Быстрый переход к готовым работам
|
Электронное правосудие и принципы осуществления правосудияМодернизация судебной системы, осуществляемая за счет внедрения средств научно-технического прогресса, коренным образом изменила взгляд на процесс осуществления правосудия в современном обществе и придала ему инновационный характер. Информационные технологии стали широко применяться в судопроизводстве и сформировали переход от «традиционного судебного процесса» к системе электронного правосудия. Этот процесс послужил технологической и институциональной платформой для нового уровня реализации демократических принципов осуществления правосудия в цифровую эру. Электронное правосудие постепенно становится проводником между населением и судебной властью, обеспечивая при этом более эффективный, подчас удобный способ защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Проанализируем, как цифровые технологии влияют на осуществление руководящих принципов, определяющих исходные положения в реализации прав граждан на судебную защиту. Наибольшей положительной трансформации, на наш взгляд, при переходе к электронному правосудию, в ходе совершенствования не только отдельных информационных ресурсов, но всей информационной системы, подвергается принцип равенства граждан перед судом, наделенный особой функциональной направленностью. Напомним, что объективное стремление к равноправию является ключевым детерминируется всей системой взаимоотношений государства с человеком и гражданином.
104 Правовым истоком самого правового идеала такого равенства является ст.7 Всеобщей Декларации прав человека, закрепляющая положение о равенстве людей перед законом и возможность на равную защиту закона.123 Верховный Суд РФ основывается на ст. 19 Конституции при решении вопроса о соответствии проверяемых нормативных правовых актов Основному Закону, затрагивающему, в частности, права и свободы человека и гражданина в расширительном контексте124. И это справедливо, ибо открывает на каждом витке развития судебной системы новые технологические и институциональные возможности для удержания и насыщения, последовательного развития данного принципа. Конституция РФ не ограничивается исключительно констатацией данного обязанности государства обеспечивать гарантирование прав и свобод человека и гражданина для всех, исключая любую дискриминацию. Именно этот диалектический процесс лежит в основе всей активной организационных мер, но и информационно-технологическую составляющую, которая в условиях глобальной информатизации приобретает черты проекта электронное правосудие. Наличие такого проекта в правовой среде государства – это не просто элемент «цифровой моды». 123 Всеобщая декларация прав человека // принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948//Рос. газ. 05.04.1995. 124 Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2008 № 18-Г08-20 // Документ опубликован не был. Доступ из Заявленное требование о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворено правомерно, так как оспариваемый акт региональной энергетической комиссии противоречит ст. 19 Конституции РФ, поскольку нарушает право заявителя на равенство всех перед законом. 125 Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России // Российский судья. 2013. № 12. С. 3 - 13.
105 На наш взгляд, данный проект – это один из критериев эффективности конституционной функции, что, однако, не исключает необходимости обеспечения требований равноправия и иными, например, частноправовыми, субъектами, включая субъектов хозяйственной деятельности при выработке ими корпоративных правил самоорганизации и осуществлении их уставной деятельности.126 Следующий сегмент приложения проекта электронное правосудие - это реализация конституционного принципа равного доступа граждан к правосудию. Проводимая государством модернизация судебной системы направлена на обеспечение равного доступа граждан к правосудию. Это достигается, прежде всего, за счет внедрения интернет-технологий в обеспечение судопроизводства, а также создание технологических, интеллектуальных возможностей использовать современные технические средства для осуществления процессуальных прав участников процесса. Разумеется, этот процесс носит противоречивый характер, нужна планомерная и последовательная работа. Так, даже использование космических технологий судебной властью, не всегда достигает положительного эффекта. Итак, с одной стороны, государство должно обеспечивать равный доступ к правосудию всех граждан РФ, однако, открывая возможность осуществления Интернет-правосудия, в действительности. Этой уникальной возможностью могут воспользоваться далеко не все граждане ввиду цифрового неравенства. 126 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 544 с.
