Быстрый переход к готовым работам
|
Соотношение электронного правосудия и информатизации судебной системыПроцесс модернизации судебной власти Российской Федерации зачастую отождествляют с термином «информатизация судебной системы». Так ли это? На наш взгляд, такое отождествление не всегда бывает оправдано и вызвано, скорее всего, поверхностным изучением понятия «информатизация судебной системы». Широкое употребление в правовых актах термина «информатизация» не дает его толкования с точки зрения применения в реформе судебной власти. Определение термина «информатизация» не закреплено в законодательных актах и по-разному толкуется большинством ученых-правоведов. Одна из родоначальников отечественной отрасли и науки информационного рассматривались в качестве правовых средств, инструментов развития, институциональной среды. Другая точка зрения на данный процесс содержится в работах Ю.Г. Просвирина. По его мнению, информатизация - это формирование информационных технологий и создание условий для эффективного их Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право. Электронный ресурс http://www.fact.ru/num05/batchilo.html.
64 использования в различных общественных системах. Речь идет о программируемом изменении информационной основы функционирования различных государственных, муниципальных и общественных систем и подсистем: замене, в допустимых пределах, бумажных носителей информации электронными, а также человеко-машинными диалоговыми системами; создании новых, более эффективных моделей деятельности людей. Иными словами, представленный процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества. При рассмотрении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой – с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества71. Существует мнение, что информатизация – организованный научно- формирования и использования информационных ресурсов72. В ранее действовавшем Федеральном законе «Об информации, потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, 71 Просвирин Ю.Г. Актуальные проблемы теории права, государства и судебной власти в условиях 72 Макаров А.В., Чеботарева А.А. Актуализация вопросов информатизации деятельности судебных,
65 органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»73. Новый закон не располагает термином «информатизация». Он отсутствует в технологиях и о защите информации», что отвечает его содержанию. В нѐм телекоммуникационные сети. При таких условиях целесообразно использование термина «информационные технологии» в его названии по сравнению с применением такого неопределѐнного понятия, как «информатизация». Между тем, отсутствие в новом Федеральном законе терминов «информатизация» и «информационные ресурсы» по мнению автора является серьезным упущением, поскольку они уже давно и широко используются не только в законодательных и иных нормативных правовых актах, но и прочно закрепились в области применения информационного законодательства74. Если рассматривать толкование данного термина в более ранний период, то нельзя не упомянуть мнение В.С. Когана, который считает, что «информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса: медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта»75. 73 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и 74 Федосеева Н.Н Влияние глобальной информатизации на функции государства // Правовые вопросы связи, 75 Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-
66 Интересной представляется точка зрения и Ш.Г. Сеидова, который считает, что понятие «информатизация» в узком смысле можно представить как применение информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности и сферах жизни общества. В более широком аспекте необходимо рассматривать не только применение новых информационных технологий, но и все те последствия и перемены, которые произошли в последней трети XX века благодаря внедрению информационных технологий и связанных с ними изменениям в управлении, образовании, массовых коммуникациях и даже во многих институциональных нормах и правилах, в том числе во внешнеполитической сфере76. Модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности» принятый на сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 28 ноября 2014 года закрепил понятие информатизации как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания благоприятных условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав и свобод субъектов информационной сферы, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий во всех видах деятельности физических и юридических лиц.77 Столь дифференцированные точки зрения на дефиницию «информатизация» однозначно позволяют сделать вывод о необходимости придания легитимного определения данной категории. Закрепление термина «информатизация» на законодательном уровне позволит единообразно применять его не только в теоретическом аспекте, но и с практической точки зрения. В научной литературе отмечается, что разработчики Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», исключая из текста понятие «информатизация», исходили 76 Сеидов Ш.Г. Геополитические аспекты информатизации обществ // Право и политика. 2007. № 12. - С. 88 - 77 Модельный закон об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности (Принят в г.
67 из того, что оно в принципе имеет право на существование, но ему не место в юридических текстах, так как в него можно вкладывать различное содержание. Именно неоднозначность использования в тексте прежнего Федерального закона, тем более в его названии термина «информатизация», было, по их мнению, не самой удачной работающей идеей. Помимо этого, разработчики нового Федерального закона ссылаются на отсутствие аналогичного термина в зарубежном законодательстве78.
Вся работа доступна по ссылке |
|