 32 Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. 2014. № 2. С. 4 - 13.
39 законодателя принимать все больше нормативных правовых актов, направленных на изменения в судебной системе. Чтобы выяснить причины недостаточного уровня информатизации правосудия в настоящее время необходимо провести анализ истории проведения судебной реформы с точки зрения информатизации судебной власти. Попытки коренного изменения существовавшей судебной системы предпринимались государством еще с конца прошлого столетия. В этой связи, стоит отметить принятие Верховным Советом СССР Закона СССР «О статусе судей в СССР»33 от 4 августа 1989 г и Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик34, утвержденные 4 августа 1989 г. Оба этих закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»35, а также Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но не обеспечили в полной мере процесса реформирования существующей судебной системы. Однако эти законодательные акты в определенной степени послужили основой для определения задач судебной реформы в России. В начале 90-х годов была разработана и одобрена российским парламентом Концепция судебной реформы, целью которой провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей. В числе главных задач судебной реформы указывались: - обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом; Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 9.Ст. 223. Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 23. Ст. 441. Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.
40 - установление абсолютной независимости судебной власти от других ее - защиту основных прав и свобод человека, в том числе конституционных прав граждан в судопроизводстве, а также их безусловное исполнение; - отражение в процессуальных нормах, а также в соответствующих - достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов - обеспечение достоверности и повышение доступности информации о Именно с принятием данной Концепции большинство ученых правоведов связывают начало коренного преобразования судебной системы Российской Федерации37. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку концепция включает в себя реальные изменения судебной власти в Российской Федерации. Примечательно, что уже в то время в числе приоритетных задач ставилась задача повышения доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. Дальнейшие этапы прохождения судебной реформы связаны с принятием ряда нормативных правовых актов, закладывающих правовую платформу построения правосудия в Российской Федерации. Так, принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила понятие «Судебная власть», а также отразила в себе конституционные принципы обеспечения правосудия. 36 Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости 37 Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России // Российский судья. - М.: Юрист, 2005, № 4. -
41 Стоит также отметить принятие 21 июля 1994 года Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»38, а также Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»39. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»40 стал отправной точкой следующего этапа проведения судебной реформы. Одновременно с данным конституционным законом принимаются многие нормативные правовые акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д. В 2000 году в ноябре прошел V Всероссийский съезд судей. По его итогам самостоятельную ветвь государственной власти, преобладанием у нее установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов41. На V Всероссийском съезде судей, Президент страны В.В. Путин в своем выступлении отмечал: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована». Далее В.В. Путин также отмечает, что «перед нами сегодня стоит гораздо более сложная задача, чем просто реформа судебной системы. Мы должны изменить такое отношение к судам, о котором мы только что сказали выше. Доказать, что суд – это правда. Чтобы люди поверили суду как власти. И власти – абсолютно справедливой»42. 38 Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447. 39 Собрание законодательства РФ.01.05.1995. № 18. Ст. 1589. 40 Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1. 41 Совет судей Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.ssrf.ru/page/845/detail/ 42 Там же.
42 Важно указать, что активное проведение информатизации судебной власти началось именно после V Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года. Очевидно, что поводом являлось утверждение Президента Российской Федерации о необходимости получения доверия граждан со стороны правосудия и усиление авторитета судебной власти. В целях дальнейшего проведения судебной реформы, увеличения обеспечения судебной системы в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы43. Основное назначение программы заключалось в создании условий, государственной власти, ее укреплению, осуществлению независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Задачи программы заключались в следующем: - усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и
- формирование научного потенциала судебной власти, создание 43 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы" (с изменениями от 6 февраля 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4623.
43 Срок реализации программы был определен размером в четыре года с 2002 года по 2006 год. В рамках интересующего нас вопроса относительно информатизации судебной системы, предполагалось провести следующие мероприятия: разработка в судах автоматизированных рабочих мест для судебного персонала. Благодаря информатизации судебной власти должны была своевременно обеспечена информационно-правовая поддержка деятельности судов. Ожидалось, что судебная система станет открытой. Автоматизация процессов могла позволить улучшить скорость сбора и оформление судебных актов в ходе подготовки и слушания дела. Планировалось также существенное уменьшение сроков рассмотрения дел. Чтобы сократить время на переписку и передачу информации, предполагалось создание единой информационной технологии судебного делопроизводства. Необходимо было обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности44.
Вся работа доступна по ссылке |
|