106 По данным TNS, в 2013 году в России насчитывалось 66,5 миллиона человек в возрасте старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в Интернет – это более 57% всего совершеннолетнего населения страны127. Очевидно, что даже при таком динамичном росте пользователей Интернета существенная доля населения использовать данные технологии не имеет возможности, что приводит к определенному неравенству участников судебного производства. Безусловно, решение данной проблемы напрямую зависит от возможности государства в предоставлении доступной связи всему населению. Стоит также наращивать Интернет-аудиторию в регионах, находящихся в зоне покрытия сети Интернет. Необходимо отметить, что по данным Фонда общественного мнения (ФОМ) по состоянию на весну 2015 года, доля активной интернет-аудитории – это выходящие в сеть хотя бы раз за сутки – сейчас составляет 53% (61,5 млн человек). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 8%, а для суточной аудитории данный показатель равен 6%.128 Впечатляющие показатели развития космической связи на территории страны, повышение интереса к ней граждан, несомненно, будут способствовать решению проблемы цифрового неравенства участников судопроизводства. Суд – эффективное, решающее средство защиты прав и свобод человека и гражданина. Такова главная идея, положенная в основу международных договоров в области прав человека, в основу содержания ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, положения которых расцениваются современной юридической доктриной и правоприменительной практикой как несомненное достижение в области охраны прав человека и гражданина.129 С появлением электронного правосудия с каждым годом обращения населения к правосудию растут с геометрической прогрессией. Увеличение доступа к судебной защите стало возможным, за счет использования интернет 127 Развитие интернета в регионах России. Информационные бюллетени Яндекса. // URL: 128 Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2015. // URL:http://fom.ru/SMI-i-internet/12275 129 Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.
107 связи. Создание официальных сайтов судебных органов позволяет гражданам без коммуникативных способностей противоборствующих сторон, и одновременно является формой профилактики конфликтности в российском обществе, что, безусловно, снижает социальное напряжение. Обеспечение права граждан на судебную защиту является одной из задач электронного правосудия и находит свое правовое отражение в ст. 52 Конституции РФ. Между тем, обеспечение права граждан на судебную защиту тесным образом связано с понятием «доступность правосудия». Указанное понятие дифференцировано в трудах ученых, и представляет особый интерес для изучения. В связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возлагающей на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, стали 130 Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Рос. газ. 30.07.2010, № 168,
108 активно обсуждаться проблемы обеспечения доступности правосудия в нашей стране. Они исходят из положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Российская Федерация, признав юрисдикцию Европейского суда по правам человека, выступающего международным судебным органом, фактически согласилась с положением об обязательности решений Европейского суда по правам человека, выносимых в связи с жалобами на нарушение основных прав и свобод. Данное положение обязательно для государств, подписавших Конвенцию. Акты международного судебного органа, в том числе позволяющие толковать Конвенцию, носят прецедентный характер. Следуя правовым позициям Европейского суда по правам человека, касающихся, также проблемам обеспечения права доступа к суду, важно особое внимание обращать на модернизацию процессуального законодательства Российской Федерации, и формирование актуальной судебной правоприменительной практики. Ошибочно считать, что вопрос обеспечения доступности правосудия получил в стране свое внимание, вследствие исполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из ратифицированных международных правовых актов. Данная проблема стала актуальной, вследствие появления потребности в доступе к судебной информации со стороны самого российского общества. Несмотря на его разобщенность и межнациональность, а также расслоение по имущественному критерию, сложно представить, что имеются социальные слои населения, которые бы не были заинтересованы в доступном, справедливом и качественном правосудии131. Стоит упомянуть мнение М.С. Шакарян, считавшей, что «объективной 131 Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005. 7 с.
109 процессуального и связанного с ним материального законодательства». Выделяя квалифицированных исполнителей, не только судей и судебных исполнителей, но и всех других работников судов и службы исполнителей132. Д.Н. Козак определил доступность правосудия как «наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих права потенциальных участников процесса получить справедливое правосудие»133. С.С. Колобашкина отмечала, что доступность правосудия следует рассматривать как средство гарантирования конституционного права на судебную защиту, обеспечения реальности ее получения, опосредованное наличием законодательно установленной процедуры подачи, рассмотрения и разрешения жалобы, заявления и иного документа компетентным судом134. В.В. Ярков в своих работах указывает, о том, что доступ к правосудию понимается не просто как возможность обратиться к суду, а как принцип, отражающий эффективность правового, организационного и экономического механизмов правосудия и обеспечивающий его на всех стадиях его осуществления135.
Вся работа доступна по ссылке |
|