Быстрый переход к готовым работам
|
Проблемы организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской ФедерацииПравовые и организационные основы административной деятельности вневедомственной охраны по обеспечению имущественной безопасности, безопасности личности являются недостаточно исследованными. Практические работники испытывают потребность в комплексном анализе проблемных вопросов функционирования подразделений вневедомственной охраны; создании на этой основе системного подхода к решению поставленных перед службой задач; наиболее оптимальных формах и методах управления; организационно-штатном построении службы; определении стратегии расширения сферы деятельности; поиске эффективных способов защиты имущественной и личной безопасности; совершенствовании нормативно-правовой основы деятельности подразделений вневедомственной охраны. Социальное управление в широком понимании этого термина - непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, предприятие) для достижения оптимальных результатов при минимальных затратах времени и ресурсов[1]. Раскрытию понятия управления, выяснению его назначения, сущности и содержания посвящена обширная литература. На этот счет высказано большое количество разных суждений и мнений, выдвинуто множество теоретических концепций. Разнообразие подходов присуще также анализу управленческой деятельности в сфере охраны правопорядка, борьбы с правонарушениями. При этом основными чертами (признаками) социального управления как особого вида субъективной деятельности людей признаются[2]: управление - это деятельность, призванная поддерживать и укреплять систему организованности общества, процессов, протекающих в нем; управление относится к сознательной деятельности особого уровня (надстраивается над исполнительской деятельностью); основное содержание управления проявляется в оказании целенаправленного воздействия на поведение людей и их коллективов; управление осуществляется специально формируемыми и полномочными группами людей. Применительно к государственному управлению дополнительно называются следующие его специфические черты: а) организационно-властный характер воздействий; б) осуществление преимущественно в правовой форме; в) выполнение управленческих функций разветвленной сетью государственных органов; г) реализация задач, функций и интересов государства как основной части политической системы общества. Основываясь на названных положениях, можно предложить несколько рабочих определений государственного управления процессами охраны собственности, понимая под этим: — сознательное волевое определение целей и средств деятельности государственных органов по предупреждению и пресечению преступлений против собственности, восстановлению нарушенных имущественных правоотношений; - совокупность целенаправленных воздействий на социальные субъекты для обеспечения их совместной деятельности по достижению наилучших результатов в борьбе с правонарушениями, посягающими на собственность. Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследования - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Любой управленческий процесс состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и взаимосвязь составляют технологию управленческого процесса. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму. Иными словами, технология управления - это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления[3]. В управлении органами внутренних дел технологический процесс управления осуществляется непрерывно, но при определенной неполноте исходной информации и в условиях стремительно изменяющейся внешней среды. Однако дефицит информации не является непреодолимым препятствием для принятия управленческого решения. Его адекватность может быть достигнута многовариантностью базовых моделей управленческих решений для действий в той или иной ситуации. Управление не претендует на статус точной науки, поскольку в процесс управления включена такая противоречивая составляющая, как человек. Однако наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по оптимизации различных функций управления.
Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой функции, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления[4]. Функции управления весьма многогранны: организация, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, являющийся для вневедомственной охраны жизненно необходимым. В этом контексте функции управления вневедомственной охраной существенно отличаются от функций управления, реализуемых другими службами органов внутренних дел. В отличие от них у вневедомственной охраны имеется своя продукция (охранная услуга), которая может быть востребована на рынке этого рода услуг, а значит, нуждается в маркетинге. В 2004 г. после перевода на сметно-бюджетную систему финансирования вневедомственная охрана еще принесла в бюджет государства больше средств, чем израсходовала, но потом ее эффективность пошла на спад. За последние несколько лет вневедомственная охрана превратилось в структуру, которая тратит, а не зарабатывает деньги. В 2009 г. вневедомственная охрана принесла в бюджет 48,1 млрд рублей. Расходы же на содержание вневедомственной охраны при этом более чем на 10 % превысили доходы и составили 57 млрд рублей[5]. Такое же превышение расходов над доходами наблюдалось и в 2008 г. Тем не менее, с соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 25[6], устанавливающем в приложении № 5 оценочные показатели деятельности подразделений вневедомственной охраны, в п. 1 указаны результаты финансово-хозяйственной деятельности и в первую очередь «выполнение установленного задания по сбору доходов федерального бюджета от взимания платы за услуги, представляемые на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества юридических и физических лиц».
[1] См.: Киоринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М., 1999. С. 7. [2] См.: Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / под ред. В.Д. Малкова. М., 1990. С. 16. [3] См.: Кноринг П.И. Указ. соч. С. 14. [4] См.: Горин Е.В. Поговорим о методах управления // Охрана. 2000. № 2. [5] См.: Об исполнении федерального бюджета за 2009 год: Федеральный закон от [6] октября 2010 г. № 255-ФЗ. См.: Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 25.
Вся работа доступна по ссылке |
|