У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Этапы информатизации российской судебной системы и внедрения современных информационных технологий в деятельность судебной системы

Судебная реформа, проводимая на современном этапе в Российской Федерации, вызывает повышенный интерес, как со стороны средств массовой информации, так и в работах ученых правоведов. Причины столь пристального внимания весьма понятны, носят объективный характер, и связаны с особой ролью в стране судебной власти.

Необходимо отметить, что качество ряда принятых в последнее десятилетие законов, направленных на информатизацию судебной системы, заслуживает серьезной критики. Большое их число внутренне противоречиво, постоянно изменяется и дополняется, в том числе по причинам, не носящим объективно-необходимого характера, не всегда предусматривается механизм реализации этих норм. Все это создает трудности в правоприменительной практике, включая деятельность самих судов, увеличивает число обращений в суды всех уровней, нарушает права граждан и организаций.

По мнению Ловцова Д.А., «в последние годы в России наблюдается значительное отставание разработки эффективного правового обеспечения, включая нормативное, от потребностей в регулировании все новых информационных отношений, возникающих в информационной сфере в результате внедрения высоких технологий (ИКТ массового информационного обслуживания, крупномасштабных многофункциональных АИС, сетевых телекоммуникаций и др.), т.е. проблема "долгостроя"»32.

Представляется, что сегодня недостаточно комплексных исследований этапов проведения данного преобразования, а также нормативных правовых актов, способствующих проведению модернизации судебной системы. Такое упущение приводит к нерешенности одной из основных задач проводимой судебной реформы – повышение информативности судебной власти, и заставляет

32   Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. 2014. № 2. С. 4 - 13.

 

39

законодателя принимать все больше нормативных правовых актов, направленных на изменения в судебной системе.

Чтобы выяснить причины недостаточного уровня информатизации правосудия в настоящее время необходимо провести анализ истории проведения судебной реформы с точки зрения информатизации судебной власти.

Попытки коренного изменения существовавшей судебной системы предпринимались государством еще с конца прошлого столетия. В этой связи, стоит отметить принятие Верховным Советом СССР Закона СССР «О статусе судей в СССР»33 от 4 августа 1989 г и Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик34, утвержденные 4 августа 1989 г.

Оба этих закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан»35, а также Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но не обеспечили в полной мере процесса реформирования существующей судебной системы. Однако эти законодательные акты в определенной степени послужили основой для определения задач судебной реформы в России.

В начале 90-х годов была разработана и одобрена российским парламентом Концепция судебной реформы, целью которой провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей.

В числе главных задач судебной реформы указывались:

- обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 9.Ст. 223. Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 23. Ст. 441. Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

 

40

-  установление абсолютной независимости судебной власти от других ее
ветвей – законодательной и исполнительной;

- защиту основных прав и свобод человека, в том числе конституционных прав граждан в судопроизводстве, а также их безусловное исполнение;

-   отражение в процессуальных нормах, а также в соответствующих
нормативных правовых актах демократических принципов организации и
деятельности      правоохранительных    органов,     положений,      отвечающих
рекомендациям юридической науки;

- достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов
юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также
материального,     бытового      и       социального      обеспечения      работников
правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их
работников ответственности;

-  обеспечение достоверности и повышение доступности информации о
деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.36

Именно с принятием данной Концепции большинство ученых правоведов связывают начало коренного преобразования судебной системы Российской Федерации37. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку концепция включает в себя реальные изменения судебной власти в Российской Федерации. Примечательно, что уже в то время в числе приоритетных задач ставилась задача повышения доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

Дальнейшие этапы прохождения судебной реформы связаны с принятием ряда нормативных правовых актов, закладывающих правовую платформу построения правосудия в Российской Федерации. Так, принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила понятие «Судебная власть», а также отразила в себе конституционные принципы обеспечения правосудия.

36  Постановление  ВС  РСФСР  от 24.10.1991  №  1801-1  "О  Концепции  судебной  реформы  в  РСФСР"  // Ведомости
СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. № 44. Ст. 1435.

37  Галимов Р.И. Правовые  проблемы судебной реформы в России //  Российский судья.  - М.: Юрист,  2005, № 4.  -
С. 4-7.

 

41

Стоит также отметить принятие 21 июля 1994 года Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»38, а также Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»39.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»40 стал отправной точкой следующего этапа проведения судебной реформы. Одновременно с данным конституционным законом принимаются многие нормативные правовые акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В 2000 году в ноябре прошел V Всероссийский съезд судей. По его итогам
было принято Постановление 5-го Всероссийского съезда судей ноября 2000
года, закрепляющее, что с момента одобрения российским парламентом
Концепции судебной реформы в РСФСР, период ознаменован формированием в
России     судебной     власти,     которую     необходимо     рассматривать    как

самостоятельную ветвь государственной власти, преобладанием у нее
достаточных    властных     полномочий,    осуществляемых     только     судами;

установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов41.

На V Всероссийском съезде судей, Президент страны В.В. Путин в своем выступлении отмечал: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована». Далее В.В. Путин также отмечает, что «перед нами сегодня стоит гораздо более сложная задача, чем просто реформа судебной системы. Мы должны изменить такое отношение к судам, о котором мы только что сказали выше. Доказать, что суд – это правда. Чтобы люди поверили суду как власти. И власти – абсолютно справедливой»42.

38 Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447.

39 Собрание законодательства РФ.01.05.1995. № 18. Ст. 1589.

40 Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.

41 Совет судей Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.ssrf.ru/page/845/detail/

42 Там же.

 

42

Важно указать, что активное проведение информатизации судебной власти началось именно после V Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года. Очевидно, что поводом являлось утверждение Президента Российской Федерации о необходимости получения доверия граждан со стороны правосудия и усиление авторитета судебной власти.

В целях дальнейшего проведения судебной реформы, увеличения
эффективности в деятельности судебной власти в Российской Федерации,
оптимального      организационно-правового     и       материально-технического

обеспечения судебной системы в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы43.

Основное назначение программы заключалось в создании условий,
способствующих     развитию     судебной     системы     как     самостоятельной     ветви

государственной власти, ее укреплению, осуществлению независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Задачи программы заключались в следующем:

-   усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и
самостоятельности судов и судей, нормативное правовое обеспечение судебной
системы;

  • кадровое обеспечение судебной системы;
  • развитие материально-технического обеспечения судебной системы;
  • информационное обеспечение судебной системы;

-    формирование научного потенциала судебной власти, создание
эффективной системы для профессиональной переподготовки судей и работников
аппаратов судов.

43 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы" (с изменениями от 6 февраля 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4623.

 

43

Срок реализации программы был определен размером в четыре года с 2002 года по 2006 год.

В рамках интересующего нас вопроса относительно информатизации судебной системы, предполагалось провести следующие мероприятия: разработка в судах автоматизированных рабочих мест для судебного персонала. Благодаря информатизации судебной власти должны была своевременно обеспечена информационно-правовая поддержка деятельности судов. Ожидалось, что судебная система станет открытой. Автоматизация процессов могла позволить улучшить скорость сбора и оформление судебных актов в ходе подготовки и слушания дела. Планировалось также существенное уменьшение сроков рассмотрения дел. Чтобы сократить время на переписку и передачу информации, предполагалось создание единой информационной технологии судебного делопроизводства. Необходимо было обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности44.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87938.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.