Быстрый переход к готовым работам
|
Совершенствование правового регулирования функционирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних делКонституцией Российской Федерации устанавливается верховенство прав и свобод человека, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В соответствии с Основным законом каждый вправе иметь имущество в собственности, все формы собственности признаются и защищаются равным образом (ст. 2, 8, 35). Учитывая постоянно возрастающее количество имущественных преступлений, проблема защиты имущества представляется весьма актуальной. По самым заниженным оценкам, с учетом латентности число посягательств на чужое имущество ежегодно превышает 5 млн правонарушений. Многие аспекты сложной, многогранной проблемы обеспечения защищенности имущества от корыстных посягательств в современных политических и социально-экономических условиях остаются малоисследованными, неразработанными. Реализация права защиты имущества состоит, на наш взгляд, в формировании концептуальных основ осуществления государственной политики в сфере защиты имущества и обусловлено решением комплекса взаимосвязанных задач правового, социального и технического характера. В связи с этим большое значение приобретает деятельность прежде всего государственных структур в обеспечении имущественной безопасности. Под имущественной безопасностью понимается состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств. В.У. Хатуаев на основании проведенных исследований отмечает, что в России создано определенное правовое поле для защиты имущества, которое опирается на положения Конституции Российской Федерации, следовательно, есть основание для выделения законодательства Российской Федерации об имущественной безопасности в самостоятельный институт[1] (в частности им предлагается принятие закона «Об имущественной безопасности»). Такое предложение заслуживает внимания, и принятие специального закона позволило бы существенно повысить уровень имущественной безопасности. Представляется, что в предлагаемом законе должны быть определены взаимные права и обязанности субъектов имущественной безопасности, основные угрозы и эффективные способы противодействия им, а также раскрыты определения и понятия, относящиеся к имущественной безопасности. Для наиболее полного достижения целей предлагаемого закона, на наш взгляд, его принятие должно сопровождаться уточнением и дальнейшей разработкой законодательства и подзаконных актов Российской Федерации, затрагивающих упомянутый круг общественных отношений, — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» и др. Основой деятельности подразделений вневедомственной охраны является осуществление административных функций. Административно-правовая деятельность по обеспечению имущественной безопасности подразделениями вневедомственной охраны построена на установлении таких отношений, в которых юридические и физические лица исполняют обязанности по сохранению имущества и созданию надлежащих условий по ее сбережению, привлечению к ответственности лиц, посягающих на чужое имущество. В обеспечении защиты имущества подразделениями вневедомственной охраны возникают вопросы несоответствия некоторых функций указанных подразделений Конституции Российской Федерации, а также нормам действующего законодательства. В частности, высказывается мнение о том, что функции по защите имущества подразделениями вневедомственной охраны не соответствуют установленным ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантиям равенства прав и свобод человека и гражданина, а также положениям ч. 1 ст. 45 и ст. 35 Конституции Российской Федерации. Несоответствие объясняется тем, что реализация гарантий напрямую связана с имущественным положением гражданина - собственника имущества, поскольку в соответствии с п. 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации материальные ценности, находящиеся в различных формах собственности, охраняются на основе договоров с собственниками имущества[2]. Вряд ли с таким суждением можно согласиться. В указанных нормах Конституции Российской Федерации гарантирована защита прав и свобод человека и гражданина правовыми способами, которые обеспечиваются различными отраслями права. В частности, в УК РФ предусмотрена глава 21 «Преступления против собственности», соответственно, в случае покушения на чужое имущество независимо от формы ее собственности наступает уголовная ответственность, предусмотренная законом. КоАП РФ в ст. 7.27 предусматривает административную ответственность за хищение чужого имущества, если ее стоимость не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, находящегося у другого лица без надлежащего правового основания. Более детальный анализ законодательства Российской Федерации позволит привести подобные правовые способы обеспечения имущественной безопасности. Кроме того, просматривается несогласованность предпринимательской деятельности подразделений вневедомственной охраны с нормами действующего законодательства. В связи с этим возникает необходимость разграничения государственно-административных и хозяйственно-коммерческих функций. Подразделения вневедомственной охраны, являясь правоохранительным органом, реализуют одну из задач полиции по защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, сформулированной в Федеральном законе «О полиции», оказывая охранные услуги на возмездной основе. На практике такие противоречия разрешаются в пользу подразделений вневедомственной охраны, деятельность которых не признается предпринимательской и не подлежит обложению налогом'. В основе решений судов - ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Безусловно, деятельность подразделений вневедомственной охраны обладает чертами предпринимательской, вместе с тем в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается деятельность, осуществляемая на свой риск, главной целью которой является получение прибыли. Подразделения вневедомственной охраны не обладают полной правоспособностью лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, так как они могут направлять денежные средства только на установленные законом цели и выполнять предусмотренную законом деятельность.
[1] См.: Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: монография. Воронеж, 2004. С. 37. [2] См.: Дудин Г.Е. Административно-правовая охрана собственности подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел МВД РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
Вся работа доступна по ссылке |
|