У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Соотношение электронного правосудия и информатизации судебной системы

Процесс модернизации судебной власти Российской Федерации зачастую отождествляют с термином «информатизация судебной системы». Так ли это?

На наш взгляд, такое отождествление не всегда бывает оправдано и вызвано, скорее всего, поверхностным изучением понятия «информатизация судебной системы».

Широкое употребление в правовых актах термина «информатизация» не дает его толкования с точки зрения применения в реформе судебной власти.

Определение термина «информатизация» не закреплено в законодательных актах и по-разному толкуется большинством ученых-правоведов.

Одна из родоначальников отечественной отрасли и науки информационного
права, И.Л. Бачило определяет процесс информатизации, как процесс организации
социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов. Данное определение позволяет сделать вывод, что
информатизация не является совершенно новой предметной сферой правового
регулирования. Информация, средства связи, научно-технические разработки в
этих       областях       всегда       привлекали       внимание       права70.      По       сути,       они

рассматривались в качестве правовых средств, инструментов развития,
совершенствования     определенных     сегментов      правовой     системы,      ее

институциональной среды.

Другая точка зрения на данный процесс содержится в работах Ю.Г. Просвирина. По его мнению, информатизация - это формирование информационных      технологий      и      создание      условий      для      эффективного      их

Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право. Электронный ресурс    http://www.fact.ru/num05/batchilo.html.

 

64

использования    в     различных    общественных     системах.     Речь     идет     о

программируемом изменении информационной основы функционирования различных государственных, муниципальных и общественных систем и подсистем: замене, в допустимых пределах, бумажных носителей информации электронными, а также человеко-машинными диалоговыми системами; создании новых, более эффективных моделей деятельности людей. Иными словами, представленный процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества.

При рассмотрении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой – с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества71.

Существует мнение, что информатизация – организованный научно-
технический и социально-экономический процесс формирования оптимальных
условий, необходимых для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления,    организаций,    общественных     объединений     на     основе

формирования и использования информационных ресурсов72.

В ранее действовавшем Федеральном законе «Об информации,
информатизации и защите информации», понятие информатизация определялось
как «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс
создания    оптимальных    условий    для     удовлетворения    информационных

потребностей    и    реализации    прав    граждан,    органов    государственной    власти,

71       Просвирин Ю.Г. Актуальные проблемы теории права, государства и судебной власти в условиях
информатизации // Российский судья. 2012. № 8. С. 31 - 35.

72     Макаров А.В., Чеботарева А.А. Актуализация вопросов информатизации деятельности судебных,
правоохранительных и иных государственных органов на современном этапе // Арбитражный и гражданский
процесс. 2012. № 7. С. 2 - 5.

 

65

органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»73.

Новый закон не располагает термином «информатизация». Он отсутствует в
названии, в тексте акта не раскрывается его содержание. При таких условий нет
возможности говорить о легальном закреплении термина «информатизация».
Новый    Федеральный    закон    называется       «Об    информации,    информационных

технологиях и о защите информации», что отвечает его содержанию. В нѐм
отражены дифференцированные формы применения новых информационных
технологий,     таких,     как     информационные     системы,      информационно-

телекоммуникационные сети. При таких условиях целесообразно использование термина «информационные технологии» в его названии по сравнению с применением такого неопределѐнного понятия, как «информатизация». Между тем, отсутствие в новом Федеральном законе терминов «информатизация» и «информационные ресурсы» по мнению автора является серьезным упущением, поскольку они уже давно и широко используются не только в законодательных и иных нормативных правовых актах, но и прочно закрепились в области применения информационного законодательства74.

Если рассматривать толкование данного термина в более ранний период, то нельзя не упомянуть мнение В.С. Когана, который считает, что «информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса: медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта»75.

73   Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и
защите информации" // Рос. газ. 1995. 22 февраля.

74    Федосеева Н.Н Влияние глобальной информатизации на функции государства // Правовые вопросы связи,
2008, № 2 С.

75   Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-
во Новосиб. ун-та, 1991. С. 16; Информациология и информационная политика / Под ред. Л.Г. Попова. М.: Луч,
1999. С. 132 и др.

 

66

Интересной представляется точка зрения и Ш.Г. Сеидова, который считает, что понятие «информатизация» в узком смысле можно представить как применение информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности и сферах жизни общества.

В более широком аспекте необходимо рассматривать не только применение новых информационных технологий, но и все те последствия и перемены, которые произошли в последней трети XX века благодаря внедрению информационных технологий и связанных с ними изменениям в управлении, образовании, массовых коммуникациях и даже во многих институциональных нормах и правилах, в том числе во внешнеполитической сфере76.

Модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности» принятый на сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 28 ноября 2014 года закрепил понятие информатизации как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания благоприятных условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав и свобод субъектов информационной сферы, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий во всех видах деятельности физических и юридических лиц.77

Столь       дифференцированные      точки       зрения       на       дефиницию

«информатизация» однозначно позволяют сделать вывод о необходимости придания легитимного определения данной категории. Закрепление термина «информатизация» на законодательном уровне позволит единообразно применять его не только в теоретическом аспекте, но и с практической точки зрения.

В научной литературе отмечается, что разработчики Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», исключая из  текста  понятие  «информатизация»,  исходили

76 Сеидов Ш.Г. Геополитические аспекты информатизации обществ // Право и политика. 2007. № 12. - С. 88 -
91.

77   Модельный закон об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности (Принят в г.
Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-15 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ) СПС Консультант плюс

 

67

из того, что оно в принципе имеет право на существование, но ему не место в юридических текстах, так как в него можно вкладывать различное содержание. Именно неоднозначность использования в тексте прежнего Федерального закона, тем более в его названии термина «информатизация», было, по их мнению, не самой удачной работающей идеей. Помимо этого, разработчики нового Федерального закона ссылаются на отсутствие аналогичного термина в зарубежном законодательстве78.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87938.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.