Быстрый переход к готовым работам
|
Современное состояние правового обеспечения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних делОбязанность государства защитить права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции Российской Федерации. Игнорирование этого принципа приводит к неблагоприятным издержкам, реставрации административно-командных методов управления и, следовательно, к застою в развитии общественных институтов. Этот принцип развития российского социума предполагает преодоление (путем увеличения сферы деятельности общественных, негосударственных институтов) монополизма государственного аппарата в решении ряда общественных задач, в частности относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел. Методы реализации основных функций современного Российского государства в значительной степени способствуют улучшению его жизнедеятельности. Однако некоторые сохранившиеся до настоящего времени элементы государственного аппарата, прежде всего правоохранительной системы, правовые основы деятельности которых заложены в социалистический период, дисгармонируют с принятыми в постсоциалистический период нормативными правовыми актами, в определенной степени препятствуя построению правового государства. В процессе реформирования основ конституционного строя нашего общества обнаружилось значительное несоответствие правовых и организационных основ деятельности некоторых подразделений и служб органов внутренних дел Российской Федерации новым социальным реалиям. В связи с этим нельзя недооценивать роль юридической науки, призванной наметить пути решения политико-правовых проблем, связанных с совершенствованием демократических институтов, с исследованием новых явлений, возникающих в сфере правоприменительной практики, а также со стимулированием социально-активного поведения членов общества. Расхождение порядка осуществления отдельных общественных отношений с научно обоснованными критериями функционирования государственных правоохранительных органов либо их прямое игнорирование могут привести к негативным последствиям, выражающимся в своеобразном выпадении указанных отношений из целостного организационноправового механизма. Дальнейшее развитие нежелательной практики может привести к серьезному дисбалансу в развитии экономических, политических отношений, к отходу от конституционно установленных целей и задач общественного развития, а также причинить существенный социальный урон. Анализируя современное состояние службы вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно остановиться на определении некоторых теоретических терминов, которые в последующем предполагается использовать в рамках настоящего исследования. Основы организационно-правового построения любого государственного органа, например элемента правоохранительной системы, зависят от Де- лей, которые ему предстоит достичь, от задач и функций, которые определены ему для решения или реализации. Как справедливо заметил А.И. Пригожин, «организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей или же когда достижение инди
видуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей»[1]. Утверждение, что система стремится к цели, означает, что ее действие сводят к минимуму рассогласования между наличным состоянием и некоторым заданным состоянием. Этому состоянию соответствует величина, обозначаемая термином «цель». Таким образом, «управленческая цель есть ориентация будущего состояния управленческих объектов, которого они должны достигнуть под воздействием субъекта управления»[2]. В работах некоторых отечественных ученых прослеживается несогласие с точкой зрения, согласно которой любая организация имеет определенную цель. В частности, В.И. Франчук, приводя в исследовании, посвященном указанной проблематике, в качестве практического примера не имеющую, на его взгляд, цели деятельность по созданию населенного пункта, отдельного жилища как одной из форм совместной деятельности людей, делает вывод: «Таким образом, недостаточная адекватность популярного представления о социальной организации как целенаправленной системе и сложность вопросов, связанных с определением ее целей, приводят к выводу о его ограниченной практической значимости и заставляют обратиться к другим представлениям и моделям организации»[3]. По нашему мнению, отстаивая подобную точку зрения, В.И. Франчук делает поспешный вывод. Утверждать ограниченную значимость целенаправленной деятельности организации фактически означает сводить весь операционно-технологический объем реализуемых персоналом мероприятий к набору несвязанных, непоследовательных, хаотичных действий, поскольку с принятием данной точки зрения исчезает основной индикатор эффективности организации - способность достичь декларированной цели. Если цели организации перестают играть основную роль в процедурах ее функционирования, то каким образом автор предполагает определять задачи, функции и структуру организации? Сложность вопросов, связанных с определением целей организаций, является, на наш взгляд, проблемой методической и скорее отражает качество научного инструментария, используемого в ходе анализа, нежели характеризует параметры исследуемой с помощью этого инструментария социальной системы. Таким образом, деятельность управленческого аппарата должна сводиться к установлению соответствия технологии, операций, реализуемых персоналом (личным составом), получаемых результатов и общей модели будущего состояния системы, определяемой термином «цель организации». Целеполагательную функцию для любого государственного института, особенно правоохранительного, выполняют нормы и принципы, закрепленные в основном юридическом законе общества и государства - Конституции. Нормы действующего в Российской Федерации конституционного законодательства составляют формально идеальную инфраструктуру социального регулирования и являются, по сути, осознанным определением государственного строя, основой целевой ориентации государства, совокупности решений в государственной и общественной сферах[4]. В частности, в п. 2 ст. 8 Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Для государственной правоохранительной системы, включая полицию, упомянутое требование является обязательным, целевым. Статья 1 Федерального закона «О полиции» в качестве основных задач полиции, в частности, предусматривает предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Охрана объектов различных форм собственности является важнейшим направлением охраны общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений. Однако организации, специализированно реализующие функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, не в состоянии гарантировать надлежащий уровень защищенности определенных сооружений (нуждающихся в силу различных обстоятельств в специализированной охране), обеспечивая в дополнение к этому необходимый внутриобъектовый и пропускной режим. Указанные доводы потребовали создания специализированных органов, обеспечивающих реализацию функций охраны[5]. В п. 25 ст. 12 Федерального закона «О полиции», регламентирующем обязанности полиции, предписывается охранять на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащее им имущество, инспектировать подразделения охраны организаций. Для реализации указанной функции потребовалось создание и последующее функционирование соответствующего субъекта, специализирующегося на обеспечении сохранности объектов различных форм собственности. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» в ч. 1 устанавливает, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденным 1 марта 2011 г. Указом Президента Российской Федерации № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Министерство внутренних дел Российской Федерации организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам. Для осуществления указанных функций в структуре Центрального аппарата МВД России создано Главное управление вневедомственной охраны.
[1] Пригожий А.И. Социология организации. М., 1980. С. 40-41. [2] Калганова С.Г. Организационно-правовые вопросы управления охраной окружающей природной среды в регионе (по материалам Западной Сибири): дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1995. С. 65. [3] Франчук В.И. Социальные организации: современные принципы построения и совершенствования управления. М., 1995. С. 9. [4] См.: Ушаков А. Собственность и социальное развитие // Право. Собственность. Власть: сб. ст. / отв. ред. С.С. Алексеев. Екатеринбург, 1993. С. 72. [5] См.: Черников В.В. Государственный механизм охраны собственности. Н.Новго- род, 1991. С. 113.
Вся работа доступна по ссылке |
|